Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риторика как наука и как учебный предмет. Задачи курса.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Риторика как наука и как учебный предмет. Задачи курса. Риторика – ораторское искусства, теория красноречия. С другой стороны – учебный предмет, который изучает теорию красноречия Риторика как наука изучает те словесные приёмы и формы убеждения, приводящего к достижению согласия, которые учитывают свободную волю человека, его способность разумно оценить и обсудить предлагаемые доводы и самостоятельно принять решение. Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения. Главная цель изучения риторики – практическая (владение искусством целесообразного убеждающего слова). Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому изучение его требует очень серьёзного труда Чтобы действительно научиться строить грамотную и убедительную письменную и устную публичную речь, необходимо: 1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; 2) читать и разбирать произведения являющихся своего рода образцом классических авторов, чтобы развить в себе умение понимать произведение слова; 3) упражняться в построении различного рода устных и письменных текстов, то есть усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; 4) говорить и писать публично в реальных обстоятельствах общественной жизни, что, собственно, и составляет самую суть миссионерской деятельности. Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая, главная задача, - в ходе профессиональной деятельности ритора. Учебный курс риторики – это всего лишь основа профессиональной компетентности ритра.
2.Причины возникновения риторики. Исторические этапы развития риторики. Древнегреческая риторика В истории риторики выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв до н.э. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. В более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей. Таким образом, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Древнеримская риторика Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. В римский период усилились прагматические тенденции: -повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. - повышение роли правил, подготовки в области красноречия -эстетический фактор в мастерстве красноречия. Хорошая и украшенная речь в этот период ценится все выше. Риторика в Древнем Китае Монархии (большие и малые) стремились утвердиться в борьбе за власть, что требовало от них воли и мудрости. Решения должны были быть дальновидными и быстрыми. Поскольку принятие решений происходит в ученом аристократическом кругу, то к речи предъявляются требования предельного лаконизма, умственной и эмоциональной напряженности, сдержанной страсти и ответственности за каждое слово. Риторика в Древней Индии Существовали три сословия: духовное(брамины), военное и остальные люди, занятые физическим трудом (. Сословия не должны смешиваться в разговорах, одежде, приеме пищи и в брачных отношениях. Это делает любые проявления практической речи не всеобщими. Сосредоточение умственного и, следовательно, речевого труда в касте браминов создало приоритет литургической и учебной речи перед всеми иными видами речи. Риторика в «Новое время» Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковь обратила свое слово ко всем людям, независимо от их социального положения. Самой распространенной формой массового общения и инструментом политической пропаганды становится церковная проповедь. 3.Основные понятия традиционной античной риторики. Источники и цели красноречия. Красноречие — умение говорить красиво и убедительно, ораторские способности (природные или приобретённые).Различалось три источника красноречия и три цели красноречия. Тремя источниками красноречия считалось природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. Три цели красноречия были: убедить, усладить и взволновать.
Риторика софистов. Софисты — (буквально, мудрецы, от греч. слова «софия» — мудрость), которые не только обучали красноречию, но и пропагандировали новый идеал человека — гармонически развитую личность, «общественного человека», составной частью воспитания которого и стало красноречие. Главный принцип софистов, который утверждал, что нет ничего истинного или ложного, есть мнение более убедительное и менее убедительное, звучал следующим образом: «Человек есть мера всех вещей». Так, один из софистов Протагор Абдерский, еще в 5 веке до н.э. конкретизировал этот постулат в своем выражении: «Человек имеет дело лишь со своими ощущениями, и, следовательно, они и есть единственный критерий истины». Т.е. «во главу угла» он ставил не бытие, а субъекта, его познающего. Отсюда и задача риторики — убеждать, причем, все равно какими средствами, а для этого хороши и софизмы — хитрые уловки, намеренно ложные умозаключения, выдаваемые за правильные. Для убеждения у софистов были два способа: 1)диалектика — искусство рассуждать, направленное к разуму слушателей, и 2)риторика — искусство говорить, направленное на их чувства. Тот, кто овладеет обоими видами речевого искусства, сможет переубедить любого оппонента, тем самым добившись торжества своего мнения, что, в конечном, итоге, и является целью человека «общественного», участвующего в государственных делах. Сам Протагор, как преподаватель риторики, возвысил ее до важнейших искусств. Урок красноречия, по – Протагору, основан на четырех составляющих: 1. Публичное чтение речей и заучивание их; 2. Импровизация;
3. Устный разбор поэтических сочинений; 4. Эристика, или искусство ведения спора. Кроме того, он первым составил, т.н. общие места, т.е. список тех приёмов, при помощи которых оратор выявляет различные взгляды на тот или иной вопрос. Этот список состоял из цитат великих ораторов. Сам Протагор преподавал юношам этику (науку о нравственности) через искусство красноречия, но делал это за деньги. Поэтому Платон презрительно называл софистов «платными учителями добродетели», при этом, он сам, строго различает знание и веру. Вера, по его мнению, может быть, как истинной, так и ложной, знание же всегда — истина. Поэтому убеждать риторически – значит вызывать не знание без веры, но веру без знания. Отсюда делаются вывод, что риторика должна создавать в душе строй и порядок. А это приводит к изгнанию из души стремления к дурным удовольствиям и несправедливости
Требования формальной логики по содержанию речи. Логические ошибки. Основные формально-логические законы 1) Закон тождества - "Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание". Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. 2) Закон противоречия: "Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными".. Закон противоречия он считал основным принципом мышления. 3) Закон исключенного третьего: "Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно".
4)Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным. Этого требует закон достаточного основания: "Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана". Этот закон был сформулирован немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующего принципа: "Все существующее имеет достаточное основание для своего существования".
