Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы ораторского искусства↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение ораторского искусства. Соотнесите его с понятиями «риторика», «красноречие». 2. Назовите и прокомментируйте особенности ораторского искусства как социального явления. 3. Какие роды красноречия выделяет отечественная риторика? Кратко охарактеризуйте каждый из них. 4. На основании каких факторов выделяют виды речи? Назовите и кратко охарактеризуйте виды публичной речи. 5. Из каких этапов складывается подготовка ораторской речи? Кратко охарактеризуйте их. 6. Каковы источники поиска материалов для ораторской речи? 7. Дайте определение композиции ораторской речи. 8. Что является основой композиции ораторского выступления? 9. Какие элементы включаются в структуру ораторского выступления? 10. Какие задачи выполняет вступление к ораторской речи? 11. Какие способы привлечения внимания аудитории могут быть использованы во вступлении ораторской речи? 12. Каковы методы изложения материала в публичном выступлении? Охарактеризуйте их. 13. Раскройте содержание таких принципов композиции публичной речи, как «закон края», «принцип усиления». 14. Какова роль заключения в ораторском выступлении? 15. Какие факторы влияют на установление контакта между оратором и слушателями? 16. В чем заключается эмоциональное сопереживание оратора и аудитории? 17. Какова роль эмоционального сопереживания в установлении контакта оратора и аудитории?
Упражнения
Познакомьтесь с высказываниями о риторике выдающихся деятелей культуры. В чем они видят назначение красноречия, его главную задачу? На основе прочитанного дайте собственное определение ораторского искусства. 1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»). 2. Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (Н. Кошанский «Частная риторика»). 3....Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий (М. Сперанский «Правила высшего красноречия»).
Являются ли публичными выступлениями названные речевые акты? Если да, то к какому виду они относятся? Выступление кандидата в депутаты перед избирателями; объявление сокурсникам о предстоящей экскурсии; разговор декана со студентом; устный отчет о проделанной работе на смотре общественных знаний; выступление на митинге; рассказ родителям о делах в институте; представление курсу почетного гостя; тост, который произносит подчиненный на юбилее начальника; рассказ дворовым друзьям о вступительных экзаменах; выступление, в котором студенты поздравляют с праздником своих преподавателей; анекдот, рассказанный во время вечеринки; поздравление ректором выпускников вуза; новости, которые читает диктор в программе «Время»; инструкция по технике безопасности перед началом субботника; речь перед студентами группы о вреде курения; реклама жевательной резинки по телевизору; рассказ о себе попутчикам в поезде дальнего следования.
3. Определите, какая форма публичного выступления (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа) используется в следующих речевых ситуациях. Ежегодное послание Президента парламенту; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; десятиминутное выступление студента на семинарском занятии; собрание группы с участием психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы студентам и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.
4. Прочитайте пословицы. Какие правила подготовки и произнесения публичной речи в них отражены? Составьте рекомендации начинающему оратору, проиллюстрировав их этими пословицами. Образец. Любое выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо произнести речь без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская пословица: «Речь вести - не лапти плести». 1. Хорошую речь хорошо и слушать. 2. Много наговорено, да мало сказано. 3. Где много слов, там мало толку. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая - что стрелять не целясь. 8. Знай боле, а говори мене. 9. Живое слово дороже мертвой буквы. 10. Шумом праву не быть.
Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С.Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). Определите, к какому типу вы относитесь и что вам необходимо для совершенствования речевых способностей. Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник - человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями). Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи - остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик - человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями). Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний). Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик - человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).
6. Прочитайте отрывок из повести В. Железникова «Чудак из шестого "Б"». В нем рассказывается, как главный герой (повествование ведется от его лица), готовится к первой встрече с октябрятами, к которым назначен вожатым. К какому виду публичного выступления относится речь главного героя? Какие правила подготовки публичного выступления выполнил, а какие нарушил вожатый? Приведите примеры нарушений. Исправьте эти ошибки. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение ораторского искусства. Соотнесите его с понятиями «риторика», «красноречие». 2. Назовите и прокомментируйте особенности ораторского искусства как социального явления. 3. Какие роды красноречия выделяет отечественная риторика? Кратко охарактеризуйте каждый из них. 4. На основании каких факторов выделяют виды речи? Назовите и кратко охарактеризуйте виды публичной речи. 5. Из каких этапов складывается подготовка ораторской речи? Кратко охарактеризуйте их. 6. Каковы источники поиска материалов для ораторской речи? 7. Дайте определение композиции ораторской речи. 8. Что является основой композиции ораторского выступления? 9. Какие элементы включаются в структуру ораторского выступления? 10. Какие задачи выполняет вступление к ораторской речи? 11. Какие способы привлечения внимания аудитории могут быть использованы во вступлении ораторской речи? 12. Каковы методы изложения материала в публичном выступлении? Охарактеризуйте их. 13. Раскройте содержание таких принципов композиции публичной речи, как «закон края», «принцип усиления». 14. Какова роль заключения в ораторском выступлении? 15. Какие факторы влияют на установление контакта между оратором и слушателями? 16. В чем заключается эмоциональное сопереживание оратора и аудитории? 17. Какова роль эмоционального сопереживания в установлении контакта оратора и аудитории?
Упражнения
Познакомьтесь с высказываниями о риторике выдающихся деятелей культуры. В чем они видят назначение красноречия, его главную задачу? На основе прочитанного дайте собственное определение ораторского искусства. 1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»). 2. Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (Н. Кошанский «Частная риторика»). 3....Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий (М. Сперанский «Правила высшего красноречия»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.007 с.) |