Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы речи, их функции и жанры

Поиск

ББК Ш7

УДК 82.085

 

© ГОУВПО «Марийский государственный
университет», 2011

© Абукаева Л. А., авт.-сост., 2011


Предисловие

Обучение русскому языку, культуре русской речи предполагает выработку и развитие навыков публичного выступления. Убеждающая речь, обращенная к широкой аудитории, требует особого мастерства. Сегодня как никогда велика роль воздействующей речи. Публичное выступление — это не просто подача информации, это и способ реализации конкретных целей оратора в различных сферах деятельности.

Студенты, занимающиеся в рамках курсов «Риторика», «Русский язык и культура речи», имеют возможности оттачивать свое мастерство ораторской речи. Из опыта обучения преподаватели знают, что студенты проявляют живой интерес к этой теме, задают множество вопросов, просят уделить больше внимания практике, конкретным советам и рекомендациям.

Обобщив опыт работы, мы предлагаем именно в форме своеобразного диалога материалы по указанной теме. Подача информации соответствует основным этапам подготовки и произнесения речи. В приложении даны вопросы для анализа публичного выступления, словарь изобразительно-выразительных средств, литература по теме, а также различные упражнения.

Цель учебно-методического пособия — научить готовиться к публичному выступлению, помочь в процессе ее произнесения, показать типичные ошибки оратора, сложные ситуации, возникающие в ходе выступления, предложить конкретные решения проблем, — словом способствовать овладению искусством ораторской речи.


Наука убеждать

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора.

Цицерон

 

Умение убеждать — это искусство гигантов мудрости.

Платон

 

Риторика — ораторское искусство — красноречие — искусство живого слова — самая древняя из дисциплин гуманитарного цикла. Интересно отметить, что западная традиция деления знаний на sciense и arts (humanity) (науки и искусства) относит риторику именно к наукам.

В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям риторику. Согласно этому
мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Можно выделить по крайней мере три основные группы дефиниций.

Древние греки трактовали риторику как искусство убеждать. Монологическая речь, по мнению Платона, Сократа, Аристотеля и других философов и риторов, призвана обратить в свою веру слушающих.

Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство означало в этом понимании оптимизацию речи как с точки зрения результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики.

В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения
речи». Таким образом познание (мысль) как бы отделяется от выражения (языка), хотя изначально риторика призвана обеспечить единство мысли и речи. Кроме того,
с этого времени риторика опирается не только на устный, но и на письменный текст.

Риторика — это философия речи. Личность — это прежде всего личность говорящая, единственно возможная сфера ее существования — это логосфера. И знание,
и закон, и слово вышли из одной сферы — сферы логоса.

Риторика — это эстетика слова. Художественная выразительность, соразмерность и красота звучащей речи — это результат творческой деятельности, основанный на всеобщих законах гармонии.

Риторика — это этика речи. Речевая культура личности — это ее визитная карточка, способ поведения и общения с себе подобными, это умение человека жить в обществе.

В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия, убеждения. В ее основе лежат две категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушить им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей. Воздействие — это деятельность, следовательно, риторика — это тоже деятельность. Как деятельность риторика предполагает: 1) определенное естество, природу; 2) метод, или системное изложение правил и рекомендаций; 3) практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей.

Основной закон риторики: закон соответствия типа речи типу ситуации.

Типы речи, их функции и жанры

В соответствии с целеполаганием выделяются следующие типы речи (по профессору Л. А. Муриной).

Информационная Сообщение сведений, передача информации Объявление, выступление на совещании, доклад на конференции, лекция, ответ студента
Убеждающая Склонить слушателя к определенной точке зрения Убедительный разговор
Побуждающая Побудить к действию Поручение, просьба, приказ
Воодушевляющая Вдохновить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем Приветствия, поздравления, комплименты, выступление, апеллирующее к патриотическим чувствам
Развлекающая Гедонистическая функция Выступления юмористов, рассказчиков анекдотов, забавных историй
Сокровенная Поделиться наболевшим, получить моральную поддержку Разговоры по душам

 

Некоторые речи включают в себя элементы разных
типов (перед тем, как отдать приказ, нужно проинформировать).

В какой бы форме ни осуществлялось общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги, а это маленькие или большие публичные выступления.

