Какими бывают публичные речи? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какими бывают публичные речи?



Конечно, чаще всего в выступлении мы добиваемся достижения нескольких целей. Но все же одна из них будет преобладать. В зависимости от этой главной цели, речи разделяются на типы.

Информационная речь нацелена на передачу информации. Это, например, объявление, сообщение, доклад. Слушатели, пришедшие на такое выступление, заинтересованы в новой информации или новом мнении об уже известных фактах.

Эмоционально-оценочная речь произносится ради выражения эмоций, чувств и оценок. Это похвальное слово, приветствие, поздравление, критическое выступление, протест.

Аргументирующая речь оказывает воздействие на позицию адресата. Это, например, выступление в прениях, обсуждение, выражение позиции в дебатах, дискуссии.

Организационная речь используется, когда надо организовать деятельность: выступление на совещании, собрании, инструктаж. В такой речи планируется структура мероприятия, распределяются поручения, назначаются ответственные или сроки, даются рекомендации по способам действий.

Воодушевляющая речь воздействует на чувства: речь на торжественном собрании, открытии памятника, праздничном мероприятии.

Агитационная речь побуждает к началу, продолжению, приостановке или прекращению действия: речь в поддержку кандидата, рекламная речь.

 

«Строим» речь!

Общение – это процесс, поэтому оно разворачивается во времени. Оно начинается с того момента, когда вы выходите к слушающим, и заканчивается тогда, когда покидаете трибуну, а слушатели получают возможность самостоятельно размышлять о сказанном. Следовательно, важно структурировать процесс выступления, разбить его по времени и определить задачи каждого этапа коммуникации.

 

 

Этапы коммуникации и их задачи

Вступление в контакт · установить контакт со слушателями; · привлечь внимание к теме; · заинтересовать аудиторию; · сформулировать тему речи, её основной тезис; · обозначить при необходимости краткий план речи.

Основная часть · раскрыть основные положения темы; · доказать основной тезис речи и основные тезисы каждого раздела; · подобрать примеры, факты, цифры; · продумать переходы от одной части к другой.

Завершение контакта · напомнить слушателям основные положения выступления; · «закруглить» речь; · активизировать аудиторию.

 

Задачи каждого этапа коммуникации в конкретном случае определяется особенностями ситуации. Например, если оратор и слушатели не знакомы, выступающему следует представиться: назвать себя, свой статус. На конференции принято начинать речь с объявления темы и обоснования её актуальности.

 

С чего начать и чем закончить?

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. «Доброе начало – половина дела», – гласит пословица. Вступление должно психологически подготовить слушателей к содержанию выступления, заставить их ждать продолжения. Это может быть цитата, вопрос, парадоксальный пример, противоречащий логике, юмористическое замечание, актуальная проблема современности, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты, обязательно связанные с темой выступления. Нудное, безликое начало притупляет внимание и убивает интерес к выступлению. Но и слишком эмоциональное вступление тоже нежелательно: трудно удержать высокий стиль и пафос до конца выступления. И если говорящий зажёг первой же фразой зал, а потом затух, то говорят: «Начал за здравие, кончил за упокой». Лучше и безопаснее наращивать пафос к концу выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. Конец речи должен быть логически связан с ее началом, «закруглять» речь. Напомните ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторите все основные идеи. Поинтересуйтесь, есть ли у слушателей вопросы. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев. Не забудьте сделать комплимент слушателям! Потратьте усилия на то, чтобы продумать финальный аккорд – самое последнее предложение вашей речи. Он должен заставить слушателей и дальше думать о том, что вы им сообщили. Объём вступления и заключения по отношению к основной части должен составлять 1/8 часть.

Закон края

Психологи утверждают, что лучше всего запоминается то, что было в начале или в конце выступления. В публичной речи действует закон края: самое важное следует располагать в начале или в конце речи, поэтому во вступлении следует изложить план и, возможно, основную мысль речи, а в заключение обобщить те мысли, которые высказывались в основной части выступления, повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Закон края действует и при построении системы аргументов: самый сильный довод нельзя «прятать» в середину: его «скроют» другие. Ставьте его первым или последним – и слушатели запомнят именно ударный момент доказательства.

 

Ошибки в построении речи

Ошибки говорящего могут заключаться в следующем:

1. Выступление лишено вступительной части: оратор сразу начал излагать тему «с места в карьер».

2. Излагая основное содержание речи, оратор вышел за рамки темы.

3. Основная часть выступления не структурирована, оратор «прыгает с пятого на десятое».

4. Оратор не завершил контакт, а оборвал выступление.

5. Нарушено гармоничное сочетание частей выступления, например объём вступления завышен.

6. Отсутствуют переходы от одной части выступления к другой.

 

Модель текста выступления

Текст выступления, которое вам следует написать во время подготовки, тоже должен состоять из трёх частей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.018 с.)