Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы речи, их функции и жанры↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ББК Ш7 УДК 82.085
© ГОУВПО «Марийский государственный © Абукаева Л. А., авт.-сост., 2011 Предисловие Обучение русскому языку, культуре русской речи предполагает выработку и развитие навыков публичного выступления. Убеждающая речь, обращенная к широкой аудитории, требует особого мастерства. Сегодня как никогда велика роль воздействующей речи. Публичное выступление — это не просто подача информации, это и способ реализации конкретных целей оратора в различных сферах деятельности. Студенты, занимающиеся в рамках курсов «Риторика», «Русский язык и культура речи», имеют возможности оттачивать свое мастерство ораторской речи. Из опыта обучения преподаватели знают, что студенты проявляют живой интерес к этой теме, задают множество вопросов, просят уделить больше внимания практике, конкретным советам и рекомендациям. Обобщив опыт работы, мы предлагаем именно в форме своеобразного диалога материалы по указанной теме. Подача информации соответствует основным этапам подготовки и произнесения речи. В приложении даны вопросы для анализа публичного выступления, словарь изобразительно-выразительных средств, литература по теме, а также различные упражнения. Цель учебно-методического пособия — научить готовиться к публичному выступлению, помочь в процессе ее произнесения, показать типичные ошибки оратора, сложные ситуации, возникающие в ходе выступления, предложить конкретные решения проблем, — словом способствовать овладению искусством ораторской речи. Наука убеждать Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора. Цицерон
Умение убеждать — это искусство гигантов мудрости. Платон
Риторика — ораторское искусство — красноречие — искусство живого слова — самая древняя из дисциплин гуманитарного цикла. Интересно отметить, что западная традиция деления знаний на sciense и arts (humanity) (науки и искусства) относит риторику именно к наукам. В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям риторику. Согласно этому За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Можно выделить по крайней мере три основные группы дефиниций. Древние греки трактовали риторику как искусство убеждать. Монологическая речь, по мнению Платона, Сократа, Аристотеля и других философов и риторов, призвана обратить в свою веру слушающих. Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство означало в этом понимании оптимизацию речи как с точки зрения результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики. В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения Риторика — это философия речи. Личность — это прежде всего личность говорящая, единственно возможная сфера ее существования — это логосфера. И знание, Риторика — это эстетика слова. Художественная выразительность, соразмерность и красота звучащей речи — это результат творческой деятельности, основанный на всеобщих законах гармонии. Риторика — это этика речи. Речевая культура личности — это ее визитная карточка, способ поведения и общения с себе подобными, это умение человека жить в обществе. В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия, убеждения. В ее основе лежат две категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушить им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей. Воздействие — это деятельность, следовательно, риторика — это тоже деятельность. Как деятельность риторика предполагает: 1) определенное естество, природу; 2) метод, или системное изложение правил и рекомендаций; 3) практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей. Основной закон риторики: закон соответствия типа речи типу ситуации. Типы речи, их функции и жанры В соответствии с целеполаганием выделяются следующие типы речи (по профессору Л. А. Муриной).
Некоторые речи включают в себя элементы разных В какой бы форме ни осуществлялось общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги, а это маленькие или большие публичные выступления. В современной практике публичного выступления, 1) социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; отчетные доклады на съездах, собраниях; дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи); 2) академическое (вузовские лекции, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция); 3) судебное (прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная речь); 4) социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных приемах; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни). 5) духовное (проповедь (слово), адресованное прихожанам и соединенное с церковным действием и речь Публичное выступление сочетает в себе элементы книжно-письменных стилей, так как готовится по письменным источникам, и элементы разговорного стиля, поскольку произносится вслух. Волнение и страх. Чего боимся? По данным Дейла К а рнеги, страх публичных выступлений – второй после страха смерти. И по данным статистики, публичных выступлений боятся 90 % людей. На вопрос, чего же боятся люди при выступлении перед аудиторией, можно получить несколько ответов. Вот самые распространённые: – Провалиться. – Сбиться с толку. – Выглядеть смешным. – Выглядеть глупым. – Забыть что-то важное или перепутать. – Сказать не то. – Говорить долго и неясно, не знать, как закончить. – Ошибиться так, что это все заметят. – Каверзных вопросов. Почему люди боятся выступать публично? Чего им не хватает? Не хватает навыков, опыта, знаний. Знания приобретаются, опыт и навыки приходят с практикой. Значит, нужно как можно чаще выступать. Как проявляется страх? – мысли путаются, – усиливается сердцебиение, – повышается давление. – глаза блестят, – щеки краснеют, – плечи опускаются, – руки дрожат, потеют, – колени подгибаются, – ноги становятся ватными, – бросает в жар или в холод, – мурашки по телу. И если человека охватывает не страх, а ужас, то волосы дыбом… Но, давайте не будем культивировать свои страхи, а сделаем всё, чтобы справиться с волнением. Как выбрать тему речи? 1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. 