В современной практике публичного выступления,
как отмечает Л. К. Граудина, выделяют следующие роды красноречия:

1) социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культур­ные, этико-нравственные темы; отчетные доклады на съездах, собраниях; дипломатические, политические, военно-патри­отические, митинговые, агитаторские, парламентские речи);

2) академическое (вузовские лекции, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция);

3) судебное (прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная речь);

4) социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных приемах; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни).

5) духовное (проповедь (слово), адресованное прихожанам и соединенное с церковным действием и речь
официальная, адресованная самим служителям церкви
или другим официальным лицам, связанным с церковным действием).

Публичное выступление сочетает в себе элементы книжно-письменных стилей, так как готовится по письменным источникам, и элементы разговорного стиля, поскольку произносится вслух.

Волнение и страх. Чего боимся?

По данным Дейла К а рнеги, страх публичных выступлений – второй после страха смерти. И по данным статистики, публичных выступлений боятся 90 % людей. На вопрос, чего же боятся люди при выступлении перед аудиторией, можно получить несколько ответов. Вот самые распространённые:

– Провалиться.

– Сбиться с толку.

– Выглядеть смешным.

– Выглядеть глупым.

– Забыть что-то важное или перепутать.

– Сказать не то.

– Говорить долго и неясно, не знать, как закончить.

– Ошибиться так, что это все заметят.

– Каверзных вопросов.

Почему люди боятся выступать публично? Чего им не хватает?

Не хватает навыков, опыта, знаний. Знания приобретаются, опыт и навыки приходят с практикой. Значит, нужно как можно чаще выступать.

Как проявляется страх?

– мысли путаются,

усиливается сердцебиение,

– повышается давление.

– глаза блестят,

– щеки краснеют,

– плечи опускаются,

– руки дрожат, потеют,

– колени подгибаются,

– ноги становятся ватными,

– бросает в жар или в холод,

– мурашки по телу.

И если человека охватывает не страх, а ужас, то волосы дыбом… Но, давайте не будем культивировать свои страхи, а сделаем всё, чтобы справиться с волнением.

Как выбрать тему речи?

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

2. Выбирайте уместную тему.

3. Тема должна соответствовать аудитории (возраст, пол, национальность, приверженность к той или иной религии, политическим взглядам, уровень образования, специальность).

4. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям максимальную пользу.

Будет ли тема важна и увлекательна зависит от:

1) основных интересов (наиболее сильные психологические доводы — жизнь и смерть, здоровье, физическое
и экономическое благополучие, социальный статус);

2) групповых интересов (выбрав такую тему, оратор сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг группового интереса);

3) злободневных интересов (сиюминутных, актуальных; актуализировать можно практически любую тему, но делать это нужно не искусственно);

4) конкретных интересов (темы, связанные с работой, увлечением, развлечением);

5) новизны: следует избегать несовременных или неоднократно подвергавшихся широкому обсуждению тем;

6) противоречивости (люди склонны проявлять интерес к спорному, столкновение и борьба вызывает невольный интерес). Совсем не обязательно строить свое выступление в форме монолога, это может быть диалог-дискуссия.

Как назвать выступление?

Название речи должно быть: 1) кратким; 2) наводящим на цель речи; 3) уместным; 4) конкретным; 5) интересным — вызывающим, юмористичным, парадоксальным, ироническим. Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» приводит такие примеры: «Семь дверей в царство души
и как их отк
рыть» (немного длинно, но весьма образно
и метко), «Не вздумайте ненавидеть ваших покупателей». В качестве неудачных названий даются следующие: «Деревья» (коротко, но не конкретно), «Разумный семейный бюджет» (очень скучное название, не вызывает интереса).

Что нужно сделать
перед выступлением?

Проверьте свои записи или текст речи — лежат ли они в нужном порядке, если вы делали предварительные записи.

– Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть ваше выступление или повлиять на него? Будьте готовы что-либо изменить.

– Если вы выступаете совместно с кем-либо, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступление.

– Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение
и, если нужно, измените что-нибудь.

– Проверьте технические средства, если будете их
использовать.

– Проверьте, нет ли отвлекающих моментов.

– Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что все в порядке.

– Если вам нужна вода, позаботьтесь об этом.

– Не выступайте в душной аудитории, проветрите
помещение.

– Если вы находитесь в президиуме, не забывайте о том, что вы одна из главных фигур и аудитория смотрит на вас.

– Когда вы поднимаетесь на трибуну, чтобы начать речь, держитесь уверенно. Концентрируйте внимание не на собственных переживаниях, а на содержании выступления.

