Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из истории ораторского искусства

Поиск

С античных времен и даже ранее ораторское искусство является непременным атрибутом государственной и общественной деятельности. Умение выступать публично было обязательным условием успешности любого руководителя.

Ораторское искусство является древнейшей отраслью человеческого знания. Его знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Шумере, Китае. Однако наибольшего развития ораторское искусство получило в античных Греции и Риме. Здесь для этого возникли необходимые государственные и социальные условия. Сегодня всем образованным людям известны имена Сократа, Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Исократа и многих других.

Древнегреческий философ Сократ (470 – 399 гг.до н. э.) слыл мудрейшим человеком цивилизованного мира. Если к нему обращались с просьбой определить уровень образованности человека, он говорил: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец». По словарному запасу, грамотности, интонации, темпу и модуляции речи он определял не только умственное развитие, но и социальный статус, профессию, веру, среду проживания.

Знаменитым оратором и политическим деятелем Древней Греции был Демосфен (384 – 322 гг. до н.э.). Сегодня это одно из величайших имен в истории ораторского искусства. Однако от рождения Демосфен не обладал к этому особыми способностями. Более того, у него был слабый голос, он картавил и смущался, когда слушатели начинали шуметь. Но он проявил редкое трудолюбие и упорство. Он много упражнялся: произносил свои речи на берегу моря при шуме бури и волн; говорил набрав в рот камешки, чтобы избавиться от картавости; читал стихи, бегом поднимаясь в гору. Он по много раз переписывал известные речи своих предшественников, чтобы постичь их логику и убедительность. Это дало свои результаты, и вскоре он стал в Афинах любимым оратором.

Больше всего прославили Демосфена его речи против македонского царя Филиппа -- отца знаменитого полководца древности Александра Македонского. Филипп мечтал подчинить себе Афины. Для военной победы у него не хватало сил. Поэтому он уговорами и подкупами пытался так настроить афинян, чтобы они сами отдали себя под его власть. Демосфен понимал это. Он отстаивал свободу. В своих речах он изобличал хитрые планы Филиппа. Демосфену шпионы Филиппа предлагали большие деньги за то, чтобы он хотя бы молчал. Но Демосфен продолжал ярко и страстно обличать македонского царя. Эти речи против Филиппа стали называть «филиппиками». Послушать их собирались люди со всех концов Греции. Когда позднее сам Филипп прочитал запись одной из этих речей, он под сильным впечатлением воскликнул: «Если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Словом «филиппики» с тех пор в ораторском искусстве называют всякую резкую и страстную обличительную речь.

Итог древнегреческого периода развития ораторского искусства подвел в своих трудах знаменитый философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Около 300 г. до н. э. он написал трактат «Риторика». Понятие это произошло от греческого rhetorike techne – ораторское мастерство.

В своем трактате Аристотель научно обосновал и доказал, что публичная речь состоит из трех элементов: личности оратора, предмета разговора и личности слушателя. Для успеха выступления надо внимательно отнестись ко всем элементам.

После Греции пальма первенства в развитии ораторского искусства переместилась в Древний Рим II-I веков до н. э.

Выдающейся личностью, знаменитым государственным и общественным деятелем Республиканского Рима был Марк Тулий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). За заслуги перед Римской Республикой ему был присвоен Сенатом почетный титул «Отец Отечества». Но еще более знаменит он как непревзойденный оратор. Он по праву занимает первое место в истории ораторского искусства. Его имя стало нарицательным. «Цицероном» называют человека, умеющего говорить красиво и убедительно.

До нашего времени дошли записи ряда речей Цицерона. Одна из них – знаменитая речь, которая побудила Сенат к энергичным действиям против диктатора Катилины, пытавшегося узурпировать власть. В ней Цицерон восклицал: «Доколе будешь, Катилина, испытывать терпение наше?! Доколе ты будешь издеваться над нами?!» И закончил он эту речь словами: «О времена! О нравы!» Впоследствии они стали крылатыми.

