Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волнение и страх. Чего боимся.

Поиск

По данным Дейла К а рнеги, страх публичных выступлений – второй после страха смерти. И по данным статистики, публичных выступлений боятся 90 % людей. На вопрос, чего же боятся люди при выступлении перед аудиторией, можно получить несколько ответов. Вот самые распространённые:

– Провалиться.

– Сбиться с толку.

– Выглядеть смешным.

– Выглядеть глупым.

– Забыть что-то важное или перепутать.

– Сказать не то.

– Говорить долго и неясно, не знать, как закончить.

– Ошибиться так, что это все заметят.

– Каверзных вопросов.

Почему люди боятся выступать публично? Чего им не хватает?

Не хватает навыков, опыта, знаний. Знания приобретаются, опыт и навыки приходят с практикой. Значит, нужно как можно чаще выступать.

Как проявляется страх?

– мысли путаются,

усиливается сердцебиение,

– повышается давление.

– глаза блестят,

– щеки краснеют,

– плечи опускаются,

– руки дрожат, потеют,

– колени подгибаются,

– ноги становятся ватными,

– бросает в жар или в холод,

– мурашки по телу.

И если человека охватывает не страх, а ужас, то волосы дыбом… Но, давайте не будем культивировать свои страхи, а сделаем всё, чтобы справиться с волнением.

Как физически справится со страхом перед выступлением?

1. Волнение – это естественно. Многие актеры об этом говорят: «Я боюсь, что перестану волноваться». Вы не первый и не последний выступающий. Другие тоже боятся. Но не культивируйте свои страхи и отрицательные эмоции. Думайте о выступлении и об аудитории.

2. Еще один совет: подружитесь со своими страхами. Как?!

– Вы боитесь выглядеть смешным? Так рассмешите слушателей. Общий смех сближает.

– Вы боитесь забыть важное? Что делать? Учить наизусть? Нельзя! Если вы забудете какое-то слово или фрагмент из заученного текста – войдете в ступор. Учить нужно не слова, а мысли. Составить план выступления и записывать: цифры, даты, термины. Цитаты, которые можно и даже нужно зачитать, дав точную ссылку на источник.

3. Выполните упражнение, снимите напряжение, чтобы мышцы не были зажаты. Перед выступлением подвигайте челюстью – влево вправо, вперед назад. Это расслабит мышцы. Погримасничайте. Расправьте плечи. Если вы напряжены – расслабьтесь. Расслабление достигается после максимального напряжения. Почувствуйте ту группу мышц, которая напряжена. Напрягите эти мышцы максимально. Например, если от страха подгибаются ноги, сядьте на стул (на ягодицы), вытяните ноги вперёд, согните пальцы ног до предела. Считайте до 10. Расслабьте пальцы. То же самое проделываете, соединив большие пальцы ног и максимально разведя пятки. Напряжение – расслабление. Такие упражнения описаны в книге «Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью» Андрея Курпатова.

И еще физическое упражнение, которое называется «Испугай себя сам». Дышать часто, бить себя по груди (по сердцу), вылуплять глаза – то есть выпустить вещества, которые вырабатываются, когда люди испытывают страх.

И ещё есть формула СТРАХ + ДЕЙСТВИЕ = УСПЕХ, так что давайте действовать.

Каким должно быть
публичное выступление?

Публичная речь — не самоцель, а средство достижения цели. Она должна быть:

– убедительной;

– доказательной;

– логичной;

– продуманной;

– красноречивой (или просто красивой);

Какие требования предъявляются
к информирующей речи?

1. В ней не должно быть ничего неясного, в такой речи любая проблема находит разрешение, на любой вопрос должен быть найден ответ.

2. Объяснение должно быть понятным и доступным. «Действительно знать — значит уметь научить ребенка», — утверждал Аристотель.

3. Ваше выступление должно вызывать пытливость, живой интерес. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, то долг оратора — поставить их.

4. Речь должна удовлетворять запросам слушателя. Сообщение может иметь непосредственное отношение к занятиям слушателей, их домашнему быту, отдыху, политическим взглядам, общественной жизни.

5. Сообщение должно быть актуально.

6. Речь должна достигать цели, будучи воспринятой
на слух.

Как выбрать тему речи?

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

2. Выбирайте уместную тему.

