Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемов выразительности устной речи.

Поиск

1. Вопросно-ответная форма.

Оратор пользуется не только повествовательными предложениями. Периодически он сам задает вопрос, и сам на него отвечает.

Например, данный раздел можно было бы начать следующим вопросом – ответом: «О чем пойдет сейчас разговор? О том, какие имеются приемы для достижения выразительности речи».

2. «Тропы».

Это использование слов в переносном (иносказательном) значении.

Например,политические новости в медицинской терминологии по поводу решения правительством Великобритании проблемы столкновений боевиков Ирландской национальной армии с полицией в Ольстере: «Насколько оправданы хирургические меры, прописанные больному Ольстеру консилиум в Лондоне?» Кстати, здесь одновременно использована и вопросная форма.

К тропам относят также целый ряд выразительных средств: эпитеты – образные определения; метафоры – скрытые сравнения; гиперболы – преувеличения; литоты – преуменьшения.

3. Присоединительные конструкции.

Для их создания из предложения изымается его небольшая часть (2-3 слова). Затем эта часть ставится в конце предложения, после точки, в качестве самостоятельного неполного предложения. Оно и будет присоединительной конструкцией.

Приведем пример, в котором сначала будет полное предложение, а затем из него будет выделена присоединительная конструкция: «Они часто и справедливо критиковали его»; «Они часто критиковали его. И справедливо». Как видим, во втором варианте смысловые акценты расставлены совершенно по-иному.

4. «Инверсия».

Это изменение обычного порядка слов в предложении. Получается несколько «коряво», зато необычно. Такое лучше запоминается.

Например,изложение «12 стульев» Ильфа и Петрова: «Пьяный дворник исполнял песню трудолюбиво и старательно, ни одного слова не пропуская».

5. Повтор.

Это неоднократное использование в одном либо соседних предложениях одних и тех же слов с целью привлечения к ним дополнительного внимания. Пример повтора: «Такая цель не может быть сейчас достигнута. Такая цель несвоевременна. Постановка такой цели сегодня принесет вред вместо пользы».

 

6. Синонимы.

В определенном смысле это противоположный предыдущему прием. Чтобы несколько раз подряд не использовать одно и то же слово, привлекаются другие, сходные по значению слова – синонимы.

Примером может служить цитата из обличительной речи Цицерона: «Все ненавидят тебя, Пизо. Сенат не любит тебя, римские всадники не выносят твоего вида, римский народ желает твоей гибели, вся Италия проклинает тебя».

7. «Антитеза».

Это резкое размежевание. Оно ставит перед выбором из двух или более альтернатив, совмещение которых невозможно.

Например,жена заявляет мужу: «Или футбол, или я».

8. Дискуссионная форма.

Оратор оглашает разные позиции, в том числе своих оппонентов, по рассматриваемому вопросу. Затем начинает анализировать эти позиции, как бы в одном лице выстраивая дискуссию мнений. Постепенно он убеждает слушателей в том, что его позиция правильна по вполне конкретным причинам.

9. Юмор и сатира.

Почти любую, даже вполне серьезную проблему, можно подать с определенной долей юмора. Оратор с хорошим чувством юмора (при соблюдении такта) всегда будет выглядеть предпочтительн ее.

10. «Крылатые фразы».

К ним относятся образные выражения, пословицы, поговорки.

Неисчерпаемые возможности этого имеются в произведениях Крылова, Высоцкого, Жванецкого, Ильфа и Петрова, а также в народном творчестве. Трудно удержаться от ряда блистательных примеров:

«А вы, друзья, как ни садитесь…»;

«Жираф большой, ему видней»;

«Не кипятитесь, Миша, Вы же еще не отсидели за прошлый раз»;

«Утром – деньги, вечером – стулья»;

«Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал».

 

 

Деловое общение. Беседа

В работе менеджера основанную часть его профессиональной деятельности составляет деловое общение. Контакты с подчиненными, коллегами, руководителями и партнерами занимают до 80 % рабочего времени менеджера.

Деловое общение – это профессиональное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией и осуществляется совместная деятельность.

Специалисты выделяют четыре основных формы делового общения: публичное выступление, деловая беседа, деловое совещание и деловые переговоры. Первая форма выше подробно нами рассмотрена. Этот раздел посвящен второй форме – деловой беседе.

Деловая беседа – это речевое общение между людьми с целью решения профессиональных вопросов или установления деловых отношений.

Деловая беседа выполняет следующие функции: совместное обсуждение проектов; организация и координация совместной профессиональной деятельности; установление и поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.

Деловая беседа состоит из трех основных элементов: начало, ход и содержание, завершение.

