Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расположение и движение оратора в аудитории

Поиск

Мы уже отмечали, что оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее.

Необходимо помнить, что стоящий оратор:

— демонстрирует уважение к аудитории;

— создает постоянное напряжение для себя;

— лучше чувствует время;

— энергичнее говорит.

Все это говорит в пользу выступления стоя.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. «Стой-

 

те рядом со своими слушателями», – рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею.

В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо не перед аудиторией, а вглубь зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей – в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит, впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека – только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора, а в некоторых случаях – неуверенности его.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т. д. – лучше взять в руки указку или мел.

 

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны. А это заставляет их слушать более активно и внимательно.

Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Если на нас смотрят много, то это рассматривается нами либо как некоторый вызов (это бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или по крайней мере интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать выступающий.

Можно дать следующие рекомендации:

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?»

2. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

3. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

4. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

6. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

7. Смотрите на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

8. Глядя на слушателя, смотрите ему в глаза.

Взгляд в глаза всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

9. В большой аудитории следует разбить всех слушате

 

лей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Поза

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.

Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен.

Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы».

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.

Жесты оратора

Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией.

Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер).

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.

2. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение.

3. Жесты не должны быть непрерывными.

4. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.

5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.

6. Не шевелите открыто пальцами.

7. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению. А вот советы по использованию жестов, которые предлагает Фрэнк Снелл:

 

 

— 90% жестов делайте выше пояса; жесты ниже пояса рассматриваются как выражение неудачи, растерянности;

— локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о слабости вашего авторитета;

— пальцы обеих рук держите так, как будто вы держите в них грейпфрут; если ваши ладони принимают неопределенное положение, это воспринимается аудиторией как отсутствие силы и способности вести аудиторию за собой;

– жестикулируйте всегда обеими руками.

«Чтение» оратором аудитории

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если к этому побуждает его получаемая информация. Однако для того, чтобы "читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

– взгляды слушателей, направленные на оратора;

– положение тела – корпус наклонен в сторону ора-

 

тора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору;

– наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности говорят следующие факты:

– взгляд слушателя направлен в сторону;

– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

— голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

— слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам – потеря мысли, потеря внимания;

— тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу);

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

— голова подпирается всей ладонью;

— пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;

— рисование на бумаге, посторонних предметах;

– отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи (у мужчин);

— поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

— рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

— застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников – важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо развивать его, тренировать в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.

Голос и интонация оратора

Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор,

 

в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.

В 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свой успех: «В твоем голосе должна быть не только сила, но и призыв. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено».

Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Разумеется, она связана с размером аудитории. Но важно выбрать именно ту громкость, которая в данных условиях явится оптимальной. Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод, о его неуверенности, если слишком громко – о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что вы говорите громче, чем обычно; в подавляющем большинства случаев этой громкости будет достаточно.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования.

Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. «Изменяйте силу голоса, остальное оставьте, как есть», – рекомендует Ф. Снелл.

Во-вторых, интонация должна быть естественной, она должна соответствовать содержанию того, что вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично – и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам, иногда даже создает комический эффект. Однажды, рассказывают, Марк Твен утром сильно порезался во время бритья и разразился градом, крепких ругательств и проклятий. Жена, случайно услышавшая их, решила повторить сказанное, чтобы показать мужу, как грубо это звучит. Марк Твен выслушал ее и заметил: «Дорогая, слова те, музыка не та».

Темп должен быть средним, причем следует избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-ли-

 

бо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.012 с.)