Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологические нормы русского языка

Поиск

1. Понятие морфологической нормы.

2. Особенности употребления имен суще-ствительных:

а) трудности в определении рода;

б) варианты падежных окончаний;

в) использование форм единственного и множественного числа.

3. Колебания в формах прилагательного, числительного, местоимения, глагола.

 

Основные теоретические сведения

 

Морфологические нормы определяют выбор форм слова, вариантов падежных окончаний, морфологические особенности разных частей речи.

Колебания в роде наблюдаются у н е с к л о н я е - м ы х существительных. Большинство несклоняемых существительных, обозначающих неодушевленные предметы, принадлежат к среднему роду, но имеются и исключения. Так, несклоняемые существительные, входящие в понятие “язык”, относятся к мужскому роду: бенгали, хинди, пушту и др. Слово эсперанто употребляется и в мужском, и в среднем роде. Слово сирокко – мужского рода (под влиянием слова ветер). Слова кольраби (капуста), салями (колбаса) – женского рода. Слова шимпанзе, кенгуру – мужского рода, но в определенном контексте употребляются в форме женского рода: Шимпанзе вскармливала детенышей. Род несклоняемых существительных, выражающих географические названия, определяется по грамматическому роду существительного, обозначающего родовое понятие: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река), живописный Капри (остров), полноводное Онтарио (озеро). Грамматический род с л о ж н о с о с т а в н ы х слов типа кресло-кровать, завод-лаборатория определяется по роду в е д у щ е г о слова, имеющего функционально-смысловую нагрузку. Как правило, на первом месте стоит ведущее слово: завод-лаборатория выполнил заказ, книга-справочник распродана, ракета-носитель вышла на орбиту. Грамматический род с л о ж н о с о к р а щ е н н ы х слов (аббревиатур) определяется по роду ведущего слова расшифрованного составного наименования: МГУ – м. р. (Московский государственный университет).

 

Упражнения

1. Определите род несклоняемых существи-тельных, составьте с ними словосочетания:

Авеню, бигуди, бра, безе, кенгуру, коммюнике, галифе, купе, леди, кофе, меню, реле, сабо, Баку, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Сочи, Токио, Колорадо, сулугуни, цунами, пенальти, сирокко, цеце, филе, фойе, хинди, эскимо, Гоби, Дели, Замбези, салями, кольраби, киви.

 

 

2. Установите различия в формах множественного числа данных существительных, составьте с ними предложения:

Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, поясы – пояса, образы – образа, пропуски – пропуска, цветы – цвета, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы - хлеба, кондукторы – кондуктора.

 

 

3. От приведенных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гусары, заморозки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туфли, уланы, чулки, якуты, ясли.

 

 

4. Вставьте окончания, мотивируйте свой выбор:

1. Нет дым… без огня. 2. Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 3. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… 4. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… 5. Весной все деревья в цвет… 6. Картина выполнена в цвет… 7. Находиться в цветущем сад… – одно удовольствие. 8. Собол…, выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой. 9. Ордер… на квартиры в новом доме уже выдали. 10. На конференции выступили известные доктор… наук.

 

5. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения:

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

6. Раскройте скобки, выберите правильную форму:

1. Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 3. Старый лес (величествен, величественен). 4. Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 5. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительные задания. 6. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях. 7. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. 8. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор). 9. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила. 10. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости. 11. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции. 12. Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу. 13. Нам (машут – махают) платками. С потолка (капает – каплет). 14. Они (заготавливают – заготовляют) солому на зиму. 15. Спортсмен (мечет – метает) копье.

 

7. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 2. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут. 3. Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. 4. В иных местах насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега. 5. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме.

Список литературы

 

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 71-75.

2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. М., 1997. С.108-129.

3. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. М., 2001. С. 100-108, 115-131, 137-145, 180-183, 192-198.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.324 – 330.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 164-257.

 

Практическое занятие №9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.01 с.)