3. Тема должна соответствовать аудитории (возраст, пол, национальность, приверженность к той или иной религии, политическим взглядам, уровень образования, специальность).

4. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям максимальную пользу.

Будет ли тема важна и увлекательна зависит от:

1) основных интересов (наиболее сильные психологические доводы — жизнь и смерть, здоровье, физическое
и экономическое благополучие, социальный статус);

2) групповых интересов (выбрав такую тему, оратор сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг группового интереса);

3) злободневных интересов (сиюминутных, актуальных; актуализировать можно практически любую тему, но делать это нужно не искусственно);

4) конкретных интересов (темы, связанные с работой, увлечением, развлечением);

5) новизны: следует избегать несовременных или неоднократно подвергавшихся широкому обсуждению тем;

6) противоречивости (люди склонны проявлять интерес к спорному, столкновение и борьба вызывает невольный интерес). Совсем не обязательно строить свое выступление в форме монолога, это может быть диалог-дискуссия.

Как назвать выступление?

Название речи должно быть: 1) кратким; 2) наводящим на цель речи; 3) уместным; 4) конкретным; 5) интересным — вызывающим, юмористичным, парадоксальным, ироническим. Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» приводит такие примеры: «Семь дверей в царство души
и как их отк
рыть» (немного длинно, но весьма образно
и метко), «Не вздумайте ненавидеть ваших покупателей». В качестве неудачных названий даются следующие: «Деревья» (коротко, но не конкретно), «Разумный семейный бюджет» (очень скучное название, не вызывает интереса).

Что нужно сделать
перед выступлением?

Проверьте свои записи или текст речи — лежат ли они в нужном порядке, если вы делали предварительные записи.

– Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть ваше выступление или повлиять на него? Будьте готовы что-либо изменить.

– Если вы выступаете совместно с кем-либо, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступление.

– Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение
и, если нужно, измените что-нибудь.

– Проверьте технические средства, если будете их
использовать.

– Проверьте, нет ли отвлекающих моментов.

– Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что все в порядке.

– Если вам нужна вода, позаботьтесь об этом.

– Не выступайте в душной аудитории, проветрите
помещение.

– Если вы находитесь в президиуме, не забывайте о том, что вы одна из главных фигур и аудитория смотрит на вас.

– Когда вы поднимаетесь на трибуну, чтобы начать речь, держитесь уверенно. Концентрируйте внимание не на собственных переживаниях, а на содержании выступления.

– Очень важно правильно организовать пространство. Стойте перед всей аудиторией, причем на самом освещенном месте. Позаботьтесь о том, чтобы за вашей спиной
не было движения (президиум, посторонние, кто-либо
из слушателей). Если передняя часть аудитории пуста (большинство оказалось на задних рядах), подойдите к основной массе слушателей. Можно попросить пересесть тех, кто оказался в стороне.

– Перед тем как начать говорить, сделайте паузу, сосчитайте до трех, посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Подождите, пока стихнет шум. Не допускайте более длительных пауз: ваше волнение может увеличиться, а шум в аудитории будет только нарастать.

– Если вы используете технические средства, заранее проверьте их исправность.

Как вести себя
в ходе выступления?

Прежде чем начать выступление, обведите взглядом
аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начинайте говорить только после того, как
установится тишина.

Начинайте речь с приветствия и краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (а в случае необходимости и более длительная) пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии
постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно. Чтобы не допустить этого, при подготовке к выступлению в тексте речи вы можете отметить места, которые будете произносить тише или громче, быстрее или медленнее в зависимости от значимости информации.

Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку, в потолок, поверх голов слушающих. Наблюдайте за реакцией аудитории.

Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение. Переходите к изложению главного
вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя
неуверенно.

Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас
из равновесия. Скажите, что после выступления вы ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления вопросы могут быть сняты.

В критические моменты выступления следует говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово. Нелицеприятные для аудитории моменты следует подкрепить очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть,
что насущная необходимость заставляет вас затронуть
эту тему. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте громкость голоса.

Обобщающие выводы должны быть связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить слушающих за внимание.

Как построить
публичное выступление?

Слово композиция восходит к латинскому compositio — «составление, сочинение». Когда говорят о композиции (построении, структуре) ораторской речи, то учитывают:

– как соотносятся между собой части выступления;

– какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Есть общие принципы построения выступления. Рассмотрим их.

