Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При негативной реакции аудитории на ваше выступление постарайтесь предпринять следующие меры.

Поиск

Заранее уясните свои цели и позицию. Избавьтесь от неопределенности. Все, что вы говорите, для вас должно быть ясно, а для слушателей еще и убедительно.

Соберитесь с мыслями, чтобы достигнуть поставленных целей. Не обманывайтесь, что сможете «все придумать на ходу». Любой экспромт должен быть хорошо подготовлен.

Всегда держите наготове «козырные карты» вашего
выступления и в трудный момент используйте их.

Придерживайтесь фактов. Поработайте дома, чтобы вас не сбили с толку вопросами. Во время подготовки выпишите наиболее трудные вопросы, которые вам могут задать,
и подготовьте ответы. Запишите свои ответы на кассету, чтобы узнать, как вы с этим справляетесь.

Избегайте психологических игр. Не позволяйте загадывать вам загадки. Попросите конкретизировать поставленные вопросы. Если информация некорректна, скажите
об этом и исправьте ее.

Поняв, что реплика или вопрос носят провокационный характер, оставайтесь спокойным и убедите себя сохранять самоконтроль. Заставьте себя сосчитать до десяти и дать обдуманный и взвешенный ответ.

Избегайте бойких и необдуманных ответов. Делайте паузу перед тем, как ответить, даже если вопрос не самый трудный. Чтобы выиграть время, можно записать заданный вопрос.

Не говорите слишком много, не давайте пространных ответов.

Устанавливайте време´нные рамки для ответов. Используйте фразу типа: «Другие вопросы есть?» — как сигнал
к тому, что вы уже дали необходимый ответ.

Не возвращайтесь к вопросу, который уже закончили освещать. Среди слушателей могут оказаться люди, которые захотят вернуть вас к тому, о чем вы говорили ранее. Не допускайте этого, скажите: «Об этом мы уже говорили, теперь перейдем к следующему вопросу». Можно пообещать вернуться к этому вопросу в индивидуальном порядке после выступления.

Будьте тактичны во время ответов на вопросы, поблагодарите за вопросы, скажите, что они вам интересны.

Если вы допустили ошибку, признайтесь в этом.

Не уходите от признания ваших интересов (если считаете возможным выразить их в аудитории), это поможет вам добиться доверия, особенно если вы выступаете перед большой аудиторией.

Не отклоняйтесь от обсуждаемой темы. Ответы должны быть по существу.

Не давайте возникнуть ненужной вам дискуссии.

Внимательно выслушайте реплики, обращенные к Вам.

Сталкиваясь с враждебностью и эмоциями, необходимо найти нужный тон. Следует отказаться от саркастического юмора, насмешек и унижения аудитории, манеры обороняться.

Тщательно подбирайте фразы, предназначенные для того, чтобы успокоить аудиторию. Вы должны сохранить свое лицо и не оскорбить разговаривающих.

При попытках одного слушателя доминировать в дискуссии можно воспользоваться фразой типа: «Благодарю Вас…, но давайте выслушаем и других. Уверен, что все точки зрения заслуживают внимания». Таким образом можно завоевать внимание аудитории.

Если вы обнаружили «лидера» в неумолкающей аудитории, предложите ему выйти на трибуну и высказаться. Затем скажите: «Это одна точка зрения, есть и другая». После этого продолжите выступление. Можно обыграть слова «лидера» с помощью шутки или забавной истории.

При сильном раздражении говорящего не прерывайте его, дайте возможность закончить высказывание и развеять злость. Когда выступающий «иссякнет», задайте вопрос
о его чувствах прямо: «Вы сердитесь? И вас можно понять. Давайте вместе подумаем, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию». Вы признаете чувства говорящего и располагаете аудиторию к себе.

Можно начать говорить медленнее, тихим, слегка вкрадчивым голосом. Когда люди кричат, человек говорящий шепотом, оказывается в центре внимания.

При активных помехах вашему выступлению можно прямо обратиться к аудитории: «Когда меня постоянно перебивают, трудно сосредоточиться на том, что я говорю».

При обвинениях в ваш адрес можно дать нейтральную оценку тому, что говорит ваш оппонент: «У этой темы много сторон…», «Давайте разберемся, в чем смысл
ваших обвинений…
»

При шуме в зале и отсутствии интереса помогает акцентирование внимания на последствиях, к которым приводит такое поведение.

В крайних случаях, когда вам, по существу, срывают выступление, может быть использован и «ответный выпад». Можно дать понять слушателям, что вы чувствуете в данный момент. Не следует, однако, преувеличивать свои чувства и становиться излишне эмоциональным. В подобном случае необходимо сохранять самоконтроль и говорить решительно и понятно. Таким образом вы показываете аудитории, что ведете себя откровенно и хотите, чтобы к вам относились с уважением. Вы должны дать понять, что
полностью управляете ситуацией.

