Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы риторики. Особенности публичного выступления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие риторики, ораторского искусства. 2. Композиция речи. 3. Этапы подготовки к публичному выступлению. 4. Методы изложения материала.
Основные теоретические сведения Риторика, ораторское искусство – это теория и искусство красноречия; способность, умение говорить красиво, убедительно. Риторикой называют также учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. При подготовке к выступлению сначала следует сформулировать тему выступления. Название речи должно быть ясным, по возможности кратким. Далее необходимо определить цель выступления. Следующий этап – поиск и отбор материала. Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. Обязательно следует делать записи прочитанного. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Во вступлении необходимо подчеркнуть актуальность темы, значение ее для данной аудитории, сформулировать цель выступления, кратко изложить историю вопроса. В главной части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность. В заключении подводится итог всему выступлению.
Упражнения
1. С кем из двух величайших ораторов древности – Демосфеном или Цицероном – вы согласны в определении требований к личности оратора? Сформулируйте ваше представление об идеальном ораторе. …Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество (Демосфен, речь “О венце”); … Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев (Антоний в трактате Цицерона «Об ораторском искусстве»).
2. Какие части из речи Исократа (она написана ок. 358-355 гг. до н.э.) приведены ниже? Подчеркните глаголы, обозначающие коммуникативные намерения оратора. Какова основная мысль высказывания Исократа? Все, кто выходит на эту трибуну, обычно заявляют, что вопрос, по которому они будут выступать, очень важен и заслуживает величайшего внимания нашего героя. И если подобное предисловие было вполне уместно в других случаях, то мне представляется, что с этого же следует начать речь и о нынешних наших делах. Ведь мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей… Можно еще много и хорошо говорить на эту тему, но два обстоятельства побуждают меня прекратить свое выступление: длина моей речи и мои годы. Я прошу и призываю тех, кто моложе меня и имеет больше сил произносить и писать такие речи, чтобы склонить с их помощью наиболее сильные гражданские государства, привыкшие причинять зло остальным, обратиться к добродетели и справедливости. А в обстановке процветания Эллады лучше условия и для ученых занятий. 3. Связаны ли для вас понятия «содержа-тельность» и «продолжительность речи»? Прочитайте пословицы и известные изречения. О каком качестве речи в них говорится? Что в них является общим, чем они различаются? В многословии не без пустословия. Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену. Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка. Краткость приятна, когда она сочетается с ясностью. (Дионисий) Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх) И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть. (Б. Паскаль) Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. (Цицерон) Краткие речи всегда более содержательны и способны вызвать сильное впечатление. (М. Горький) Никогда не бываешь многословным, если говоришь то, что хочешь сказать. (Э. Делакруа) 4. Подготовьте небольшое выступление не информативного характера, а убеждающее, агитационное или побуждающее к действию, на 5-10 минут по какой-либо актуальной проблеме политики, культуры, нравственности, экономики, экологии и др. Список литературы
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 211-301. 2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.95 - 147. 3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 467 - 483.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1. Русский язык среди языков мира. 2. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. 3. История развития норм русского литературного языка. 4. Трудные случаи в системе норм произношения и ударения слов. 5. Трудные случаи употребления имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в современном русском языке. 6. Трудные случаи употребления форм русского глагола. 7. Словари современного русского литературного языка как энциклопедический, ортологический и лингвокультурологический справочник. 8. История формирования научного стиля речи. 9. Истоки русского риторического идеала. 10. Ораторы Древней Греции и Древнего Рима. 11. История российского красноречия. 12. Русская риторика XX века. 13. Традиции политического красноречия в России. 14. Невербальные средства общения. 15. Спор как разновидность речевой коммуникации. 16. Убеждение и манипуляция как формы риторического воздействия. 17. Эволюция формул речевого этикета (обращения и др.). 18. Русская фразеология и выразительность русской речи. 19. Фразеологизмы, пришедшие из мифологии. 20. Басни Крылова как источник русской фразеологии. 21. Заимствованные слова в современной русской речи. 22. Новые формы в современной деловой переписке. 23. Культурно-речевая ситуация в современном обществе и язык прессы. 24. Язык рекламы. Реклама и СМИ. 25. Интернет и современная речевая культура.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ 1. Что такое красноречие? // Русская речь. 2005. №4. 2. Кодификация нормы и языковая традиция // Русский язык в школе. 2008. №7. 3. Орфоэпия и вариативность // Русский язык в школе. 2009. №1. 4. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. 2006. №3. 5. Святая святых // Русская речь. 2006. №4. 6. «… Вот рыскают по свету, бьют баклуши …» // Русская речь. 2007. №2. 7. Бить челом // Русская речь. 2007. №3. 8. Афористика в газете // Русская речь. 2007. №3. 9. Слова-«хамелеоны» в языке СМИ // Русская речь. 2007. №5. 10. Биржа в прошлом и настоящем // Русская речь. 2007. №6. 11. Наплыв американизмов и речевая культура //Русская речь. 2008. №5. 12. Большинство делегатов прибыли или прибыло? // Русская речь. 2008. №3. 13. Амбиция и амбициозный в русском языке XXI века // Русский язык в школе. 2008. №1. 14. Из жизни языковых фантомов: новые русские // Русский язык в школе. 2008. №5.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. М., 1990. 2. Введенская, Л.А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. 3. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988. 4. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. 5. Ипполитова, Н. А., Князева, О. Ю., Саввова, М. Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие. М., 2006. 6. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 7. Розенталь, Д. Э., Голуб, И. Б. Секреты стилистики. М., 2002. 8. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. М., 2002. 9. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. М.- С.-Пб., 2002. 10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000. 11. Сидорова, М. Ю. Русский язык и культура речи: конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2007. 12. Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева.- М., 1988.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.009 с.) |