2. Выбирайте уместную тему. 3. Тема должна соответствовать аудитории (возраст, пол, национальность, приверженность к той или иной религии, политическим взглядам, уровень образования, специальность). 4. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям максимальную пользу. Будет ли тема важна и увлекательна зависит от: 1) основных интересов (наиболее сильные психологические доводы — жизнь и смерть, здоровье, физическое 2) групповых интересов (выбрав такую тему, оратор сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг группового интереса); 3) злободневных интересов (сиюминутных, актуальных; актуализировать можно практически любую тему, но делать это нужно не искусственно); 4) конкретных интересов (темы, связанные с работой, увлечением, развлечением); 5) новизны: следует избегать несовременных или неоднократно подвергавшихся широкому обсуждению тем; 6) противоречивости (люди склонны проявлять интерес к спорному, столкновение и борьба вызывает невольный интерес). Совсем не обязательно строить свое выступление в форме монолога, это может быть диалог-дискуссия. Как назвать выступление? Название речи должно быть: 1) кратким; 2) наводящим на цель речи; 3) уместным; 4) конкретным; 5) интересным — вызывающим, юмористичным, парадоксальным, ироническим. Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» приводит такие примеры: «Семь дверей в царство души Что нужно сделать – Проверьте свои записи или текст речи — лежат ли они в нужном порядке, если вы делали предварительные записи. – Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть ваше выступление или повлиять на него? Будьте готовы что-либо изменить. – Если вы выступаете совместно с кем-либо, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступление. – Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение – Проверьте технические средства, если будете их – Проверьте, нет ли отвлекающих моментов. – Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что все в порядке. – Если вам нужна вода, позаботьтесь об этом. – Не выступайте в душной аудитории, проветрите – Если вы находитесь в президиуме, не забывайте о том, что вы одна из главных фигур и аудитория смотрит на вас. – Когда вы поднимаетесь на трибуну, чтобы начать речь, держитесь уверенно. Концентрируйте внимание не на собственных переживаниях, а на содержании выступления. – Очень важно правильно организовать пространство. Стойте перед всей аудиторией, причем на самом освещенном месте. Позаботьтесь о том, чтобы за вашей спиной – Перед тем как начать говорить, сделайте паузу, сосчитайте до трех, посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Подождите, пока стихнет шум. Не допускайте более длительных пауз: ваше волнение может увеличиться, а шум в аудитории будет только нарастать. – Если вы используете технические средства, заранее проверьте их исправность. Как вести себя Прежде чем начать выступление, обведите взглядом Начинайте речь с приветствия и краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории. Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно. Чтобы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы можете отметить места, которые будете произносить тише или громче, быстрее или медленнее в зависимости от значимости информации. Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, поверх голов слушающих. Наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение. Переходите к изложению главного Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас В критические моменты выступления следует говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты следует подкрепить очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте громкость голоса. Обобщающие выводы должны быть связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить слушающих за внимание. Как построить Слово композиция восходит к латинскому compositio — «составление, сочинение». Когда говорят о композиции (построении, структуре) ораторской речи, то учитывают: – как соотносятся между собой части выступления; – какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Есть общие принципы построения выступления. Рассмотрим их. – Принцип последовательности: каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей или соотноситься – Принцип усиления: аргументы должны нарастать – Принцип органического единства: распределение материала и его организация в речи должны вытекать из – Принцип экономии: умение достигать цели простым, рациональным способом с минимальной затратой времени, сил и речевых средств. Вступление готовит слушателей к восприятию речи. Оно должно заинтересовать аудиторию. В нем подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Первым словом оратора чаще всего является обращение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и в то же время привлекает к себе ее внимание. Необходимо знать, в какой ситуации какая форма обращения является общепринятой. Например, на защите диссертации на соискание ученой степени уместным будет следующее обращение: «Уважаемый председатель диссертационного совета. Уважаемый ученый секретарь. Уважаемые члены совета, коллеги Во введении особое внимание уделяется зачину — это первые фразы, которые произнесет оратор. Они должны быть просты, понятны, доступны, интересны. Можно начать с интересного примера, связанного с темой выступления, крылатого выражения, цитаты, пословицы. Можно поблагодарить за возможность выступить. Эффективное средство завоевать внимание аудитории — вопросы. Они позволяют вовлечь аудиторию в умственную деятельность. Каждое выступление требует своего особого начала. Необходимо учитывать тему, вид речи, состав аудитории, ее