Знаменитым полководцем и государственным деятелем Древнего Рима был Марк Антоний (ок. 83-30 гг. до н. э.). Он известен своей дружбой с Юлием Цезарем, военными походами и скандальным браком с египетской царицей Клеопатрой. О нем менее известно то, что он был блестящим оратором. Это искусство однажды не только спасло ему жизнь, но и повлияло на развитие римской истории.

В середине I века до н. э. в Риме резко обострились противоречия между сторонниками республики и монархии. В результате заговора республиканцев во главе с Брутом в 44 г. до н. э. символ монархии – Цезарь был убит. Смертельная опасность нависла и над его ближайшим соратником и другом Антонием. Потрясенный убийством Цезаря Рим колебался, какую партию поддержать. И в этой обстановке «затишья перед бурей» Антоний выступил с блестящей надгробной речью на похоронах Цезаря. Эта речь которая склонила чашу весов в его сторону.

Антоний начал свое выступление с повествования о воинских доблестях Цезаря. Он перечислил его заслуги перед Римом. Вскоре он ловко осуществил полемический прием «подмена тезиса». Вместо республиканизма, он стал обсуждать патриотизм Цезаря. Мол, в то время, когда республиканцы болтали в Сенате, Цезарь проливал кровь за Отечество. Закончил первую часть своей речи Антоний следующей фразой: «Но Брут назвал его честолюбивым, а Брут весьма достойный человек».

Затем оратор стал говорить о скромности Цезаря. В частности, он не принял корону царя, хотя многие ему это предлагали. Антоний признался, что он тоже советовал Цезарю короноваться. Тем самым оратор применил полемический прием «самоличное признание». Антония действительно обвиняли в попытке присвоить Цезарю титул царя. А его собственное признание сделало неактуальным данное обвинение, ведь «повинную голову меч не сечет».

Закончил Антоний рассуждения о скромности Цезаря все той же фразой: «Но Брут назвал его честолюбивым, а Брут весьма достойный человек». И на сей раз фраза прозвучала уже с сомнением.

В третьей части Антоний заговорил о бескорыстии Цезаря. Как военачальнику, ему полагалась львиная доля добычи в военных походах. Однако Цезарь этим не пользовался. И даже те богатства, на принятии которых настаивали воины, Цезарь раздавал малоимущим римским гражданам. «Но Брут назвал его честолюбивым, а Брут весьма достойный человек», − закончил Антоний. И это прозвучало уже с сарказмом.

Данную фразу Антоний повторил в своей речи шесть раз. Он использовал ораторский прием «повтор с целью усомниться», неоднократно обратив внимание на явное несоответствие.

В течение речи Антоний ни разу не назвал Цезаря по имени. Он все время говорил «покойный». Тем самым был использован психологический прием: «Мертвые сраму не имут», или «О мертвых либо хорошо, либо никак».

Видя, что римляне взволнованы его речью, Антоний, потрясая окровавленными одеждами Цезаря, назвал заговорщиков душегубами и подлыми убийцами. Закончил он патетическим призывом к действию: «О правосудие! Ты, как всегда, медлишь!»

Народ пришел в ярость, разгромил место заседания Сената. Вслед за сторонниками Антония, толпа с горящими факелами бросилась громить дома видных республиканцев.

Развитие риторики породило новую профессию – риторы. Это были учителя риторики. В числе родоначальников риторов особое место занимает Исократ. Он знаменит тем, что никогда сам не выступал публично со своими речам. Он писал речи для других, по заказу, обычно для судебных заседаний. Но его речи были настолько яркими и убедительными, что, даже прочитанные другими, сильно воздействовали на слушателей.

Несколько позднее в рамках риторики появилась софистика. Основным ее содержанием было искусство полемики. «Прав тот, кто сумел убедить», – считали софисты.