Принцип последовательности: каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей или соотноситься
с ней.

Принцип усиления: аргументы должны нарастать
по силе; вначале представляется сильный аргумент, затем аргумент средней силы, в конце — самый сильный. Это правило Гомера.

Принцип органического единства: распределение материала и его организация в речи должны вытекать из
самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии: умение достигать цели простым, рациональным способом с минимальной затратой времени, сил и речевых средств.

Вступление готовит слушателей к восприятию речи. Оно должно заинтересовать аудиторию. В нем подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Первым словом оратора чаще всего является обращение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и в то же время привлекает к себе ее внимание. Необходимо знать, в какой ситуации какая форма обращения является общепринятой. Например, на защите диссертации на соискание ученой степени уместным будет следующее обращение: «Уважаемый председатель диссертационного совета. Уважаемый ученый секретарь. Уважаемые члены совета, коллеги
и присутствующие
».

Во введении особое внимание уделяется зачину — это первые фразы, которые произнесет оратор. Они должны быть просты, понятны, доступны, интересны. Можно начать с интересного примера, связанного с темой выступления, крылатого выражения, цитаты, пословицы. Можно поблагодарить за возможность выступить. Эффективное средство завоевать внимание аудитории — вопросы. Они позволяют вовлечь аудиторию в умственную деятельность. Каждое выступление требует своего особого начала. Необходимо учитывать тему, вид речи, состав аудитории, ее подготовленность и эмоциональный настрой. Приведем
наиболее распространенные варианты вступления:

– краткое изложение целей и задач выступления;

– апелляция ко времени, к месту, где проходит лекция;

– обращение к недавно произошедшим событиям;

– апелляция к интересам аудитории; слушателям необходимо показать, в какой степени их касается тема выступления;

– обращение к конфликту, к противоборствующим идеям и т. п.;

– обращение к историческому факту;

– цитирование — краткое, поражающее содержанием, приковывающая внимание громким именем автора; не следует прибегать к избитым цитатам; источники — сборники афоризмов;

– риторические вопросы, цепочка вопросительных предложений заставляют слушателей задуматься;

– юмористическое замечание, имеющее отношение к теме, иногда ради шутки ораторы прибегают и к самоуничижению;

– сообщение о необыкновенных, парадоксальных явлениях, фактах, поражающих воображение (Например, лекцию о технике быстрого чтения можно начать с сообщения о том, что информативная насыщенность некоторых текстов достигает лишь 30 %. Представьте себе, вы читаете книгу
в 100 страниц, тратите время и силы, в то время как ту же информацию вы могли бы получить, прочитав брошюру
в 30 страниц);

– апелляция к речи предыдущего оратора. Причем вы можете согласиться с его точкой зрения или оспорить ее;

– апелляция к личности оратора. Если оратор является авторитетом в данной аудитории, он может сослаться
на свой опыт.

По объему вступление не должно превышать 1/3 всего выступления.

С чего нельзя начинать
выступление?

С извинений. Это свидетельствует о неуверенности выступающего, понижает его статус и не способствует успеху выступления. Вариантов извинений множество: за опоздание, за недостаточно хорошую организацию лекции, за отсутствие микрофона, за простуженный голос… Но хуже всего, когда выступающий делает признания такого рода: «Я не умею хорошо и складно говорить, но сегодня хочу выступить с сообщением», «Предыдущий выступающий все уже сказал, даже не знаю, что к этому добавить».

Неудачным будет начало, если вы сразу же произнесете затасканные фразы типа: «На мою долю выпала исключительно высокая честь выступить сегодня…» Нежелательно в начале выступления употреблять вводные слова вроде наверное, видимо, вероятно, может быть и т. п.,так как они являются показателями неуверенности выступающего.

Как излагать материал
в основной части?

Основная часть наиболее ответственная. Необходимо сохранить внимание слушателей, которое вы завоевали
во вступлении, до конца. Структура выступления зависит прежде всего от методов преподнесения материала. Основные методы следующие.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Речь начинается с описания конкретных случаев или примеров, а затем делается обобщение.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Вначале выступающий выдвигает общие положения, а затем рассматривает конкретный факт с точки зрения этих положений.