Роль в политической сфере Развитие демократии, распространение идей свободы личности и равенства людей перед законом обусловили потребность общества в риторике, которая показала бы, как убеждать равному равного. В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекают в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство вновь стало востребованным. Лексика научного стиля речи Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Риторика как наука и как учебный предмет. Задачи курса. Риторика – ораторское искусства, теория красноречия. С другой стороны – учебный предмет, который изучает теорию красноречия Риторика как наука изучает те словесные приёмы и формы убеждения, приводящего к достижению согласия, которые учитывают свободную волю человека, его способность разумно оценить и обсудить предлагаемые доводы и самостоятельно принять решение. Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения. Главная цель изучения риторики – практическая (владение искусством целесообразного убеждающего слова). Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому изучение его требует очень серьёзного труда Чтобы действительно научиться строить грамотную и убедительную письменную и устную публичную речь, необходимо: 1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; 2) читать и разбирать произведения являющихся своего рода образцом классических авторов, чтобы развить в себе умение понимать произведение слова; 3) упражняться в построении различного рода устных и письменных текстов, то есть усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; 4) говорить и писать публично в реальных обстоятельствах общественной жизни, что, собственно, и составляет самую суть миссионерской деятельности. Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая, главная задача, - в ходе профессиональной деятельности ритора. Учебный курс риторики – это всего лишь основа профессиональной компетентности ритра.
2.Причины возникновения риторики. Исторические этапы развития риторики. Древнегреческая риторика В истории риторики выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв до н.э. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. В более выгодном положении оказывались те, кто, обладая даром слова, умел расположить к себе слушателей. Таким образом, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Древнеримская риторика Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. В римский период усилились прагматические тенденции: -повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. - повышение роли правил, подготовки в области красноречия -эстетический фактор в мастерстве красноречия. Хорошая и украшенная речь в этот период ценится все выше. Риторика в Древнем Китае Монархии (большие и малые) стремились утвердиться в борьбе за власть, что требовало от них воли и мудрости. Решения должны были быть дальновидными и быстрыми. Поскольку принятие решений происходит в ученом аристократическом кругу, то к речи предъявляются требования предельного лаконизма, умственной и эмоциональной напряженности, сдержанной страсти и ответственности за каждое слово. Риторика в Древней Индии Существовали три сословия: духовное(брамины), военное и остальные люди, занятые физическим трудом (. Сословия не должны смешиваться в разговорах, одежде, приеме пищи и в брачных отношениях. Это делает любые проявления практической речи не всеобщими. Сосредоточение умственного и, следовательно, речевого труда в касте браминов создало приоритет литургической и учебной речи перед всеми иными видами речи. Риторика в «Новое время» Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковь обратила свое слово ко всем людям, независимо от их социального положения. Самой распространенной формой массового общения и инструментом политической пропаганды становится церковная проповедь. 3.Основные понятия традиционной античной риторики. Источники и цели красноречия. Красноречие — умение говорить красиво и убедительно, ораторские способности (природные или приобретённые).Различалось три источника красноречия и три цели красноречия. Тремя источниками красноречия считалось природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. Три цели красноречия были: убедить, усладить и взволновать.
Риторика софистов. Софисты — (буквально, мудрецы, от греч. слова «софия» — мудрость), которые не только обучали красноречию, но и пропагандировали новый идеал человека — гармонически развитую личность, «общественного человека», составной частью воспитания которого и стало красноречие. Главный принцип софистов, который утверждал, что нет ничего истинного или ложного, есть мнение более убедительное и менее убедительное, звучал следующим образом: «Человек есть мера всех вещей». Так, один из софистов Протагор Абдерский, еще в 5 веке до н.э. конкретизировал этот постулат в своем выражении: «Человек имеет дело лишь со своими ощущениями, и, следовательно, они и есть единственный критерий истины». Т.е. «во главу угла» он ставил не бытие, а субъекта, его познающего. Отсюда и задача риторики — убеждать, причем, все равно какими средствами, а для этого хороши и софизмы — хитрые уловки, намеренно ложные умозаключения, выдаваемые за правильные. Для убеждения у софистов были два способа: 1)диалектика — искусство рассуждать, направленное к разуму слушателей, и 2)риторика — искусство говорить, направленное на их чувства. Тот, кто овладеет обоими видами речевого искусства, сможет переубедить любого оппонента, тем самым добившись торжества своего мнения, что, в конечном, итоге, и является целью человека «общественного», участвующего в государственных делах. Сам Протагор, как преподаватель риторики, возвысил ее до важнейших искусств. Урок красноречия, по – Протагору, основан на четырех составляющих: 1. Публичное чтение речей и заучивание их; 2. Импровизация;
3. Устный разбор поэтических сочинений; 4. Эристика, или искусство ведения спора. Кроме того, он первым составил, т.н. общие места, т.е. список тех приёмов, при помощи которых оратор выявляет различные взгляды на тот или иной вопрос. Этот список состоял из цитат великих ораторов. Сам Протагор преподавал юношам этику (науку о нравственности) через искусство красноречия, но делал это за деньги. Поэтому Платон презрительно называл софистов «платными учителями добродетели», при этом, он сам, строго различает знание и веру. Вера, по его мнению, может быть, как истинной, так и ложной, знание же всегда — истина. Поэтому убеждать риторически – значит вызывать не знание без веры, но веру без знания. Отсюда делаются вывод, что риторика должна создавать в душе строй и порядок. А это приводит к изгнанию из души стремления к дурным удовольствиям и несправедливости
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.41 (0.014 с.) |