Античный писатель Аристофаниспользовал софистику в своей комедии «Облака». В ней некий должник, не желая возвращать долг, посылает сына учиться красноречию. Он рассчитывает на то, что впоследствии сын выступит в суде и докажет, что никакого долга за отцом не было. Сын выучился и вернулся. Однако стал убеждать отца вернуть долг. Тем более, что отец был не беден, и мог это сделать. Но отец накинулся на сына с кулаками. Произошла потасовка, и сын побил отца. Тогда оскорбленный отец подал на сына в суд. И вот, блистая красноречием, сын доказал в суде свою невиновность. Он построил свою защиту на двух посылах: воспитание и честь рода. Первый, в детстве отец часто воспитывал сына, в том числе и физическими наказаниями. Это пошло на пользу, и сын благодарен отцу за это. Теперь отец с возрастом стал «впадать в детство». Из любви к нему иногда надо его исправлять, воспитывать. Второй посыл, долг отца всем известен. Он человек состоятельный и уважаемый. Однако невозврат долга подорвет доверие к их семейному бизнесу. Клеймо бесчестия после смерти отца перейдет к сыну и внуку, и в конце концов разорит семью. Суд оправдал юношу.

Умение выступать публично – важнейшее качество современного руководителя, а также политика и общественного деятеля. Но какова природа этого качества: оно врожденное или приобретенное? Можно ли научиться ораторскому искусству?

Ответ однозначен – да. Цицерону принадлежит крылатое выражение: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Тем самым величайший оратор подчеркивал, что ораторское искусство – это мастерство, которому можно научиться.

 

Подготовка публичного выступления

Успех выступления во многом зависит от его подготовки. Методикой устного выступления разработан определенный порядок – алгоритм подготовки. Рассмотрим его.

1. Тема выступления и аудитория.

По части темы варианты могут быть разными: она заранее задана либо имеется выбор. В случае второго варианта надо исходить из консенсуса интересов аудитории и своих собственных. С одной стороны, это актуально для аудитории. С другой стороны, вы в этом осведомлены и хотите поделиться со слушателями.

Формулировка темы должна отвечать двум требованиям. Во-первых, в лаконичной форме выражать содержание выступления. Во-вторых, носить рекламный характер, привлекать внимание. Уместно название в форме вопроса или острой постановки проблемы.

Например, сравним рабочее и рекламное название одного и того же учебно-методического выступления: «РR-технологии в ходе предвыборной агитации на президентских выборах» или «Как избрать Президента?» Второй вариант более успешно привлекает внимание слушателей.

Оратор в начале подготовки к выступлению должен поставить перед собой три вопроса: кому я буду говорить? для чего? в чем я хочу убедить слушателей? И только уяснив для себя ответы на эти вопросы, можно переходить ко второму пункту алгоритма подготовки.

2. Сбор материала.

Даже если будущий оратор уверен в своей компетенции по теме выступления, не стоит этим ограничиваться. Необходимо обновить информацию, посмотреть свежие материалы, поискать новые идеи. Такой дополнительный сбор материалов образно называют «банк идей».

Следует помнить: «для того, чтобы сказать мало, знать надо много». В методике устного выступления известно другое образное выражение: «Если голова пуста, речь не будит уста».

3. Разработка формы и содержания речи.

Это сложный и объемный пункт, который требует отдельного подробного рассмотрения. Мы так и поступили. Форму публичного выступления рассмотрим ниже, после изложения всего алгоритма подготовки. Содержание устного выступления вынесем в самостоятельный раздел 9.3.

4. Наглядные средства.

Установлено, что зрительно (визуально) человек воспринимает в десятки раз больше информации, чем с помощью слуха (аудио). Поэтому значительно повысить информативность и убедительность выступления можно с помощью наглядных средств. Ими могут быть схемы, графики, образцы продукции и многое другое. Такие наглядные средства готовятся заранее.