– Очень важно правильно организовать пространство. Стойте перед всей аудиторией, причем на самом освещенном месте. Позаботьтесь о том, чтобы за вашей спиной
не было движения (президиум, посторонние, кто-либо
из слушателей). Если передняя часть аудитории пуста (большинство оказалось на задних рядах), подойдите к основной массе слушателей. Можно попросить пересесть тех, кто оказался в стороне.

– Перед тем как начать говорить, сделайте паузу, сосчитайте до трех, посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Подождите, пока стихнет шум. Не допускайте более длительных пауз: ваше волнение может увеличиться, а шум в аудитории будет только нарастать.

– Если вы используете технические средства, заранее проверьте их исправность.

Как вести себя
в ходе выступления?

Прежде чем начать выступление, обведите взглядом
аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте говорить только после того, как
установится тишина.

Начинайте речь с приветствия и краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии
постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно. Чтобы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы можете отметить места, которые будете произносить тише или громче, быстрее или медленнее в зависимости от значимости информации.

Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, поверх голов слушающих. Наблюдайте за реакцией аудитории.

Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение. Переходите к изложению главного
вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя
неуверенно.

Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас
из равновесия. Скажите, что после выступления вы ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления вопросы могут быть сняты.

В критические моменты выступления следует говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты следует подкрепить очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть,
что насущная необходимость заставляет вас затронуть
эту тему. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте громкость голоса.

Обобщающие выводы должны быть связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить слушающих за внимание.

Как построить
публичное выступление?

Слово композиция восходит к латинскому compositio — «составление, сочинение». Когда говорят о композиции (построении, структуре) ораторской речи, то учитывают:

– как соотносятся между собой части выступления;

– какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Есть общие принципы построения выступления. Рассмотрим их.

Принцип последовательности: каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей или соотноситься
с ней.

Принцип усиления: аргументы должны нарастать
по силе; вначале представляется сильный аргумент, затем аргумент средней силы, в конце — самый сильный. Это правило Гомера.

Принцип органического единства: распределение материала и его организация в речи должны вытекать из
самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии: умение достигать цели простым, рациональным способом с минимальной затратой времени, сил и речевых средств.

Вступление готовит слушателей к восприятию речи. Оно должно заинтересовать аудиторию. В нем подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Первым словом оратора чаще всего является обращение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и в то же время привлекает к себе ее внимание. Необходимо знать, в какой ситуации какая форма обращения является общепринятой. Например, на защите диссертации на соискание ученой степени уместным будет следующее обращение: «Уважаемый председатель диссертационного совета. Уважаемый ученый секретарь. Уважаемые члены совета, коллеги
и присутствующие
».

Во введении особое внимание уделяется зачину — это первые фразы, которые произнесет оратор. Они должны быть просты, понятны, доступны, интересны. Можно начать с интересного примера, связанного с темой выступления, крылатого выражения, цитаты, пословицы. Можно поблагодарить за возможность выступить. Эффективное средство завоевать внимание аудитории — вопросы. Они позволяют вовлечь аудиторию в умственную деятельность. Каждое выступление требует своего особого начала. Необходимо учитывать тему, вид речи, состав аудитории, ее подготовленность и эмоциональный настрой. Приведем
наиболее распространенные варианты вступления:

– краткое изложение целей и задач выступления;

– апелляция ко времени, к месту, где проходит лекция;

– обращение к недавно произошедшим событиям;

– апелляция к интересам аудитории; слушателям необходимо показать, в какой степени их касается тема выступления;

– обращение к конфликту, к противоборствующим идеям и т. п.;

– обращение к историческому факту;

– цитирование — краткое, поражающее содержанием, приковывающая внимание громким именем автора; не следует прибегать к избитым цитатам; источники — сборники афоризмов;

– риторические вопросы, цепочка вопросительных предложений заставляют слушателей задуматься;

– юмористическое замечание, имеющее отношение к теме, иногда ради шутки ораторы прибегают и к самоуничижению;

– сообщение о необыкновенных, парадоксальных явлениях, фактах, поражающих воображение (Например, лекцию о технике быстрого чтения можно начать с сообщения о том, что информативная насыщенность некоторых текстов достигает лишь 30 %. Представьте себе, вы читаете книгу
в 100 страниц, тратите время и силы, в то время как ту же информацию вы могли бы получить, прочитав брошюру
в 30 страниц);

– апелляция к речи предыдущего оратора. Причем вы можете согласиться с его точкой зрения или оспорить ее;

– апелляция к личности оратора. Если оратор является авторитетом в данной аудитории, он может сослаться
на свой опыт.

