Доказательство. Тезис в доказательстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доказательство. Тезис в доказательстве



Подготовка к выступлению обязательно включает продумывание способов доказательства. Чтобы слушатели поверили в справедливость наших идей, её надо доказать, то есть подобрать аргументы.

 

Структура аргументации

Тезис

 
 


Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3

 
 


Пример 1 Пример 2 Пример 3

 
 


Вывод

 

Когда вы приступаете к аргументации, начните с формулировки тезиса, то есть мысли, которую и надо доказать.

 

Требования к формулированию тезиса · Тезисом может быть только спорное утверждение. Если утверждение не вызывает спора, то оно не может быть тезисом. · Тезис должен быть истинным. · Выражается тезис в виде утвердительного предложения. Формулировка должна быть чёткой и точной. · Понятия, входящие в формулировку тезиса, должны толковаться говорящим и слушателями одинаково. Следует определиться в понятиях. · На протяжении всей аргументации тезис должен быть неизменным. Нельзя допускать подмены тезиса. · Тезис должен быть доказуемым.  

Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

 

Требования, предъявляемые к аргументам · Аргументов должно быть ровно столько, сколько нужно для доказательства тезиса · Аргументы должны быть истинными. · Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво. · Аргументы объединяются в систему  

 

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подберите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

 

 

Аргументы
Логические Психологические
Влияют на разум, убеждают через сферу рационального: · факты, не вызывающие сомнения; · выводы науки (в том числе и научные аксиомы); · статистические данные; · законы природы; · положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов; · данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др. Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального: · личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего; · статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции; · ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); · примеры, вызывающие эмоции; · показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис; · цитаты; · прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

 

Аргументы сильные и слабые

Аргументы подразделяются на сильные, обладающие значительной убеждающей силой, и слабые. Сила аргумента – величина относительная; она зависит от тех взглядов и мнений, а также отраженной в сознании картины мира, которые свойственны слушателю. Одни и те же аргументы могут по-разному восприниматься в разных аудиториях. Например, ссылка на Библию вряд ли убедит атеиста, но окажется непререкаемым авторитетом в среде верующих людей. Однако есть доводы, которые практически всегда относятся к сильным: факты действительности, не подлежащие сомнению, законы природы, данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов, статистические данные, научные аксиомы и т.д. К слабым относят доводы, основанные на личной уверенности или сомнении говорящего, авторитета третьих лиц (в том числе ссылки на мнения известных людей, литературные источники, цитаты). Сила этих доводов тем выше, чем авторитетней в глазах слушателя выглядит говорящий или то лицо, чьи слова цитируются. Лучшей считается аргументация, основанная на сильных доводах, которые подкрепляются слабыми. Например, вы можете доказывать справедливость тезиса с опорой на факты и подкреплять эти доводы собственной уверенностью и высказыванием известного человека, афоризмом или пословицей.

Попробуйте использовать и аргументы «от противного», такие, которые противоречат тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, вы можете показать, что последствия принятиях их справедливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.

 

Виды аргументации

Расположите аргументы правильно. При восходящей аргументации доводы располагаются так, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент ставят последним; при нисходящей, наоборот, «ударный момент» идёт первым, а потом подкрепляется слабыми доводами. Главное – не «прятать» сильный довод в среднюю часть аргументации. Так называемый «закон края» гласит, что лучше запоминается то, что было в начале, и то, что идёт в конце текста или высказывания.

Двойная аргументация – это сочетание доводов «за» и доводов «против», которые доказывают контртезис. Вы можете их привести, не дожидаясь возражения оппонентов, чтобы показать, какие абсурдные последствия наступят, если признать их истинными, или подвергните глубокому анализу, демонстрирующему преимущества вашей позиции.

Вывод в аргументации

Завершите аргументацию выводом, который напрямую связан с тезисом. Но если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться.

Стройная аргументация характеризуется не только силой и правильным расположением доводов, чёткостью сформулированных тезиса и вывода, но и их правильным соотношением, а также наличием переходов.