Однако в качестве наглядных средств могут быть использованы и подручные предметы. Они могут проигрывать специально подготовленным пособиям по информативности. Зато они не требуют времени на разработку. А роль эмоционального усилителя текста могут выполнить вполне успешно.

5. Овладение материалом.

Для успешного выступления важно не только подготовить материал, но и овладеть им. Это относится к ситуации, когда выступающий не собирается читать текст по бумажке, а говорить своими словами. Для овладения материалом выступления разработаны специальные методики. Мы предлагаем свою, изложенную в образной форме в виде трех последовательных действий: «свертывание», «продумывание» и «проговор».

«Свертывание» материала означает сокращение его в план-конспект. В нем по пунктам излагается, что и зачем надо говорить, какие приводить примеры, факты, цитаты. План-конспект, естественно, не содержит полного текста выступления. Он является подсказкой, суфлером последовательности изложения. Он позволяет не упустить что-либо важное, не нарушить внутреннюю логику речи в результате естественного волнения. Обращение оратора к план-конспекту, зачитывание цитат вполне уместно во время устного выступления.

«Продумывание» речи – это мысленное ее произнесение. Причем сделать это желательно неоднократно. После такого упражнения, уже находясь на трибуне, оратор будет уверенно ориентироваться в содержании и последовательности своего выступления.

«Проговор» речи означает произнесение ее вслух «для себя». Можно сделать это перед зеркалом. При изложении будущей речи вслух включаются мышечные механизмы памяти. Слова и выражения запоминаются речевым аппаратом, и в нужное время, на трибуне, это позволит не теряться, не подыскивать нужные слова.

Не следует стесняться «проговора» и «продумывания». Помните, этот путь проходили все великие ораторы, особенно в начале своей карьеры.

6. «Коммуникативное желание».

Оно означает психологический настрой на выступление. Обязательно надо убедить себя в том, что вы готовы к выступлению, что вам есть что сказать, что вы хотите поделиться этим со слушателями. Без желания, «из-под палки» нельзя выходить на трибуну. Аудитория сразу уловит это нежелание – и провал выступления вполне возможен.

На этом алгоритм подготовки завершен. Но вернемся к пункту 3 алгоритма. Рассмотрим форму выступления. В ней можно выделить четыре элемента: вид и культура речи, жесты, мимика, интонации, контроль внимания, регламент.

По виду речь делится на письменную и устную. У каждой свои законы. Письменная речь предназначена для зрительного восприятия. В ней могут быть длинные, сложноподчиненные предложения. Ведь читатель, в случае необходимости, может вернуться и перечитать сложное, не сразу понятое предложение. У слушателя устной речи такой возможности нет. К тому же оратору технически сложно проговорить, даже вслух прочитать длинное предложение. Поэтому устная речь состоит, преимущественно, из коротких простых предложений. Точек в ней гораздо больше, чем в речи письменной. Это надо помнить при подготовке устного выступления.

Однако есть необходимость сделать одно отступление. Существует такая форма устной речи, как доклад. Доклад, как правило, является коллективным трудом, хотя и выступает с ним от имени коллектива один человек. Устно делать доклад нельзя, чтобы не подменять личным мнением коллективное. Доклад надо читать. Но он должен быть написан по законам устной речи. В этом случае он будет хорошо слушаться, несмотря на чтение.

Обычное же устное выступление не следует читать с листа. Его надо произносить устно. Конечно, это не просто. Поэтому и необходимо основательно готовиться.

В этой связи уместно напомнить исторический пример – указ Петра I: «Боярам в Думе говорить без бумажки, дабы дурь каждого наглядно видна была». Кстати, бояре нашли выход: они прятали «шпаргалки» в свои высокие шапки, которые снимали перед речью, и держали перед собой дном вверх.

Устное выступление может оценить еще одной очень важной характеристикой. Она называется культура речи. Это понятие включает правильность речи и недопущение ее «засорения».