Метод аналогии предусматривает сопоставление различных явлений, фактов. Обычно параллель проводится между тем, что хорошо известно слушателям. Аналогии должны основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах. Общие свойства явлений должны характеризовать их с разных сторон.
Необходимо устанавливать не только черты сходства,
но и черты различия.

Концентрический метод — расположение вопросов
вокруг главной проблемы. От общего рассмотрения центрального вопроса оратор переходит к более конкретному
и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод основан на последовательном изложении проблемы. При этом оратор, как по ступеням, поднимается, переходит от одного аспекта к другому.

Исторический (хронологический) метод — это рассмотрение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли
с тем или иным явлением.

Тактический способ применяется чаще всего в агитационной речи. Речь, в которой применяется такой метод, включает в себя следующие пункты: а) описание обстановки и вывод о необходимости изменить ее; б) описание способов изменения ситуации; в) анализ возможных последствий предполагаемых мер; г) призыв к аудитории, предложение, что нужно предпринять в сложившейся ситуации.

Способ изложения зависит от следующих факторов:
1) тип речи (см. выше); 2) цель, которую ставит перед собой выступающий (развлечь, убедить, подвигнуть на какие-либо действия, описать процесс, проанализировать ситуацию, критиковать что-либо или кого-либо); 3) количественный
и качественный состав аудитории.

Какими бы методами ни пользовался выступающий, его речь должна быть убедительной, доказательной. Поэтому при работе над основной частью необходимо продумать систему логических (обращенных к разуму) и психологических (обращенных к чувствам) доводов. Приводя доводы, нужно учитывать, что самый сильный должен быть в конце (см. выше правило Гомера).

Что может содержаться
в концовке?

Заключение выступления имеет две основные функции: напомнить главную мысль и объяснить, что с ней надо делать.

Заключительная часть выступления должна логично
вытекать из предыдущей части, поэтому она должна быть очевидной.

Обобщающий вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. После него ничего не нужно добавлять или комментировать. Словесное оформление вывода обеспечивается вводными словами типа итак, таким образом.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутом виде или в виде перечисления и сопровождается вводными словами во-первых, во-вторых, в-третьих.

Иллюстрация может сопровождать основную идею.
Это может быть аналогия, пример, аллегория, притча.

Кульминация. Главная мысль выступления высказывается на высокой эмоциональной ноте. Это может быть
призыв или лозунг.

Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная мудрость — такая концовка хорошо запоминается и является эффективной в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности.

Обращение к слушателям может быть оформлено в виде пожелания или поздравления с наступающим праздником.

Комплимент аудитории — это слова, которые положительно характеризуют слушателей, их уровень, вопросы, которые были заданы выступающему.

Юмористическая концовка в виде анекдота, шутки, занимательной истории также может оказаться эффективным завершением выступления. Но шутка должна относиться
к делу. Иначе она вызовет у аудитории недоумение.

Благодарность за внимание — это традиционная концовка.

Перечисленные варианты концовок следует подобрать для соответствующего вида публичного выступления.

Как не следует
заканчивать выступление?

Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.

Не следует ничего вспоминать и дополнять после того, как сформулирован вывод. Все впечатление от него будет смазано, вывод потеряется.

Не надо извиняться и произносить фразы типа: «Я, наверное, вас утомил», «К сожалению, мне не удалось охватить все».

Нельзя заканчивать выступление на пессимистической ноте.

Не следует заканчивать выступление фразой типа
«У меня все».

Как работать
с фактическими средствами
публичной речи?

К фактическим средствам публичной речи относятся примеры, статистические данные, наглядные пособия.

Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может служить так называемое экземплярное суждениеВ качестве примера могу сослаться на следующий случай»). Это пояснение. Пример-факт отсылает слушателя не к случаю, не к опыту, а к конкретному факту. Это элемент доказательства. Пример-предложение — вывод из примера-факта («Таким образом, примеры говорят следующее»). В таких примерах классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения. В публичной речи также используются шуточные примеры, которые
могут иллюстрировать достаточно серьезные вещи.

Правила применения примеров

1. Пример должен быть целевым.

2. Не следует навязывать смысла примера.

3. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера.

4. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

Приводя примеры, нужно заботиться о том, насколько уместен пример, типичен ли он, достаточен ли он, содержит ли призыв к чувствам слушателей.

Статистические данные — примеры в цифровом выражении и соотношении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.147 (0.011 с.)