По объему вступление не должно превышать 1/3 всего выступления.

С чего нельзя начинать
выступление?

С извинений. Это свидетельствует о неуверенности выступающего, понижает его статус и не способствует успеху выступления. Вариантов извинений множество: за опоздание, за недостаточно хорошую организацию лекции, за отсутствие микрофона, за простуженный голос… Но хуже всего, когда выступающий делает признания такого рода: «Я не умею хорошо и складно говорить, но сегодня хочу выступить с сообщением», «Предыдущий выступающий все уже сказал, даже не знаю, что к этому добавить».

Неудачным будет начало, если вы сразу же произнесете затасканные фразы типа: «На мою долю выпала исключительно высокая честь выступить сегодня…» Нежелательно в начале выступления употреблять вводные слова вроде наверное, видимо, вероятно, может быть и т. п.,так как они являются показателями неуверенности выступающего.

Как излагать материал
в основной части?

Основная часть наиболее ответственная. Необходимо сохранить внимание слушателей, которое вы завоевали
во вступлении, до конца. Структура выступления зависит прежде всего от методов преподнесения материала. Основные методы следующие.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Речь начинается с описания конкретных случаев или примеров, а затем делается обобщение.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Вначале выступающий выдвигает общие положения, а затем рассматривает конкретный факт с точки зрения этих положений.

Метод аналогии предусматривает сопоставление различных явлений, фактов. Обычно параллель проводится между тем, что хорошо известно слушателям. Аналогии должны основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах. Общие свойства явлений должны характеризовать их с разных сторон.
Необходимо устанавливать не только черты сходства,
но и черты различия.

Концентрический метод — расположение вопросов
вокруг главной проблемы. От общего рассмотрения центрального вопроса оратор переходит к более конкретному
и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод основан на последовательном изложении проблемы. При этом оратор, как по ступеням, поднимается, переходит от одного аспекта к другому.

Исторический (хронологический) метод — это рассмотрение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли
с тем или иным явлением.

Тактический способ применяется чаще всего в агитационной речи. Речь, в которой применяется такой метод, включает в себя следующие пункты: а) описание обстановки и вывод о необходимости изменить ее; б) описание способов изменения ситуации; в) анализ возможных последствий предполагаемых мер; г) призыв к аудитории, предложение, что нужно предпринять в сложившейся ситуации.

Способ изложения зависит от следующих факторов:
1) тип речи (см. выше); 2) цель, которую ставит перед собой выступающий (развлечь, убедить, подвигнуть на какие-либо действия, описать процесс, проанализировать ситуацию, критиковать что-либо или кого-либо); 3) количественный
и качественный состав аудитории.

Какими бы методами ни пользовался выступающий, его речь должна быть убедительной, доказательной. Поэтому при работе над основной частью необходимо продумать систему логических (обращенных к разуму) и психологических (обращенных к чувствам) доводов. Приводя доводы, нужно учитывать, что самый сильный должен быть в конце (см. выше правило Гомера).

Что может содержаться
в концовке?

Заключение выступления имеет две основные функции: напомнить главную мысль и объяснить, что с ней надо делать.

Заключительная часть выступления должна логично
вытекать из предыдущей части, поэтому она должна быть очевидной.

Обобщающий вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. После него ничего не нужно добавлять или комментировать. Словесное оформление вывода обеспечивается вводными словами типа итак, таким образом.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутом виде или в виде перечисления и сопровождается вводными словами во-первых, во-вторых, в-третьих.

Иллюстрация может сопровождать основную идею.
Это может быть аналогия, пример, аллегория, притча.

Кульминация. Главная мысль выступления высказывается на высокой эмоциональной ноте. Это может быть
призыв или лозунг.

Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная мудрость — такая концовка хорошо запоминается и является эффективной в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности.

Обращение к слушателям может быть оформлено в виде пожелания или поздравления с наступающим праздником.

Комплимент аудитории — это слова, которые положительно характеризуют слушателей, их уровень, вопросы, которые были заданы выступающему.

