Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Юридическая риторикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога. Адресат и адресант судебной речи. Полемика в судебном красноречии. История становления искусства спора. Виды спора. Правила ведения спора. Приемы ведения полемики. Виды судебных речей. Обвинительная речь прокурора. Защитительная речь адвоката. Функции этики в юридической риторике. Публичное выступление юриста в массовой аудитории. Методика подготовки публичного выступления. Виды контрольно-обучающих заданий В процессе освоения лекционно-практического курса риторики студенты выполняют различные виды практических и контрольных заданий: 1. Речевые задачи: разыгрывание ситуаций общения; участие в ролевых играх. 2. Аналитические задания: риторический анализ текстов-образцов (выявление в них образцовых признаков и негативных). 3. Аналитико-конструктивные задания предполагают умение обучаемых редактировать негативные образцы чужих и собственных высказываний; создавать недостающие части речей различных видов текстов. Кроме того, студенты должны научиться писать различные виды конспектов по теме, уметь использовать их для ответа на теоретические вопросы по дисциплине, а также включать цитаты (чужую речь) в собственное высказывание. 4. Творческие задания: создание и произнесение спонтанных и подготовленных речей. 5. Аналитико-синтетические задания: (вос)создание структурно-семантических, композиционных частей текстов. Форма итогового контроля – зачет (по вопросам билетов). 1.6. Требования к освоению дисциплины 1. Студент должен владеть: · терминологическим минимумом (ключевой терминологией), использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем); · теоретическим материалом по разделам тем; · информацией об истоках ораторского мастерства (с использованием примеров речей и указанием на их авторов, а также знаниями о биографии ораторов, специфике их риторических взглядов и новаторстве), об этапах развития ораторского искусства и специфике юридической риторики в настоящее время, а также об особенностях судебной речи, ее адресанте и адресате, этических составляющих; · сведениями о видах спора, полемики, средствах ведения судебных прений, выражения судебной этики; · знаниями об этапах создания (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция) публичного выступления; риторических свойствах голоса, темпе, тембре, мелодике, видах упражнений для их развития или совершенствования. 2. Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:
2. Тематический план рабочей программы 2.1. Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения (групп Ю-08)
Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)
Терминологический минимум
Определения Риторика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения. Адресант – тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи. Адресат – тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Текст - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Композиция – выстраивание последовательности частей текста, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянной заботе автора об управлении вниманием адресата. Логические законы риторики – такие законы логики в речи, которые выделяют соотношение речи и мышления, соответствие общего логического построения текста замыслу автора. Закон тождества «Всякая сущность совпадает сама с собой». Закон противоречия «Никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным». Закон исключенного третьего «Из двух высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Закон достаточного основания «Всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано». Риторические действия адресанта при создании текста – риторические действия адресанта, согласно которым он выполняет пять этапов: диспозиция, инвенция, элокуция, мемориа, акцио. Введение – начальная композиционная часть монологического текста, связанная с ситуацией общения, и с содержанием данного речевого произведения. Основная часть (расположение) – последовательность частей, обеспечивающая развитие темы; презентация заранее отобранных фактов. Заключение – конечная композиционная часть монологического текста, основная задача которой – еще раз прояснить поставленную автором цель, обобщить все сказанное, подвести логический итог Деловое общение – межличностное взаимодействие с целью организации и оптимизации предметной деятельности (производственной, научной, юридической, управленческой, финансовой). «Максимы» общения – правила делового общения, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия на что-то, побудить к определенным действиям. Деловая беседа – распространенный вид непосредственного делового общения в диалогической устной форме. Инвенция (изобретение) – первая часть классического канона риторики, в которой рассмотрены правила мыслительной разработки темы в соответствии с целью ритора. Диспозиция (расположение) – вторая часть классического канона риторики, в которой рассматриваются правила последовательного представления частей разработанной ранее (на этапе изобретения) темы будущего текста. Элокуция (словесное выражение, оформление) – третья часть классического канона риторики: изложение изобретенного содержания в обдуманной последовательности в виде текста, его украшение с помощью изобразительных средств, речевых приемов. Предполагает осознанный отбор и группировку языковых средств в соответствии с замыслом автора. Мемориа (запоминание) – четвертая часть классического канона риторики, рассматривающая способы и приемы запоминания речи, заучивания ее наизусть. Акцио (произнесение, исполнение) – пятая часть классического канона риторики, рассматривающая правила преподнесения подготовленного текста. Публичное выступление - официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. Виды композиции. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи. Предполагает использование нескольких методов построения материала: дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению; «козыри» (сильные аргументы) предъявляются в последнюю очередь; индуктивный метод – репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее; метод аналогии – один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект; стадиальный метод (напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому; концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение. Топы (общие места, топосы) – логические модели развития мысли о предмете речи. Виды топов: внутренние и внешние (см. лекции). Хрия – классическая содержательная схема речи-рассуждения, т. Е. текста, содержанием которого является доказательство определенной мысли (тезиса) как истинной или ложной. Предполагает последовательное расположение частей: приступ (введение, связанное с темой) – парафразис, экспозиция (объяснение темы) – причина (аргументы) – противное (сопоставление с противоположным) – пример – свидетельство (мнение в поддержку своей позиции) – заключение. Риторический канон – схема перевода речи мыслимой (внутренней) в речь высказанную (внешнюю). Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь; образ хорошей речи. Аргумент - довод, являющийся обоснованием тезиса; виды аргументов (см. практические занятия). Тезис - положение, нуждающееся в доказательстве. Доказательство – довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-л. Аргумент. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. Логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Тема текста – предмет речи целого текста; содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла (то, о чем говорится в тексте). Основная мысль текста – то, что говорится в тексте, ради чего он был создан автором. Абзац - это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль абзаца. Виды связи предложений в абзаце. Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением. Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев. Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором цепная и параллельная связь предложений сосуществуют. Структурно-семантические единства (микротемы) – тема части текста, далее не делимой в тематическом отношении (обычно тема сложного синтаксического целого). Заголовок – название текста, отдельно взятого или в составе группы однородных членов, а также частей крупного текста. Фразы-скрепы (языковые коннекторы) – относительно устойчивые языковые единицы, связывающие отдельные микротемы (части) текста. Диалог – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (полилог); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Монолог – развернутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Спор - родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Виды спора (см. лекции). Полемика - борьба принципиально противоположных мнений, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия - наиболее сложная и богатая разновидность спора, а именно: спор на определенную тему и по определенной мысли с точки зрения ее истинности, достоверности, правомерности, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью ее выяснения и решения. Вопрос – разновидность высказывания по цели речи, а именно высказывание, с помощью которого говорящий выражает желание получить какую-либо информацию (преимущественно от говорящего партнера). Виды вопросов (см. учебник). Красноречие – дар речи, способность и умение излагать мысли икусно и убедительно. Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме; особый оборот, особое употребление фраз, слов и выражений в переносном, образном или иносказательном смысле. Слово, словосочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, мейозис, гипербола, ирония, аллегория и др.). Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – приём выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте; устойчивое синтаксическое образование, которое отличается от синтаксических построений обиходной речи и способствует усилению эмоциональности и убедительности высказывания (сравнение, антитеза, оксюморон, градация (лестница), риторический вопрос, риторическое восклицание и др.). Средства диалогизации монолога – глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте обратимя к, обратите внимание, всмотритесь и др.); глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд пример его точку зрения (я считаю, что…; я полагаю, что…; я заявляю, что…). Лекторское мы объединяет оратора и состав суда в процессе поиска истины (мы видим, мы знаем, мы помним). Конструкции с несобственно-прямой речью: обвиняемый говорит, что…; свидетель показывает, что…). Ссылка на чужое мнение. Чужая речь. Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Редактирование (правка) текста - один из завершающих этапов письма как вида речевой деятельности, который предполагает совершенствование написанного (проверку текста на уровне соответствия различным нормам (правилам): орфографической, пунктуационной, речевой). Замысел (речевой) – намерение автора, определяющее общее направление его речевых действия, их мотивированное движение к определенной цели. Имидж – образ лица, организации, вещи, осознанно создаваемый с целью достижения социального успеха, влиятельности в обществе. Речевой жанр - форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Интенция (речевая) (коммуникативное намерение) – первотолчок к созданию речевого произведения, неоформленное желание, которое в будущем должно быть оформлено посредством речи. Коммуникативные качества речи - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Коммуникативная компетенция – владение языком, соединение знания языка с опытом речевого общения, умение творить речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать речь с учетом замысла автора и обстоятельств общения. Этос – одно из трех оснований античной риторики, а именно ее нравственное начало. Логос – одно из трех оснований античной риторики, а именно – ее мыслительное начало. Пафос - одно из трех оснований античной риторики, ее эмоциональное начало. Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре. Мелодика - (мелодический рисунок речи) – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Темп - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Тембр речи - это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении звуков, слогов, слов. Паузация – перерывы в звучащей речи, с помощью которых речевой поток делится на порции – сегменты. Риторические свойства голоса – набор таких качеств голоса ритора, которые позволяют говорить о профессионально разработанном голосе, поставленном голосе: интонационное богатство, помехоустойчивость, чистота, полетность, суггестивность, выносливость, большой диапазон и высота и др. Гомилетика – род публичной монологической речи, построенный на основе собеседования с адресатом (как правило, богословско-церковное красноречие). Софизм – умышленная ошибка в рассуждении, выдаваемая за истину. Софизм основывается на намеренно неправильном подборе фактов, на подмене понятий, на том, что часть сообщения вырывается из контекста: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. Образ оратора – естественно складывающееся в сознании адресата представление о риторе: его типе внешности, здоровье, энергии, характере, нравственных позициях, образовании, эрудиции, воспитании, профессии и др. Дебаты - прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам. Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему. Прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлениями мнений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.014 с.) |