Работа над публичным выступлением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над публичным выступлением



Этапы Ступени Содержание ступеней
Докоммуникативный этап 1. Знакомство с темой Выбор темы, осмысление, разбивка на микротемы
2. Разработка концепции Осмысление предмета речи, формирование общего видения предмета, сбор и систематизация материала, соединение накопленного человечеством опыта с собственным видением и формирование позиции
3. Составление портрета аудитории Анализ аудитории на основании социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных признаков
4. Разработка стратегии выступления Определение целей выступления, выбор круга рассматриваемых вопросов, формулирование основных идей (тезисов)
5. Разработка тактики выступления Выбор способа доказательств, нахождение доводов, продумывание приемов активизации слушателей
6. Речевое оформление Составление плана, работа над текстом, украшение речи, проверка и корректировка текста
7. Запоминание и репетиция Отработка всех приёмов воздействия на слушателей
Коммуникативный этап 1.Установление контакта со слушателями Составление первого впечатления об аудитории, приветствие, дружеская увертюра
2. Произнесение речи Использование всех вербальных и невербальных средств в целях общения, оценка реального состава слушателей, корректировка того, что составлено на предыдущих этапах с учётом ситуации и реального состава слушателей, их реакции на происходящее
3. Завершение контакта Ответы на вопросы, побуждение к дальнейшему осмыслению предмета речи; прощание
Посткоммуникативный этап Анализ эффективности выступления Анализ первичных ощущений (рефлексия), самоанализ, выявление причин успеха и неудач, выводы на будущее

Пишем текст!

Пожалуй, наибольшую сложность у многих вызовет разработка текста будущей речи. Работу над текстом можно сделать более рациональной, если опираться на следующие советы.

Представим, что материал набран, концепция выступления разработана. Теперь сделайте «скелет» будущего текста:

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей (микротем).

· Определите ключевые слова и фразы, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. При этом помните, что слова могут стать положительными маркерами – такими, которые слушатели воспринимают благожелательно, а могут – отрицательными, вызывающими отрицательные эмоции.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и заключение.

· Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы», то есть придумайте способы доказательства справедливости ведущей идеи речи и микротем.

· Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, киноискусства, жизни великих людей, вспомните пословицу по теме речи, изречение, слова из песни, притчу, слоган или анекдот.

· Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

· Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

· Помните, что успех выступления резко снижается («минус 20% успеха!), если текст прочитан по листу. Запомните основные смысловые вехи текста и приготовьтесь его воспроизводить так, чтобы никто даже не догадался о том, что у вас заранее подготовленное выступление!

 

Обратная связь

На коммуникативном этапе важную роль играет умение выступающего установить обратную связь с аудиторией. Наблюдая за слушателями, мы видим их реакции одобрения или неодобрения, понимания или непонимания, согласия или несогласия. Эти реакции проявляются через вопросы, реплики, уточнения, позу, взгляд, мимику и жесты слушателей. Например, кивки говорят об одобрении, а приподнятые брови – об удивлении или недоумении.

Обратная связь в выступлении перед аудиторией

Замысел Восприятие

Интерпретация

       
   
 


Обратная связь: внешние реакции слушающего

Новое сообщение
Интерпретация

сигналов

обратной связи

Корректировка

общения

Вывод о достижении

или недостижении

цели общения

Контроль понимания/непонимания, согласия/несогласия Восприятие нового сообщения

 

Таким образом, работа над выступлением не заканчивается тогда, когда вы положили ручку, поставив последнюю точку в тексте! Корректируем все написанное мы и во время самого выступления!

Трудоемкость работы по подготовке выступления как нельзя лучше иллюстрируют слова Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Управление вниманием

Если слушать выступление людей собрал приказ, правила внутреннего распорядка или, напротив, праздное любопытство, но не потребность в познании, то скорее всего, внимательных конструктивных слушателей мы не увидим. Это надо предвидеть на этапе подготовке к выступлению. Чтобы взаимодействие со всеми слушателями, даже с теми, которые не имеют положительной мотивации, состоялось, их надо завоевать! Публичное выступление возможно лишь тогда, когда налажен контакт!

Одна из важнейших проблем для любого оратора – это поддержание внимания слушателей. Внимание – это сосредоточенность всех процессов нашей психики на каком-то объекте и отвлечение от других объектов. Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. «Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей. Необходимо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть: рассказать историю из жизни, забавный случай, показать макет, интересную таблицу. Через 45 минут желательно сделать перерыв.

Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», то есть в 10-15 минут. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, симпозиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые пятнадцать минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на конференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вывод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффективность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и если слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.

 

Приёмы привлечения внимания

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные.

· Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.

· Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

· Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?».

· Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.

· Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.

· Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.

· Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

· Покажите практическую значимости информации.

· Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».

· Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

· Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

· Используйте доказательство «от противного».

· Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

Готовясь к выступлению, продумайте, какие из приемов привлечения внимания, как и в какое время вы будете использовать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.012 с.)