Юмористическая концовка в виде анекдота, шутки, занимательной истории также может оказаться эффективным завершением выступления. Но шутка должна относиться
к делу. Иначе она вызовет у аудитории недоумение.

Благодарность за внимание — это традиционная концовка.

Перечисленные варианты концовок следует подобрать для соответствующего вида публичного выступления.

Как не следует
заканчивать выступление?

Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.

Не следует ничего вспоминать и дополнять после того, как сформулирован вывод. Все впечатление от него будет смазано, вывод потеряется.

Не надо извиняться и произносить фразы типа: «Я, наверное, вас утомил», «К сожалению, мне не удалось охватить все».

Нельзя заканчивать выступление на пессимистической ноте.

Не следует заканчивать выступление фразой типа
«У меня все».

Как работать
с фактическими средствами
публичной речи?

К фактическим средствам публичной речи относятся примеры, статистические данные, наглядные пособия.

Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может служить так называемое экземплярное суждениеВ качестве примера могу сослаться на следующий случай»). Это пояснение. Пример-факт отсылает слушателя не к случаю, не к опыту, а к конкретному факту. Это элемент доказательства. Пример-предложение — вывод из примера-факта («Таким образом, примеры говорят следующее»). В таких примерах классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения. В публичной речи также используются шуточные примеры, которые
могут иллюстрировать достаточно серьезные вещи.

Правила применения примеров

1. Пример должен быть целевым.

2. Не следует навязывать смысла примера.

3. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера.

4. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

Приводя примеры, нужно заботиться о том, насколько уместен пример, типичен ли он, достаточен ли он, содержит ли призыв к чувствам слушателей.

Статистические данные — примеры в цифровом выражении и соотношении.

Как управлять аудиторией?

Как бы ни была интересна ваша речь, со временем внимание аудитории притупляется, начинаются шум, движение, разговоры, поэтому необходимо знать приемы управления аудиторией. Таких приемов множество.

– Прямое требование внимания.

– Обращение с неожиданным вопросом.

– Тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи не называется сразу. П. Сергеич писал: «Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, —
и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается
к недоговоренному ранее».

– Вопросно-ответный ход заставляет вникнуть в суть проблемы, следить за логикой мысли выступающего, который ставит вопросы и отвечает на них.

– Юмор, уместная шутка, связанные с темой выступления и, возможно, заранее подготовленные.

– Прием сопереживания используется для достижения эмоционального контакта. Выступающий выражает свое
понимание или сочувствие по поводу каких-либо событий.

– Прием соучастия — оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах.

– Апелляция к речи предыдущего оратора — согласие или несогласие с его словами, цитирование его слов.

– Ссылка на авторитеты с целью подкрепить свои аргументы (видные политические, общественные деятели, ученые, деятели литературы и искусства, известные журналы, газеты).

– Апелляция к личности оратора предполагает обращение к личному опыту выступающего (случай из своей
жизни, отношение к тем или иным событиям).

– Апелляция к погодным условия («даже погода радуется / печалится») — не очень эффективный, банальный прием.

– Обращение к аудитории. Удачно найденные обращения следует повторять в своем выступлении ((Уважаемые / Глубокоуважаемые) дамы и господа, Дорогие друзья, Милые дамы, (дорогие) товарищи, коллеги).

– Голосовые приемы — понижение или повышение тона, изменение громкости, темпа речи. Если высота звука неизменна на всем протяжении речи, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует повышенного внимания, это вызывает утомление
и желание отдохнуть. Тихая речь требует от слушателей дополнительных усилий, когда же терпение и силы аудитории иссякнут, есть опасность, что речь выступающего будет
заглушена шумом.

– Пауза придает речи значимость, привлекает внимание, особенно пауза на середине фразы.

– Постарайтесь найти точки соприкосновения, даже если завязалась дискуссия. Убедите слушателей, что у вас много общего, начиная с малого, постепенно ведите аудиторию
за собой.

Как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень
профессиональной и научной
подготовки?

