Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как украсить публичное выступление?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, воздействующим на читателя используются изобразительно-выразительные средства. Выделяют общие и специальные средства выразительности. Среди общих средств выразительности следует обозначить арсенал лексических средств: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы (среди них также контекстные), окказионализмы (слова, созданные автором, в другой терминологии — индивидуально-авторские неологизмы), многозначные слова, стилистически окрашенные слова, фразеологизмы. Выразительные возможности могут реализовать и средства синтаксиса: ряды однородных членов, вводные конструкции, простые предложения, осложненные обособленными членами предложения, различные типы сложных предложений. В числе общих средств выразительности следует назвать также афоризмы, цитаты, пословицы, поговорки Специальные средства выразительности — это тропы Тропы Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено Аллегория (от греч. allēgoria — иносказание) также весьма распространенный троп. К ней прибегают, когда Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Например: Одни дома длиною Ирония (от греч. eirōneia — притворство, насмешка) — троп (риторический), состоящий в употреблении слова Катахреза (от греч. кatachresis — злоупотребление, неправильное употребление слова) — соединение противоречивых понятий, употребление слова не в соответствии с его этимологическим значением. Например: красные чернила; запоздалый аргумент молчания. Литота (от греч. litótēs — простота) — троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо Метафора (от греч. metaphorà — перенос) — перенос названия одного предмета (действия, качества) на другой на основе сходства, например: говор волн; Отговорила Метонимия (от греч. metonymia — перенаименование, называние по-другому) — перенос названия одно предмета на другой на основе их смежности: Они не виделись с Москвы (И. С. Тургенев). Прошли гуськом последние посетители дворца-музея — полушубки, чуйки, ватные куртки (Л. Н. Толстой). Метонимические замены дают возможность более кратко сформулировать мысль. Типичные отношения между членами метонимии: – творец и творение: читать Пушкина — читать произведения Пушкина; – носители признака и признак: Если бы молодость (молодые люди) знала, если бы старость (старики) могла. – предмет и материал: важная бумага (документ) из управления. – содержимое и содержащее: газета (автор статьи) ошибается. – между местом и людьми, там находящимися: весь зал аплодировал. Олицетворение — наделение неживых предметов и отвлеченных понятий человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Например, у А. С. Пушкина читаем:
Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли.
Олицетворение позволяет ярче и рельефнее обрисовать природу. Одухотворяя природу, неживую материю, человек стремится понять ее, приблизить ее к себе. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Парадокс (от греч. paradoxos — неожиданный, странный) — утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более Перифраза (от греч. perifrasis — пересказ) — описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Например: Солнце русской поэзии — А. С. Пушкин, Покорители горных вершин — альпинисты. Образные перифразы имеют яркую эмоционально-экспрессивную окраску, например: Унылая пора! Очей очарованье! Перифразы, заменяющие слово осень, образно характеризуют это время года, они дают возможность обратить внимание на те черты описываемых предметов, которые особенно важны Синекдоха (от греч. synekdoche — понимание посредством чего-то, соподразумевание) — замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот: На восток, сквозь быт и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа (А. Т. Твардовский) (Обобщенное название Европа употребляется для названия народов, населяющих европейские страны). Синекдоха усиливает экспрессию Синестезия (от греч. synestesia — одновременное восприятие) — троп метафорического типа, призванный задействовать сразу несколько органов чувства в их различных комбинациях: звучащие краски; вкусное слово; холодное рассуждение; приведите мне довод, который я могу пощупать. Сравнение — сопоставление двух явлений с целью пояснения одного через другое. Сравнение позволяет более четко, выпукло, рельефно представить предметы и явления. Благодаря сравнению фраза становится более конкретной Эпитет (от греч. epitheton — приложенное, прибавленное) — слово, которое дает художественное определение предмету или действию, например: Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — лучшая опора, верное подсопрье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (Виноградов В. В. О культуре русской речи) В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение, что сближает его с метафорой. Для народного поэтического творчества характерны постоянные эпитеты (добрый конь, ясное солнце, буйный ветер, синее море). Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Стилистические фигуры Стилистические фигуры (риторические фигуры) или фигуры речи — это особые синтаксические построения. Главный их эффект связан с особенностями построения предложений, текста. Анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх), или единоначатие, — это повторение отдельных звуков, морфем, слов или оборотов в начале нескольких отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф). Повторяемое слово или фрагмент получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность, например: Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, Антитеза (от греч. antithesis — противоположение) — это стилистическая фигура, в которой резко противопоставляются понятия, положения, образы: В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много (Ю. Трифонов); Два символа смерти и вдруг — «животворящая святыня» (Д. С. Лихачев). Асиндетон (от греч. asyndeton — несвязанное), или бессоюзие, — намеренный пропуск союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа. Он придает речи динамизм, стремительность:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах…