Заканчивайте каждое выступление на хорошей ноте, повторите положительные моменты вашей речи и подчеркните их связь с интересами слушателей.

Если не чувствуете в себе силы, чтобы справиться с аудиторией, отойдите на время в сторону, побудьте наблюдателем. Продолжите выступление, когда страсти стихнут.

Почему возникает
критическое отношение
к выступающему?

1. Слова выступающего могут задеть самолюбие слушателей.

2. Выступление может быть неинтересным и затянутым.

3. Оратор демонстрирует превосходство над аудиторией и подавляет ее.

4. Выступающий навязывает свою точку зрения, игнорируя мнение слушателей.

5. Выступающий обвиняет слушателей, например в невнимательности.

6. Манера держаться воспринимается как вызывающая.

7. Речь оратора не отвечает соответствующим требованиям (выступающий отпускает грубые выражения, употребляет жаргонную лексику и т. п.).

Каким должен быть
внешний облик выступающего?

Внешний вид выступающего должен соответствовать требованиям обстановки и слушателей.

Зрительный образ выступающего является основой первого впечатления. Как отмечает И. А. Стернин, 85 % качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку.

Можно обозначить наиболее общие рекомендации, которые дают риторические пособия.

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас.

Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и головные уборы, привлекающие внимание. Необходимо убрать сумку и шарф. Ничто не должно связывать свободу движений, поэтому не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движение плеч и рук. Не рекомендуется надевать кричащие украшения.

Мужчины должны быть чисто выбритыми. Следует
освободиться от вещей, оттопыривающих карманы.

Манеры имеют более существенное значение, чем внешность. Оценивается как положительная и демонстрирующая уверенность манера энергичная, достаточно напряженная.

Все выступление должно быть энергичным от начала
до конца. Энергия выступления передается слушающим, держит их в напряжении, повышает доверие и интерес.

Уверенный вид при выступлении принять не так трудно — прежде всего необходимо выше держать подбородок
и говорить как бы немного вверх. Д. Карнеги дает такой совет: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги… Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

Оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими), избыточно возбужденным.

Оратор не должен демонстрировать беспомощность,
нерешительность, неуверенность.

Ни в коем случае оратор не должен извиняться за свою миссию (Потерпите, я скоро закончу; Осталось совсем чуть-чуть и т. п.)

Взгляд

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

– В большой аудитории следует разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного
сектора на другой.

– Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго, при формулировании мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

– Не выступайте, глядя в потолок или пространство.
Не смотрите в ходе выступления в пол, окно, не рассматривайте посторонние предметы. Это раздражает слушателей и ведет к утрате контакта выступающего с аудиторией.

– Переводите взгляд по аудитории медленно.

– Осуществляйте зрительный контакт на протяжении всей речи.

– Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей.

– Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Взгляд
в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при условии его непродолжительности. Длительный интенсивный, серьезный взгляд, направленный
в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах выступления упор должен
переноситься больше на носок, чем на пятку.

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Психологи утверждают: если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести собеседнику удар правой рукой). Если же вперед выставлена правая нога, то человек открыт к диалогу, сотрудничеству.

Подбородок должен быть слегка приподнят, но ни в коем случае не опущен.

Локти следует держать не ближе трех сантиметров
от корпуса. Локти, прижатые к туловищу, свидетельствуют о вашей неуверенности.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Однако, если аудитория немногочисленная (менее 75 человек), не следует выступать с эстрады или со сцены, лучше спуститься ближе к аудитории.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая
отрицательно оценивается аудиторией.

Выбирайте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Руки должны быть слегка разведены, подвижны. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям. Ладони оратора должны быть им видны.

Руки должны слегка расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

– Жестикуляция должна быть естественной, т. е. следовать естественным импульсам человека к жестам.

– Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

– Жесты должны быть разнообразными. Однообразные жесты раздражают аудиторию.

– Такие жесты, как постоянное манипулирование ручкой, карандашом, украшениями, расцениваются как навязчивые и свидетельствуют о неуверенности оратора. Если
вы постоянно теребите одежду, поправляете прическу, это
отвлекает и раздражает слушателей.

– Жесты не должны быть резкими, порывистыми.

– Не шевелите открыто пальцами.

– Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.

– Делайте жесты только выше пояса. Жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности.

– Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность нужно соотносить с характером речи и аудиторией. Например, взрослые, в отличие от детей, предпочитают умеренную жестикуляцию.

Прохаживаться по аудитории можно лишь в том случае, если ваш статус выше статуса слушающих (начальник перед подчиненным, лектор перед студентами). Контролирующий большее пространство воспринимается как более значимый, следовательно, его слова будут внушать доверие. Непроизвольное внимание слушателей усиливается, так как они поворачивают головы в соответствии с движением оратора. Но если такое движение постоянно, то срабатывает обратный эффект: оно утомляет, притупляет внимание слушателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.013 с.)