Чему следует отдавать предпочтение? Чего следует остерегаться или не делать вообще?
Начать с яркого сравнения, неожиданной реплики, вызывающей положительный эмоциональный отклик у слушателей. Не демонстрировать свое превосходство, не выступать вообще, если нет новых фактов, подходов к решению проблем.
Четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения. Не допускать повторов, тривиальных суждений.
Вскрыть противоречия, трудности в решении проблемы, ложные подходы и спекулятивные точки зрения. Не злоупотреблять цифрами, цитатами.
Доказательность суждений и выводов должна быть безупречной с точки зрения логики. Не уклоняться от существа проблемы.
Оперировать достоверной информацией и проверенными фактами. Апеллируя к авторитетам, избегать чрезмерного цитирования.
Стремиться выступать не читая, но следуя четко выстроенному плану. Не нарушать логику, последовательность изложения и аргументации
Стиль выступления проблемный или проблемно-критический, профессионально компетентный. Не нарушать регламент выступления.

Как выступать
перед молодежной аудиторией?

Чему следует отдать предпочтение? Чего следует остерегаться или не делать вообще?
Быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины, их порождающие. Не уклоняться от нерешенных проблем, острых вопросов.
Теоретические положения и суждения подкреплять убедительными примерами, конкретными фактами. Не упрекать ее в незнании, профессиональной и научной некомпетентности.
Периодически шутить. Не заигрывать с аудиторией, не льстить ей, не идти у нее на поводу.
Стремиться к сочетанию научности, доказательности и популярности выступления. Не противопоставлять молодое поколение старшему.
Показать знание молодежных проблем. Не ругать молодежь.

Как выступать
в женской и мужской аудитории?

Женщин интересует сам процесс общения. Для мужчин прежде всего важен результат, процесс имеет второстепенное значение.
Для женщинбольшое значение имеет эмоциональная сторона дела, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. Мужчин в процессе убеждения интересует доказательность, логика, факты.
Их внимание привлекают примеры, касающиеся семьи, детей, переживаний, быта, мужчин. Их внимание привлекают примеры из истории, политики, информация о женской психологии, о возможности добиться успеха, обогатить свою эрудицию.
Женщины лучшие слушатели по сравнению с мужчинами. Как слушатели мужчины значительно нетерпеливее женщин. На первом месте для них компетентность выступающего.

Как выступать
перед негативно настроенной
аудиторией?

Перед выступлением в «сложной» аудитории необходим особый настрой. Важно сохранять самоконтроль в любой ситуации и управлять ситуацией с начала и до конца
выступления.

Не теряйте спокойствия и самообладания при негативной реакции аудитории. Старайтесь не допускать необдуманных действий.

При негативной реакции слушателей не рекомендуется:

– спорить;

– пытаться взывать к логике и здравому смыслу, ведь эмоции им не подчиняются;

– советовать или указывать, что они должны делать
и как себя вести;

– приказывать;

– высмеивать;

– стыдить;

– не принимать их в расчет, игнорировать их интересы, продолжать «гнуть» свою линию;

– спрашивать о мотивах их поведения;

– отвечать на атаку противодействием;

– «играть на нервах».

При попытке прямого давления слушатели могут рассмеяться в ответ, язвительно ответить на угрозы, проигнорировать проповедь, чтение морали, обращенные к ним; ответить на критику или обвинения теми же действиями.

Взгляд

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

– В большой аудитории следует разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного
сектора на другой.

– Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго, при формулировании мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

– Не выступайте, глядя в потолок или пространство.
Не смотрите в ходе выступления в пол, окно, не рассматривайте посторонние предметы. Это раздражает слушателей и ведет к утрате контакта выступающего с аудиторией.

– Переводите взгляд по аудитории медленно.

– Осуществляйте зрительный контакт на протяжении всей речи.

– Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей.

– Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Взгляд
в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при условии его непродолжительности. Длительный интенсивный, серьезный взгляд, направленный
в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах выступления упор должен
переноситься больше на носок, чем на пятку.

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Психологи утверждают: если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести собеседнику удар правой рукой). Если же вперед выставлена правая нога, то человек открыт к диалогу, сотрудничеству.

Подбородок должен быть слегка приподнят, но ни в коем случае не опущен.

Локти следует держать не ближе трех сантиметров
от корпуса. Локти, прижатые к туловищу, свидетельствуют о вашей неуверенности.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Однако, если аудитория немногочисленная (менее 75 человек), не следует выступать с эстрады или со сцены, лучше спуститься ближе к аудитории.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая
отрицательно оценивается аудиторией.

Выбирайте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Руки должны быть слегка разведены, подвижны. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям. Ладони оратора должны быть им видны.

Руки должны слегка расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

– Жестикуляция должна быть естественной, т. е. следовать естественным импульсам человека к жестам.

– Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

– Жесты должны б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.017 с.)