Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика публичных выступлений разных типовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен обдумать свою основную задачу, сформулировать цель, которую он преследует своим выступлением. Таких
основных целей может быть выделено четыре (см. лекцию 2): 1) соблюсти протокол; 2) развлечь; 3) информировать; 4) убедить. Разумеется, цели, как правило, сочетаются друг с другом, причем в самых разных и порой причудливых комбинациях, но нельзя не согласиться с П. Сопером в том, что «оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь» (с. 62). В соответствии с выделенными выше четырьмя задачами можно говорить о четырех основных типах публичных выступлений: протокольно-этикетные, развлекательные, информационные и агитационные. Протокольно-этикетные выступления Цель таких выступлений – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала. Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие делегации, речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь на открытии чего-либо, речь с оценкой заслуг кого-либо, речь о значении моральных и общественных ценностей (моральная проповедь) и др. Протокольно-этикетное выступление должно воодушевлять слушателей. Оно должно быть: кратким (не более трех минут); в меру эмоциональным; не должно содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие; не должно содержать информации, способной вызвать какую-либо немедленную реакцию, кроме одобрения; должно вносить ясность в проблему; должно подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни; должно содержать только и однозначные утверждения и положения; должно произноситься по возможности без бумажки;
должно быть оптимистичным, произноситься энергично, должно быть выдержано в положительном ключе; должно создавать впечатление понятности ситуации и решаемости всех затрагиваемых проблем; должно пробуждать чувства восторга, благодарности, пре- данности, привязанности. Развлекательные выступления Цель развлекательной речи – развлечь, потешить, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время. Примеры развлекательных речей: речь на банкете, тост, рассказ в компании о некотором забавном случае и др. Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной на всем своем протяжении. Она предназначена для приятного общения на досуге. Особенности развлекательного выступления: оно не нуждается в единстве развития; сочетает, серьезное и шутку, правду и вымысел, содержит преувеличения, содержит много личного; содержит самоиронию рассказчика; содержит шутливые выпады против той или иной группы (женщин, мужчин, жителей столицы или провинции, представителей тех или иных профессий и т. д.). Основное требование к развлекательной речи – бесконфликтность. Информационное выступление Цель информационной речи – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить любознательность слушателей. Желательный результат информационной речи – возглас слушателей: «Как интересно!». Различают три подтипа информационных выступлений – повествование (рассказ о движении событий – экспедиция, экскурсия), описание (расчленение предмета речи и придание частям наглядности – «Дом римского гражданина») и объяснение (рассказ о том, каков предмет и его устройство «Как роятся пчелы», «Смысл буддизма» и др.).
Особенности информационного выступления: в нем не должно быть ничего спорного, неразрешимого; оно должно пробудить любознательность; должно показать нерешенные вопросы; должно удовлетворить запросы слушателей (дать исчерпывающую информацию); должно быть актуально для слушателей; должно содержать много конкретных фактов; должно затрагивать общечеловеческие интересы, то есть должно быть связано с такими проблемами как жизнь и смерть, здоровье, материальное благосостояние, престиж, удовольствие, добро и зло; должно содержать сопоставление старого и нового и вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого («раньше лечили покоем, сейчас – движением»); должно содержать элементы драматизма; должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше. Агитационные выступления Выделяют две основные разновидности агитационных выступлений – убеждающие и призывающие к действию выступления. Цель убеждающего выступления – побудить аудиторию принять мнение оратора, разделить его точку зрения или принять его оценку какого-либо события или факта. Особенности убеждающего выступления: краткость – не более трех минут; повышенная эмоциональность; использование коротких фраз; затрагивание сильных эмоций (чувств гнева, ненависти, справедливости, несправедливости); предметом выступления является действительно спорный вопрос, признаваемый таковым общественным мнением; предметом обсуждения в выступлении должен быть вопрос, имеющий разрешение; затрагивается вопрос истины: что правда, что – нет; наиболее эффективно индуктивное построение убеждающего выступления; психологические, доводы оказываются эффективнее логических. Цель призывающего к действию выступления – побу-
