Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила подачи статистических данных

Поиск

1. Проверить статистические данные с точки зрения компетентности и беспристрастности источника.

2. Избегать неопределенных выражений.

3. Статистически сравнивать только совместимые величины.

4. Утверждать только то, что подтверждено совокупностью данных.

Какие средства обеспечивают
наглядность выступления?

По данным психологов, от 50 до 80 % информации человек получает через зрение. Английский психолог Р. Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

Итак, наглядность может быть обеспечена образной речью. Сравним два высказывания: «Человеку, бывающему
в обществе, необходимо уметь хорошо говорить о пустяках
» и «Человек, не имеющий «разговорной мелочи», похож на богача, который не имеет мелкой монеты и потому затрудняется платить мелкие расходы». Первая фраза имеет назидательный характер, она скучна и поэтому не запоминается. Вторая фраза образна, нетрадиционна, более понятна и убедительна, а следовательно, легче
воспринимается и запоминается.

Наглядность достигается использованием соответствующих средств (плакатов, таблиц, графиков, рисунков, картин и т. п.). Но их применение подчиняется определенным правилам.

1. Средства наглядности можно и нужно использовать лишь тогда, когда они действительно необходимы для пояснения, поддержания или возбуждения интереса к излагаемому материалу.

2. Заранее из средств наглядности ничего представлять не следует, это делается лишь в нужный момент.

3. Не использовать средства наглядности, если они
будут плохо видны аудитории.

4. Статистическим таблицам правильнее придавать вид диаграмм, желательно в форме разноцветных прямоугольников, отражающих размеры, тенденции и т. д.

5. Обязательно увязывать слова с изображением, обращаясь при этом не к плакатам, а к слушателям. Дать возможность разглядеть наглядное пособие, сделав небольшую паузу.

6. Не раздавать слушателям никаких пособий, так как это снижает уровень внимания. Есть другое мнение. Раздав материалы по теме выступления, вы привлечете внимание слушателей. Или хотя бы отвлечете их от собственных мыслей.

7. Как только таблицы стали не нужны, их следует
убрать.

8. Если демонстрируется предмет, его нужно держать
в руке на уровне плеч или чуть выше.

9. Комментарии к иллюстрациям должны быть заранее продуманы, записаны. Это должен быть связанный текст. Не пытайтесь импровизировать.

10. Если у вас есть ассистент, договоритесь о сигналах, определяющих переход от одной иллюстрации к другой.
Не рекомендуем сопровождать комментарии словами вроде «Следующую картину» и т. п.

Значительной убедительностью обладает цифровой
материал, но с цифрами нужно обращаться аккуратно,
поскольку они плохо воспринимаются на слух. Значит,
их должно быть немного. Тем более не надо давать ряды цифр. По возможности цифры следует округлять, за исключением данных о жертвах, ущербе и т. п. Если есть возможность, такую информацию следует давать в сравнении, образном сопоставлении. Например, в 1989 году пшеничный хлеб стоил 16 копеек, а в 2007 году он стоит 11 рублей.

Как обеспечивать образность
публичного выступления?

Образная и эмоциональная речь — одно из важнейших средств, обеспечивающих успех публичного выступления.

Научное сообщение — это объективированное изложение, но такой характер не исключает возможности использования образных выражений, остроумных намеков, оригинальных формулировок. Это не препятствует точности
и однозначности терминов и понятий. Общедоступность информации обеспечивается внесением в научную речь
элементов разговорной речи.

Лишают речь образности и эмоциональности шаблонные фразы. Стереотипный набор языковых конструкций свидетельствует о неспособности мыслить самостоятельно. Примером могут быть следующие фразы: проявить личную
заинтересованность, дальнейшее повышение эффективности, справедливая критика, принять меры, принять участие, оказать помощь, оказать поддержку, произвести награждение.

В рамках официально-делового стиля канцеляризмы неизбежны и даже желательны: они ускоряют процесс
составления документа, облегчают восприятие текста, выступают как сигналы специфической информации. Немотивированное использование канцеляризмов за рамками официально-делового стиля неприемлемо: это нарушает нормы их употребления в литературном языке. Интересно, что в США давно существуют специальные словари, фиксирующие
стереотипы — «Словари клише», так что всегда есть возможность проверить, насколько оригинальны языковые средства говорящего. С. Я. Маршак о штампах высказывался так: «От частого употребления многие из слов стираются, как ходячая монета. Привыкая к ним, мы почти не слышим их звучания. Они теряют свое буквальное значение, как бы отрываясь от питающей их почвы, теряют силу и образность. Эпитет «яркий» перестает быть ярким. Слово «прелестный» лишается всякой прелести и даже иной раз звучит пошловато и иронически». «Всякая штампованная речь многословна. Ведь тот, кто пользуется истертыми штампами, говорит по инерции, спустя рукава, его внимание к каждому слову ослаблено, поэтому он так и сыплет словами-паразитами, превращающими его речь в болтовню», — писал К. И. Чуковский.

Нельзя назвать выразительной речь, насыщенную трудными для восприятия словами. Стараясь сделать речь
серьезной, значимой, ораторы иногда злоупотребляют терминологией, так что изложение принимает слишком наукообразный характер. Выступающий должен знать, насколько слушатели готовы к восприятию информации, компетентны в вопросе, который освещает оратор.

Список основных средств выразительности дается в приложении.

Как управлять аудиторией?

Как бы ни была интересна ваша речь, со временем внимание аудитории притупляется, начинаются шум, движение, разговоры, поэтому необходимо знать приемы управления аудиторией. Таких приемов множество.

