Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксические нормы русского языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие синтаксической нормы. 2. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. 3. Трудные случаи управления. 4. Речевые ошибки.
Основные теоретические сведения
Синтаксические нормы определяют особенности построения словосочетаний, предложений и текста как целого, а также порядок слов в предложении. Существуют трудности при выборе формы сказуемого при словах большинство, меньшинство, множество и др. + Р.п. существительного. В зависимости от контекста может использоваться форма единственного или множественного числа. Форма ед. ч. сказуемого используется в следующих случаях: 1) при обозначениях меры веса, пространства, времени (семь метров, шесть тонн): До вылета остается еще семь часов; 2) если подлежащее выражено числительным, оканчивающимся на один: Пятьдесят один студент принял участие в работе конференции; 3) если подлежащее обозначает неодушевленный предмет: Большинство книг издано недавно; 4) со словами тысяча, миллион, миллиард: Тысяча зрителей, затаив дыхание, следила за происходящим на сцене. То же относится к подлежащим, в состав которых входят существительные тройка, семерка, пара, сотня: Сотня болельщиков пришла поддержать любимую команду. 5) если употреблены ограничительные частицы только, всего, лишь: Лишь пять студентов не справилось с работой; 6) при наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, сколько, столько: Совсем мало книг поступило в библиотеку в этом году; 7) при существительных со значением неопределенно большого количества – множество, большинство, масса, уйма, тьма, бездна: Меня сегодня еще ждет масса дел; 8) при обозначении приблизительного количества: В училище обучается около пятисот человек. Форма мн. ч. предпочтительна в следующих случаях: 1) если между главными членами предложения находятся другие члены предложения: Большинство делегатов, прибывших со всех концов страны, одобрили проект резолюции; 2) если подчеркивается активность действий лиц: Большинство выступающих высказали рациональные предложения по улучшению производства; 3) если используется обратное согласование (сказуемое согласуется с именной частью, а не с подлежащим): Большинство студентов были приезжие. Кроме того, сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее рассматривается как единое целое, во множественном числе – как отдельные предметы: В кружке занимается / занимаются пять учеников.
Упражнения
1. Вставьте пропущенные буквы: 1. Большинство таких предприятий отправил… рабочих в неоплачиваемые отпуска. 2. Большинство студентов хорошо отвечал… на семинаре. 3. Большинство предметов лежал… в беспорядке. 4. За коляской бежал… четыре пса. 5. В кружок записал…сь всего пять человек. 6. Еще в начале XX века ряд ученых, например, П. Н. Саккулин, Д. Н. Ушаков, выдвигал… идею упрощения русской орфографии. 7. Некоторая часть учителей сельских школ нужда…тся в серьезном повышении квалификации. 8. Ровно в 6 часов вечера прозвучал… одиннадцать выстрелов. 9. Брат с сестрой поехал… на дачу. 2. Составьте словосочетания с данными словами: а) с предлогами, б) без предлогов. Обратите внимание на особенности управления этих слов. Образец: беспокоиться (мать) – беспокоиться о матери. А) Тревожиться (брат), скучать (дети), примириться (неприятность), преимущество (конкурент), превосходство (противник), предостерегать (ошибки), предупреждать (опасность), опираться (знания), базироваться (знания), сходный (образец); Б) полон (эмоции), наполнен (знания), удивлен (успех), удивляюсь (достижение), идентичный (натуральное), следовать (указания), обрадоваться (приезд брата), обрадован (приезд брата), препятствовать (движение), тормозить (развитие).
3. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы, данные в скобках: Оказывать влияние (на кого? на что? какое?), внимание (кому? чему? какое?), воздействие (на кого? на что? какое?), давление (на кого? на что? чем? какое?), доверие (кому? чему? в чем? какое?), любезность (кому? чему? какую?), нажим (на кого? на что? чем? какой?), поддержку (кому? чему? чем? в чем? какую?), покровительство (кому? какое?), почести (кому? какие?), почет (кому? какой?), противодействие (кому? чему? в чем? какое?), услугу (кому? чему? чем? в чем? для чего? какую?), честь (кому? какую?). Предпринимать действия (против кого? чего? для чего? где? какие?), инициативу (в чем? какую?), меры (для чего? какие?), усилия (по чему? для чего? к чему? какие?), шаги (по чему? в интересах кого? в чем? для чего? какие?). 4. Отредактируйте предложения: 1. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось. 2. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 3. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 4. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 5. Уже появилась рецензия о новом фильме. 6. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь. 7. Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. 8. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась. Список литературы 1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.330-339. 2. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С.259-315.
Практическое занятие №10-11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.007 с.) |