(А. С. Пушкин) Кроме того, благодаря бессоюзию в одном ряду объединяются многочисленные и разнообразные предметы, явления действительности, признаки, действия: Чем занималось земство? Перечислить все нельзя. Я немножко прочту. Дорогами, мостами, почтами, противопожарными мероприятиями, мелиорацией, продовольственными запасами, складами, помощью нуждающимся — бедным, больным, здравоохранением (наши русские земские врачи — это наша слава), школами, библиотеками (А. И. Солженицын. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 г.). Гипофора (греч. hypo — внизу, снизу, под, phora — несущий) (вопросно-ответный ход) — отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вопросно-ответный ход вовлекает читателя в диалог, делая его участником поиска истины. Этот прием использует, например, С. Залыгин в статье «Читая Гоголя»: Разве «Шинель» Градация (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов Инверсия (от лат. inversion — перестановка, переворачивание) — отступление от обычного порядка слов, обратный порядок слов. Благодаря инверсии слово, занимающее необычное место, привлекает к себе внимание: Без экономической самостоятельности масс никакой демократии Многосоюзие — это такой прием, при котором повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения: Свойство этих огней — приближаться, побеждая тьму, Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них соседних членов предложения. Благодаря параллелизму усиливается, резко выделяется содержание предложений: В конечном счете мы читаем не ради самого чтения, но чтобы познавать. Отсюда потребность в сжатости произведений, которые приводят человеческую ситуацию во всем ее разнообразии к возможно более резкому фокусу. Отсюда потребность в некоем компасе среди океана имеющейся печатной продукции (И. Бродский). Парантеза (от греч. parenthesis — вставка) — самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки: Некоторое ГПУ (надо же настолько потерять чувство языка!), ГПУ при президенте — это главное правовое управление — поставило «нет» (А. И. Солженицын. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1998 г.). Парцелляция (от франц. parсelle — частица) — вычленение из предложения его части (обычно второстепенного члена предложения, реже придаточной части) с целью подчеркнуть эту часть, обратить на нее внимание: В конечном итоге его дальнейшее использование просто-напросто запретили. Из-за чрезвычайной ядовитости и исключительной опасности для человеческой жизни (К. Петров); Находите время для озабоченных и печальных, для людей, которые встревожены и которые в беде. Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. Потому что для кого-то ваше время может означать выход, а для кого-то — будущее (И. Панова). Повтор — обозначение группы и отдельных конструкций. В широком смысле это повторение языковых элементов любых уровней. Повтор позволяет слушателям зафиксировать информацию, он делает речь запоминающейся, легкой. Разновидности повтора: Геминация — повтор слов на лексическом уровне: Стык (анадиплозис) — повтор слова, которым заканчивается предыдущее предложение, в последующем предложении. Он не прав. Не прав любой, кто сердится. Риторический вопрос — предложение вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя или слушателя: Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов). Риторическое обращение направленоне к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Из двух функций, свойственных обращению — призывной и оценочно-характеризующей (экспрессивной, выразительной), — в риторическом обращении преобладает последняя. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой (А. Пушкин). Риторическое восклицание призвано передать чувства говорящего, его эмоции: Ч еловечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как славит ее фольклор! Классика! А сколько прекрасных примеров вокруг нас! (И. Панова); О, сколько музыки у бога, Какие звуки на земле! (А. Блок). Умолчание — это ритороический прием, при котором часть смысла высказывания передается не словами, а подтекстом, с помощью намека. Это многозначительный пропуск: несказанное имеет большее значение, чем высказанное: Если вам вдруг покажется, что заводы заработали, фабрики заработали, а рубли позеленели — не просыпайтесь. Вот единственный выход («Аргументы и факты»). Эллипсис (от греч. elleipsis — недостаток, нехватка) — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье — топор. В мечте — герои. Так я причаливал к земле (А. Блок). Эллипсис придает речи динамизм, живость, интонацию естественного разговора, например: Казбич вздрогнул, переменился в лице — и к окну; Ну, да это в сторону (М. Ю. Лермонтов). Эпифора (греч. epiphora — добавка; epi — после, phora — несущий), иликонцовка, — это стилистическая фигура, повторение одинаковых элементов (звука, слов, выражений, строки) в конце нескольких отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф): Досталась им буханка светлого хлеба — радость. Сегодня фильм хороший в клубе — радость. Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.203.142 (0.012 с.) |