дить слушателей к новому действию, продолжению или прекращению действия. Призыв, содержащийся в таком выступлении, может быть прямым или косвенным, а действие может наступить немедленно или через некоторое время. Из особенности призывающих к действию выступлений можно указать на следующие: такое выступление должно дать слушателям все необходимые данные для принятия решения, у них не должно остаться неясностей и недоговоренностей; выступление должно приводить аудиторию к согласию; выступление должно вызывать интерес; оно должно учитывать, может ли аудитория совершить рекомендуемое действие (например, люди не имеют средств купить то, что рекомендуется; призыв к голосованию за кого-либо обращен к аудитории, значительная часть которой еще не имеет права голоса и т. д.); должно завершаться прямым призывом к совершению действия. Примерами агитационных выступлений могут служить выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку тех или иных общественных движений, кампаний и т. д.». Побуждающие выступления – это выступления с призывами типа «Покупайте!», «Страхуйтесь!», «Примите участие!», «Пожертвуйте!», «Подпишем петицию!», «Бросьте курить!» и др. Особое место среди агитационных выступлений занимают митинговые выступления. Цель митингового выступления – эмоционально доказать один тезис и побудить к действию. Разновидности митинговых выступлений – выступление с политическим призывом, выступление с протестом, предвыборное выступление, призыв к некоторому координированному действию и др. Оратор, выступающий на митинге, должен особенно хорошо представлять себе ту аудиторию, перед которой он выступает. Митинговая аудитория имеет свою существенную специфику. Основные особенности митинговой аудитории, которые необходимо учесть при выступлении: 1. Многочисленность. Это ведет, в свою очередь, к понижению интеллектуального уровня слушателей. Д. Карнеги писал: «Человек в составе толпы будет смеяться и апло-
дировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полдюжины слушателей». 2. Разнородность. Это означает, что надо ориентироваться на более низкий уровень при выступлении. 3. Неподготовленность. Это предполагает, что лучше всего подавать материал индуктивно. 4. Сильный механизм заражения. Слушатели в составе толпы обладают высокой заражаемостью, что примерно четырехкратно может усилить переживаемую каждым слушателем эмоцию. 5. Сильная восприимчивость к эмоциональным призывам. Митинговая аудитория быстро и с готовностью реагирует на простейшие, легко выполнимые, облеченные в эмоциональную форму призывы («Долой!», «Громи!», «Вперед!», «Окружай!», «Не пропускай!» и т. д.). 6. Затрудненная реакция на конструктивные предложения. Митинговая аудитория не склонна думать, напрягаться, логически рассуждать – сложную мыслительную деятельность она отторгает. 7. Высокий уровень внушаемости. Митинговая аудитория чрезвычайно внушаема, доверчива. Легко верит односторонней информации, доверяет непроверенной информации, особенно если она подается эмоционально. Перечисленные особенности митинговой аудитории предъявляют очень высокие требования к ораторам и самим выступлениям. Укажем на особенности митингового выступления, обеспечивающие его эффективность: решительность изложения; повышенная громкость выступления; заметная эмоциональность оратора; краткость (не более 2–3 минут); короткие фразы; афористичность; отстаивание только одного тезиса, обсуждение только одного вопроса; критичность (выступление должно содержать критику иной точки зрения); оценочность, наличие ясной позиции («я поддерживаю...», «я против...»); практическая направленность, конкретный призыв к тому или иному действию («я призываю вас к...»); претензия на выражение общих интересов («я выступаю
от...», «я представляю здесь интересы тех, кто...», «нам всем необходимо...» и др.); «мы – позиция» (выражать точку зрения «мы», а не «я»); не повторяться, развивать мысль того, кто выступал до вас (либо опровергать ее); ссылаться на предыдущих, добавляя или опровергая их аргументы; говорить о сегодняшнем дне, не «увязать» в характеристике прошлого, прошлых недостатков («Толпа не любит людей, которые велики или находчивы задним умом» – В. Белинский); конкретно называть недостатки и виновных; выявлять причины неблагополучия; позитивная конечная ориентированность – должен быть ответ на вопрос «Что делать?»; призывы к действию – в ясной, простой для восприятия форме.
Лекция 13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.011 с.) |