Активизация слушателей

Подготовка выступления включает и выбор средств, с помощью которых вы можете снять равнодушное отношение, включить слушателей в диалог, то есть активизировать аудиторию.

Интерес к выступлению не возникнет сам собой. Его можно «включить» с помощью следующих приёмов.

1. Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.

Правила применения наглядности 1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно. 2. Не выставляйте ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать. 3. Не показывайте материалы, которые не будут всем видны. 4. Схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны. Самыми эффективными являются графики с разноцветными прямоугольниками разной высоты и круговые диаграммы. 5. Обязательно комментируйте то, что изображено на таблицах и графиках. 6. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям. 7. Если слушатели разглядывают предложенное вами пособие, сделайте паузу и дайте им закончить. 8. Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч.  

 

Психологические приемы:

· Ещё до начала выступления вы можете увлечь аудиторию с помощью рекламы: попробуйте выставить стенды с агитацией или развесьте слоганы, анонсируйте своё выступление.

· Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.

· Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента».Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!

· Используйте вопросно-ответный ход, то есть стройте речь в виде вопросов и ответов наних. Это хорошо структурирует речи и помогает даже зазевавшимся вникнуть в суть происходящего и присоединиться к вам в любой момент.

· Задайте проблемный вопрос, то есть такой, на который нельзя дать однозначный ответ. Выслушайте варианты ответа и дайте свой.

· Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.

· Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.

· Повторите несколько раз самую важную идею, но каждый раз при этом обогащайте высказывание новой информацией, т.е. используйте спираль.

· Двигайтесь от абстрактного к конкретному, от общего к частному, приводите «живые» примеры, близкие вашим слушателям, – это называется ступенчатым способом развертывания тезиса.

· Высвечивайте противоположности, применяйте антитезы – это называется контрастным способом изложения материала.

· Активизируя слушателей, вы можете перевести морально-дисциплинарый и эмоционально-эстетический мотив слушания в интеллектуально познавательный, снять равнодушное отношение, углубить уровень понимания предмета речи.

ТЕМА 6

Подготовка и проведение презентации

Что определяет успех вашей презентации?

Знания? Опыт? Талант?

Несомненно, но есть еще одна, наиболее важная, составляющая успеха – тщательная подготовка.

Эффективная презентация

Успешная презентация – один из самых действенных инструментов карьерных достижений и финансового благополучия. Эффективные техники проведения презентаций становятся все более востребованными в деятельности политиков, бизнесменов, руководителей всех уровней. Только подумайте: несколько минут вашей блестящей презентации для руководства организации могут не только окончательно решить судьбу упорной работы последних месяцев, но и помочь вам продвинуться по карьерной лестнице. Люди, умеющие доходчиво и убедительно доносить свои мысли до окружающих, будут востребованы всегда. В некоторых странах детей еще в школе обучают навыкам презентации. К сожалению, в наших школах пока нет таких обязательных программ. Зато есть люди, обладающие природным талантом делать блестящие презентации, правда, их единицы. Что делать всем остальным? К счастью для всех нас, этому искусству можно научиться. Уверенное поведение, магнетическое удержание внимания слушателей, оригинальные техники, делающие презентацию яркой и запоминающейся, - все эти обязательные составляющие презентации при желании легко осваиваются. Необходимо только ваше осознанное стремление к получению нужных знаний и умений.

Теперь ответьте для себя на простые вопросы: что такое презентация, какую презентацию можно считать эффективной. Ответов на эти вопросы можно найти множество, в этом вы легко убедитесь, пролистав имеющуюся литературу. Само слово «презентация» подразумевает представление новой информации, продукции, услуг, проектов. Смысл любой презентации – добиться заинтересованного отношения к представляемому новшеству со стороны собравшейся аудитории. Именно на нее и будет направлена воздействующая сила вашей презентации. Мы считаем, что эффективнаяпрезентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать её к определённым дальнейшим действиям.

Теперь поговорим о том, что нужно сделать, чтобы ваша презентация была эффективной.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.009 с.)