подготовленность и эмоциональный настрой. Приведем – краткое изложение целей и задач выступления; – апелляция ко времени, к месту, где проходит лекция; – обращение к недавно произошедшим событиям; – апелляция к интересам аудитории; слушателям необходимо показать, в какой степени их касается тема выступления; – обращение к конфликту, к противоборствующим идеям и т. п.; – обращение к историческому факту; – цитирование — краткое, поражающее содержанием, приковывающая внимание громким именем автора; не следует прибегать к избитым цитатам; источники — сборники афоризмов; – риторические вопросы, цепочка вопросительных предложений заставляют слушателей задуматься; – юмористическое замечание, имеющее отношение к теме, иногда ради шутки ораторы прибегают и к самоуничижению; – сообщение о необыкновенных, парадоксальных явлениях, фактах, поражающих воображение (Например, лекцию о технике быстрого чтения можно начать с сообщения о том, что информативная насыщенность некоторых текстов достигает лишь 30 %. Представьте себе, вы читаете книгу – апелляция к речи предыдущего оратора. Причем вы можете согласиться с его точкой зрения или оспорить ее; – апелляция к личности оратора. Если оратор является авторитетом в данной аудитории, он может сослаться По объему вступление не должно превышать 1/3 всего выступления. С чего нельзя начинать С извинений. Это свидетельствует о неуверенности выступающего, понижает его статус и не способствует успеху выступления. Вариантов извинений множество: за опоздание, за недостаточно хорошую организацию лекции, за отсутствие микрофона, за простуженный голос… Но хуже всего, когда выступающий делает признания такого рода: «Я не умею хорошо и складно говорить, но сегодня хочу выступить с сообщением», «Предыдущий выступающий все уже сказал, даже не знаю, что к этому добавить». Неудачным будет начало, если вы сразу же произнесете затасканные фразы типа: «На мою долю выпала исключительно высокая честь выступить сегодня…» Нежелательно в начале выступления употреблять вводные слова вроде наверное, видимо, вероятно, может быть и т. п.,так как они являются показателями неуверенности выступающего. Как излагать материал Основная часть наиболее ответственная. Необходимо сохранить внимание слушателей, которое вы завоевали Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Речь начинается с описания конкретных случаев или примеров, а затем делается обобщение. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Вначале выступающий выдвигает общие положения, а затем рассматривает конкретный факт с точки зрения этих положений. Метод аналогии предусматривает сопоставление различных явлений, фактов. Обычно параллель проводится между тем, что хорошо известно слушателям. Аналогии должны основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах. Общие свойства явлений должны характеризовать их с разных сторон. Концентрический метод — расположение вопросов Ступенчатый метод основан на последовательном изложении проблемы. При этом оратор, как по ступеням, поднимается, переходит от одного аспекта к другому. Исторический (хронологический) метод — это рассмотрение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли Тактический способ применяется чаще всего в агитационной речи. Речь, в которой применяется такой метод, включает в себя следующие пункты: а) описание обстановки и вывод о необходимости изменить ее; б) описание способов изменения ситуации; в) анализ возможных последствий предполагаемых мер; г) призыв к аудитории, предложение, что нужно предпринять в сложившейся ситуации. Способ изложения зависит от следующих факторов: Какими бы методами ни пользовался выступающий, его речь должна быть убедительной, доказательной. Поэтому при работе над основной частью необходимо продумать систему логических (обращенных к разуму) и психологических (обращенных к чувствам) доводов. Приводя доводы, нужно учитывать, что самый сильный должен быть в конце (см. выше правило Гомера). Что может содержаться Заключение выступления имеет две основные функции: напомнить главную мысль и объяснить, что с ней надо делать. Заключительная часть выступления должна логично Обобщающий вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. После него ничего не нужно добавлять или комментировать. Словесное оформление вывода обеспечивается вводными словами типа итак, таким образом. Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутом виде или в виде перечисления и сопровождается вводными словами во-первых, во-вторых, в-третьих. Иллюстрация может сопровождать основную идею. Кульминация. Главная мысль выступления высказывается на высокой эмоциональной ноте. Это может быть Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная мудрость — такая концовка хорошо запоминается и является эффективной в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Обращение к слушателям может быть оформлено в виде пожелания или поздравления с наступающим праздником. Комплимент аудитории — это слова, которые положительно характеризуют слушателей, их уровень, вопросы, которые были заданы выступающему. Юмористическая концовка в виде анекдота, шутки, занимательной истории также может оказаться эффективным завершением выступления. Но шутка должна относиться Благодарность за внимание — это традиционная концовка. Перечисленные варианты концовок следует подобрать для соответствующего вида публичного выступления. Как не следует Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Не следует ничего вспоминать и дополнять после того, как сформулирован вывод. Все впечатление от него будет смазано, вывод потеряется. Не надо извиняться и произносить фразы типа: «Я, наверное, вас утомил», «К сожалению, мне не удалось охватить все». Нельзя заканчивать выступление на пессимистической ноте. Не следует заканчивать выступление фразой типа Как работать К фактическим средствам публичной речи относятся примеры, статистические данные, наглядные пособия. Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может служить так называемое экземплярное суждение («В качестве примера могу сослаться на следующий случай»). Это пояснение. Пример-факт отсылает слушателя не к случаю, не к опыту, а к конкретному факту. Это элемент доказательства. Пример-предложение — вывод из примера-факта («Таким образом, примеры говорят следующее»). В таких примерах классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения. В публичной речи также используются шуточные примеры, которые Правила применения примеров 1. Пример должен быть целевым. 2. Не следует навязывать смысла примера. 3. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. 4. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз. Приводя примеры, нужно заботиться о том, насколько уместен пример, типичен ли он, достаточен ли он, содержит ли призыв к чувствам слушателей. Статистические данные — примеры в цифровом выражении и соотношении. Как управлять аудиторией? Как бы ни была интересна ваша речь, со временем внимание аудитории притупляется, начинаются шум, движение, разговоры, поэтому необходимо знать приемы управления аудиторией. Таких приемов множество. – Прямое требование внимания. – Обращение с неожиданным вопросом. – Тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи не называется сразу. П. Сергеич писал: «Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — – Вопросно-ответный ход заставляет вникнуть в суть проблемы, следить за логикой мысли выступающего, который ставит вопросы и отвечает на них. – Юмор, уместная шутка, связанные с темой выступления и, возможно, заранее подготовленные. – Прием сопереживания используется для достижения эмоционального контакта. Выступающий выражает свое – Прием соучастия — оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах. – Апелляция к речи предыдущего оратора — согласие или несогласие с его словами, цитирование его слов. – Ссылка на авторитеты с целью подкрепить свои аргументы (видные политические, общественные деятели, ученые, деятели литературы и искусства, известные журналы, газеты). – Апелляция к личности оратора предполагает обращение к личному опыту выступающего (случай из своей – Апелляция к погодным условия («даже погода радуется / печалится») — не очень эффективный, банальный прием. – Обращение к аудитории. Удачно найденные обращения следует повторять в своем выступлении ((Уважаемые / Глубокоуважаемые) дамы и господа, Дорогие друзья, Милые дамы, (дорогие) товарищи, коллеги). – Голосовые приемы — понижение или повышение тона, изменение громкости, темпа речи. Если высота звука неизменна на всем протяжении речи, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует повышенного внимания, это вызывает утомление – Пауза придает речи значимость, привлекает внимание, особенно пауза на середине фразы. – Постарайтесь найти точки соприкосновения, даже если завязалась дискуссия. Убедите слушателей, что у вас много общего, начиная с малого, постепенно ведите аудиторию Как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень
Как выступать
Как выступать
Как выступать Перед выступлением в «сложной» аудитории необходим особый настрой. Важно сохранять самоконтроль в любой ситуации и управлять ситуацией с начала и до конца Не теряйте спокойствия и самообладания при негативной реакции аудитории. Старайтесь не допускать необдуманных действий. При негативной реакции слушателей не рекомендуется: – спорить; – пытаться взывать к логике и здравому смыслу, ведь эмоции им не подчиняются; – советовать или указывать, что они должны делать – приказывать; – высмеивать; – стыдить; – не принимать их в расчет, игнорировать их интересы, продолжать «гнуть» свою линию; – спрашивать о мотивах их поведения; – отвечать на атаку противодействием; – «играть на нервах». При попытке прямого давления слушатели могут рассмеяться в ответ, язвительно ответить на угрозы, проигнорировать проповедь, чтение морали, обращенные к ним; ответить на критику или обвинения теми же действиями. Взгляд – Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. – В большой аудитории следует разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного – Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго, при формулировании мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями. – Не выступайте, глядя в потолок или пространство. – Переводите взгляд по аудитории медленно. – Осуществляйте зрительный контакт на протяжении всей речи. – Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. – Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Взгляд Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах выступления упор должен Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Психологи утверждают: если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести собеседнику удар правой рукой). Если же вперед выставлена правая нога, то человек открыт к диалогу, сотрудничеству. Подбородок должен быть слегка приподнят, но ни в коем случае не опущен. Локти следует держать не ближе трех сантиметров Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Однако, если аудитория немногочисленная (менее 75 человек), не следует выступать с эстрады или со сцены, лучше спуститься ближе к аудитории. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая Выбирайте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить. Руки должны быть слегка разведены, подвижны. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям. Ладони оратора должны быть им видны. Руки должны слегка расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению. – Жестикуляция должна быть естественной, т. е. следовать естественным импульсам человека к жестам. – Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. – Жесты должны б
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.013 с.) |