– Прямое требование внимания.

– Обращение с неожиданным вопросом.

– Тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи не называется сразу. П. Сергеич писал: «Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, —
и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается
к недоговоренному ранее».

– Вопросно-ответный ход заставляет вникнуть в суть проблемы, следить за логикой мысли выступающего, который ставит вопросы и отвечает на них.

– Юмор, уместная шутка, связанные с темой выступления и, возможно, заранее подготовленные.

– Прием сопереживания используется для достижения эмоционального контакта. Выступающий выражает свое
понимание или сочувствие по поводу каких-либо событий.

– Прием соучастия — оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах.

– Апелляция к речи предыдущего оратора — согласие или несогласие с его словами, цитирование его слов.

– Ссылка на авторитеты с целью подкрепить свои аргументы (видные политические, общественные деятели, ученые, деятели литературы и искусства, известные журналы, газеты).

– Апелляция к личности оратора предполагает обращение к личному опыту выступающего (случай из своей
жизни, отношение к тем или иным событиям).

– Апелляция к погодным условия («даже погода радуется / печалится») — не очень эффективный, банальный прием.

– Обращение к аудитории. Удачно найденные обращения следует повторять в своем выступлении ((Уважаемые / Глубокоуважаемые) дамы и господа, Дорогие друзья, Милые дамы, (дорогие) товарищи, коллеги).

– Голосовые приемы — понижение или повышение тона, изменение громкости, темпа речи. Если высота звука неизменна на всем протяжении речи, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует повышенного внимания, это вызывает утомление
и желание отдохнуть. Тихая речь требует от слушателей дополнительных усилий, когда же терпение и силы аудитории иссякнут, есть опасность, что речь выступающего будет
заглушена шумом.

– Пауза придает речи значимость, привлекает внимание, особенно пауза на середине фразы.

– Постарайтесь найти точки соприкосновения, даже если завязалась дискуссия. Убедите слушателей, что у вас много общего, начиная с малого, постепенно ведите аудиторию
за собой.

Как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень
профессиональной и научной
подготовки?

Чему следует отдавать предпочтение? Чего следует остерегаться или не делать вообще?
Начать с яркого сравнения, неожиданной реплики, вызывающей положительный эмоциональный отклик у слушателей. Не демонстрировать свое превосходство, не выступать вообще, если нет новых фактов, подходов к решению проблем.
Четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения. Не допускать повторов, тривиальных суждений.
Вскрыть противоречия, трудности в решении проблемы, ложные подходы и спекулятивные точки зрения. Не злоупотреблять цифрами, цитатами.
Доказательность суждений и выводов должна быть безупречной с точки зрения логики. Не уклоняться от существа проблемы.
Оперировать достоверной информацией и проверенными фактами. Апеллируя к авторитетам, избегать чрезмерного цитирования.
Стремиться выступать не читая, но следуя четко выстроенному плану. Не нарушать логику, последовательность изложения и аргументации
Стиль выступления проблемный или проблемно-критический, профессионально компетентный. Не нарушать регламент выступления.

Как выступать
перед молодежной аудиторией?

Чему следует отдать предпочтение? Чего следует остерегаться или не делать вообще?
Быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины, их порождающие. Не уклоняться от нерешенных проблем, острых вопросов.
Теоретические положения и суждения подкреплять убедительными примерами, конкретными фактами. Не упрекать ее в незнании, профессиональной и научной некомпетентности.
Периодически шутить. Не заигрывать с аудиторией, не льстить ей, не идти у нее на поводу.
Стремиться к сочетанию научности, доказательности и популярности выступления. Не противопоставлять молодое поколение старшему.
Показать знание молодежных проблем. Не ругать молодежь.

Как выступать
в женской и мужской аудитории?

Женщин интересует сам процесс общения. Для мужчин прежде всего важен результат, процесс имеет второстепенное значение.
Для женщинбольшое значение имеет эмоциональная сторона дела, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. Мужчин в процессе убеждения интересует доказательность, логика, факты.
Их внимание привлекают примеры, касающиеся семьи, детей, переживаний, быта, мужчин. Их внимание привлекают примеры из истории, политики, информация о женской психологии, о возможности добиться успеха, обогатить свою эрудицию.
Женщины лучшие слушатели по сравнению с мужчинами. Как слушатели мужчины значительно нетерпеливее женщин. На первом месте для них компетентность выступающего.

Как выступать
перед негативно настроенной
аудиторией?

Перед выступлением в «сложной» аудитории необходим особый настрой. Важно сохранять самоконтроль в любой ситуации и управлять ситуацией с начала и до конца
выступления.

Не теряйте спокойствия и самообладания при негативной реакции аудитории. Старайтесь не допускать необдуманных действий.

При негативной реакции слушателей не рекомендуется:

– спорить;

– пытаться взывать к логике и здравому смыслу, ведь эмоции им не подчиняются;

– советовать или указывать, что они должны делать
и как себя вести;

– приказывать;

– высмеивать;

– стыдить;

– не принимать их в расчет, игнорировать их интересы, продолжать «гнуть» свою линию;

– спрашивать о мотивах их поведения;

– отвечать на атаку противодействием;

– «играть на нервах».

При попытке прямого давления слушатели могут рассмеяться в ответ, язвительно ответить на угрозы, проигнорировать проповедь, чтение морали, обращенные к ним; ответить на критику или обвинения теми же действиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.01 с.)