Правильность речи, в свою очередь, состоит из адекватного употребления смысла слов и грамотного их произношения. Неверное использование смыслового значения слов резко роняет оратора в глазах аудитории. В этой связи есть четкое правило: «Избегай употребления слов, в понимании смысла которых имеются сомнения».

Грамотность произношения слов связана с правильным ударением и точностью произнесения букв, которые в данном слове присутствуют. Таких слов и выражений в русском языке немало: «противень», «прецедент», пользуюсь «брелоком» и много других. Их надо знать и правильно произносить.

К засорению речи относят канцеляризмы, штампы, слова-паразиты, акцент, слэнг и сквернословие.

Канцеляризмы и штампы сильно обедняют речь, делают ее скучной и казенной. Примерами наиболее распространенных подобных выражений могут служить: «уделить должное внимание», «в настоящий момент» и т.п.

Слова-паразиты – это часто повторяемые в речи слова, не имеющие самостоятельного смысла. К их числу можно отнести: «значит», «вот», «так сказать» и др.

Для белорусов распространенной проблемой является русско-белорусский акцент. Он заключается в произнесении русских слов на белорусский манер. Это явление получило меткое название – «трасянка». Она резко принижает оценку достоинств человека.

Однажды автору довелось присутствовать в одном министерстве на обсуждении кандидатур при выдвижении на руководящую должность. Об одном из обсуждаемых министр сокрушенно говорил: «Ну всем хорош. Но речь?! Ужас! Нет, этот не подойдет».

Между тем, «трасянка» легко «лечится». Для этого надо с кем-то из грамотных друзей записать наиболее неадекватные слова, выражения и их произношение. Надо периодически упражняться в их правильном произношении. А затем некоторое время следить за собой до нового привыкания.

Слэнг и сквернословие недопустимы не только для руководителя, но и просто образованного человека. В советской истории в 1917 году в результате революции к власти пришла малообразованная часть общества. Новым руководителям недоставало и общей культуры, и словарного запаса. А революционных эмоций было много. Вот и стали использоваться «крепкие выражения». Постепенно таким же необразованным окружением это было возведено в ранг достоинства. Рецидив этого позорного явления, к великому сожалению, сохраняется и поныне. Вся надежда на то, что в менеджмент приходит новое поколение с иным уровнем культуры.

Жесты, мимика, эмоции оратора должны подчиняться правилу «золотой середины». Не следует закрепощаться, но и нельзя выглядеть фривольно.

Интонации должны подчеркивать отношение оратора к предмету разговора. Одно и то же слово можно сказать совершенно по-разному.

Приведем пример с использованием слова «мадам» разными людьми и в разных ситуациях. А. Блок в своей любовной лирике пишет:

«Хоть бы раз Вас увидеть,

И склониться к Вашим ногам,

И Вам сказать, умирая:

– Я Вас люблю, мадам».

А вот нарком просвещения в революционном правительстве Ленина следующим образом резко возражает своему оппоненту: «Вам, мадам, Ленин этого действительно не говорил. А мне говорил!».

Монотонность речи рассеивает внимание и усыпляет слушателей. Хотя однажды автор оказался свидетелем того, как научный руководитель настраивал своего диссертанта перед защитой: «Говори монотонно, буквально «бубни». Усыпляй членов Совета. Если будут слушать, больше зададут вопросов».

Контроль внимания во время выступления необходим. Спады (кризисы) внимания неизбежны. Они связаны с естественной утомляемостью слушателей. Грамотный оратор должен это знать и учитывать. Для привлечения внимания можно использовать самые разные приемы: паузы, смену интонации, вопросы к аудитории, шутки, обращение к наглядным пособиям, к кому-либо из слушателей и многое другое. По этому поводу написаны целые книги.

Чрезвычайно важная вещь – регламент. Это культура выступающего, его имидж. От соблюдения регламента зависят последующие выступления, личные планы участников собрания. Человек, нарушающий регламент, сильно подрывает свой авторитет. В крайнем случае, если действительно возникла необходимость выйти за рамки регламента, об этом надо спросить у председательствующего и аудитории.

Так, в японском парламенте, при несоблюдении регламента, трибуна вместе с выступающим как лифт опускается этажом ниже.

Итак, форма выступления содержит очень важные элементы и имеет свои правила. Их несоблюдение может испортить самое грамотное выступление, уронить оратора в глазах аудитории. Однако несомненно, что главным в речи является ее содержание.Об этом разговор в следующем разделе.

Содержание публичного выступления.

К содержанию публичного выступления относят четыре элемента: план и композиция, логика, аргументы и факты, язык.

План и композиция речи, в свою очередь, складываются из вступления, основной части и заключения.

Вступление решает две задачи. Первая – овладеть вниманием аудитории. Наиболее простой путь к этому – необычность, неожиданность. Удивление слушателей естественным образом привлекает их внимание.

Вторая задача вступления – введение в тему выступления, расширенный комментарий предмета разговора. Тема может быть объявлена при представлении слова выступающему. Однако оратору можно ее несколько уточнить, обратить внимание на какие-то акценты.

Примеромбыстрого и эффективного решения сразу двух задач вступления может быть следующий случай. Однажды автору довелось присутствовать на лекции о международном положении. Дело было на камвольном комбинате в обеденный перерыв. Начальник цеха представил лектора и назвал тему. Женщины-работницы восприняли это без энтузиазма – на перерыв у каждой были свои планы. Однако лектор повел себя нестандартно. «Я не буду читать вам лекцию, − сказал он, − давайте вместе порассуждаем: будет ли война?» Женщины заинтересовались. А дальше фактически была лекция о международном положении. Но аудитория слушала.

В основной части речи излагается суть проблемы, состояние рассматриваемого вопроса, имеющиеся «плюсы» и «минусы», их причины. Основную часть выступления целесообразно разделить на три-пять частей, в которых выделить главные аспекты проблемы. Не следует «мельчить» и стремиться затронуть многое, хотя бы понемножку. Получится то, что специалисты называют «винегрет». Не надо пытаться сказать все, «объять необъятное». Надо, еще раз подчеркнем, выделить главные звенья проблемы, и сосредоточиться на них.

Далее следует изложить пути решения проблемы. При этом необходимо дать анализ нескольких вариантов решения. Надо показать сильные и слабые стороны каждого варианта, постепенно подводя слушателей к цели своего выступления.

Цель же выступления, как правило, содержится в заключении. Именно в этой части речи оратор подводит итог, делает выводы, вносит предложения.

Переходя к заключению, целесообразно предупредить об этом слушателей. Это позволит привлечь их внимание, добиться того, чтобы они услышали предложения оратора.

Логика речи содержит схемы построения информации и выбор путей доказательств. Специалисты выделяют в этой связи следующие приемы: «дерево текста», «пирамида текста», новые сведения и «новый взгляд».

Прием «дерево текста» обозначает построение информации от общего к частному. Тема выступления – это «ствол» дерева текста. Основные разделы выступления – это отходящие от ствола «толстые ветви». Затем идут подразделы – отходящие от толстых ветвей «тонкие ветки». И, наконец, факты и примеры – это «листья» на дереве текста.

Схема 10.1. «Дерево текста»

       
 
   
1. Ствол – тема 2. Толстые ветви – разделы 3. Тонкие ветки – подразделы 4. Листья – примеры, факты
 

 


           
   
 
   
 
 

 


 

Прием «дерево текста» предпочтителен для сообщения нового знания.

Примером этому может служить учебная лекция. Тема лекции – это ствол. Вопросы лекции – толстые ветви. Подвопросы – тонкие ветки. Факты, примеры, цифры, цитаты – это листья. Такой прием позволяет эффективно излагать и усваивать новые знания за счет их системности и внутренней логики – от общего к частному.

Прием «пирамида текста» строится на противоположном предыдущему логическом построении – от частного к общему. В основании пирамиды («фундаменте») находятся разрозненные факты, примеры, статистический материал. Затем эти разрозненные факты и цифры группируются по каким-либо признакам. Тем самым образуется «первая ступень» пирамиды. Затем производится обобщение сгруппированных материалов – «вторая ступень» пирамиды. И, наконец, делаются выводы – «вершина» пирамиды.

Схема 10.2. «Пирамида текста»

       
 
   
1. Фундамент – факты, цифры 2. 1-я ступень – группировка фактов 3. 2-я ступень – обобщения 4. Вершина – выводы
 

 

 


 


Прием «пирамида текста» позволяет получить новое знание из разрозненных событий и фактов.

Примеромиспользования данной логики может служить практическое учебное занятие. В этом случае студенты под руководством преподавателя проходят путь от определенного массива фактов к итоговому обобщающему выводу. Тем самым студенты сами участвуют в добывании нового знания.

Новые сведения в устном выступлении – это сообщение слушателям того, что ранее им не было известно. Новые сведения сообщаются для того, чтобы сформировать у аудитории позицию в поддержку предложений оратора.

«Новый взгляд» базируется на том, что слушателям сообщают «неизвестное об известном». Это могут быть какие-то дополнительные факты, незнакомые аспекты, новая интерпретация причин и следствий и т.д. Тем самым преследуется цель – внести полную ясность в проблему. Как говорилось, «неполная правда есть ложь». Поэтому дополнительные знания действительно могут сформировать у слушателей новый взгляд на, казалось бы, известный вопрос.

Аргументы и факты, как видно из вышесказанного, играют особую роль в устном выступлении. Именно от них в решающей степени зависит, сумеет ли оратор склонить слушателей на свою сторону.

К аргументам и фактам предъявляются следующие требования: краткость, яркость, доказательность. Они должны быть четко привязаны к конкретному тезису, для иллюстрации которого их использует оратор. В рамках приема «дерево текста» качественная характеристика аргументов и фактов образно обозначается как «яркость листьев».

Так,один лектор говорил об огромной дороговизне современных вооружений. Вместо того, чтобы назвать цифры и соотнести их с бюджетом республики, он использовал яркую сравнительную форму. Звучало это так: «Можно целый год одевать, кормить и развлекать Беларусь, а можно построить на эти деньги две ядерных подводных лодки».

Язык выступления имеет два качественных требования – адекватность и выразительность.

Адекватность языка заключается в соответствии его уровню и пониманию аудитории. Перед специалистами уместно говорить сложным профессиональным языком с использованием специальной терминологии. Перед общей аудиторией (не специалистами в данной области) надо говорить на понятном им языке. Если есть необходимость, можно использовать отдельные профессиональные термины. Однако их сразу следует пояснять.

Особое значение имеет выразительность языка. По своей смысловой и цветовой гамме наши мысли намного превосходят то, что мы можем выразить словами. Однако уровень приближения слов к мыслям также может быть разным. Выразительный язык способен нарисовать яркую картину, которую мы затем можем воспроизвести в своем воображении.

Вспомним, например, Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда нежно и плавно несет он полные воды свои …».

В рамках выразительности в особую часть можно выделить образность языка. Это означает использование в речи художественных образов.

Среди многочисленных примеров, уместно снова обратиться к знаменитому русскому адвокату Плевако. Однажды в суде он хотел провести мысль о том, что его клиент какое-то время был человеком успешным и счастливым. А затем ситуация изменилась. Плевако выразил это так: «С весны звезда его счастья стала тухнуть и чадить».

Современная методика устного выступления располагает специальными приемами, позволяющими сделать речь образной и выразительной. Это представляется это настолько важным, что мы ниже рассмотрим наиболее распространенные и доступные из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.02 с.)