Начало деловой беседы, в свою очередь, делится на две фазы. Специалисты дали им следующие образные названия: «психологический контакт» и «дебют содержания».

Фаза психологического контакта начинается с приветствия. По этому поводу имеются следующие правила: младшие приветствуют старших; мужчины приветствуют женщин. Понятие «младший» может относится как к возрасту, так и служебному положению.

Затем наступает фаза психологического контакта. При этом решается задача создания благоприятной атмосферы для разговора. С той целью следует обязательно сказать что-либо положительное. Можно, например, похвалить фирму-партнера, город, страну, природу, погоду и т.д.

Фаза дебюта содержания может быть реализована двумя разными приемами: методом «зацепки» и методом прямого перехода.

Метод зацепки предполагает использование в качестве «мостика» к содержанию беседы какого-либо личного впечатления, случая, анекдота. Однако при этом не следует злоупотреблять временем. «Мостик» перехода должен быть маленьким, но интересным и ярким. Длинные истории здесь не к месту.

Метод прямого перехода: заключаются в непосредственном переходе к делу сразу после фазы контакта. Это допустимо в том случае, если собеседники достаточно хорошо знают друг друга, и изначально уверены в конструктивном настрое обеих сторон.

Можно отметить несколько типичных ошибок начала деловой беседы.

Первая - неуверенность, извинения. Такое начало принижает данного человека в газах собеседника. Партнер начинает воспринимать беседу как общение «не на равных». Подобное самопринижение недопустимо.

Вторая ошибка начала беседы – негативное высказывание. Негативная мысль, даже если она и не относится напрямую к предмету беседы, далеко не безобидна. Она привносит в психологическую атмосферу общения отрицательные эмоции. В конечном счете это может соответственно сказаться на всем ходе беседы.

Третья ошибка начала беседы – неуважение к собеседнику. Это может проявиться невольно.

Например, заявления типа: «Давайте с этим быстренько покончим» или «Я тут случайно проходил мимо». Они могут быть восприняты как демонстрация невысокого статуса беседы, ее низкой значимости. Собеседник вполне может обидеться.

Четвертая ошибка начала беседы – претензии к собеседнику. Они тоже могут прозвучать неявно, тем не менее чувствительно.

Например,заявление типа: «Так сложно было добиться этой встречи». В нем сразу звучит упрек к собеседнику. Это, конечно, не может настроить его на конструктивную беседу.

Ход и содержание деловой беседы составляют ее основную часть. Цель деловой беседы, как правило, устанавливается заранее. Она же задает и основную тему разговора. Цель и тема определяют ход и содержание беседы.

В качестве цели деловой беседы может выступить согласование позиций, принятие определенного решения, выяснение ситуации, согласование действий и др. Беседы могут содержать обмен мнениями, распространение информации, дискуссии по спорным вопросам и т.д.

В ходе беседы собеседники попеременно выступают в роли говорящего и слушателя. Надо уметь делать и то, и другое. Особо необходимо подчеркнуть значимость умения слушать. Многие считают, что это очень просто. Однако это заблуждение. Умелый слушатель – явление еще более редкое, чем умелый оратор. Слушать заинтересованно, с пониманием, вовремя вставляя замечание – это настоящее искусство.

В ходе беседы собеседники получают информацию друг от друга. Однако для локализации своего интереса им нередко приходится задавать вопросы друг другу. Вопросы делятся на пять основных видов: закрытые, открытые, риторические, переломные и для обдумывания.

Закрытые вопросы – это те, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Увлечение ими нежелательно, так как это создает психологическую атмосферу допроса. Поэтому применять их надо с осторожностью, лишь в тех случаях, когда необходимо быстрое подтверждение, согласие либо отказ.

Открытые вопросы – это те, которые требуют развернутого ответа. Они обычно содержат вопросительные слова: «кто?», «что?», «как?», «сколько?», «почему?», «откуда?» и другие. Такие вопросы используются, когда нужна дополнительная информация о позициях, мотивах и др. Вместе со многим положительным, такие вопросы таят в себе и существенную опасность. Она заключается в том, что ими можно возбудить многословность, уйти в сторону и потерять основную нить беседы. Поэтому надо уметь ограничить излишне развернутый («растекшийся») ответ.

Риторические вопросы – это те, которые не требуют ответов, а направляют мысль собеседника в определенную сторону. Позиция задающего вопрос обозначена уже в самом тексте риторического вопроса.

Примеромблестящего использования риторических вопросов для целевого воздействия на слушателей может служить выдающийся русский адвокат Ф.Н. Плевако. Однажды он защищал в суде старуху, обвиняемую в краже французской булки. Старуха хоть и была бедна, но происходила из дворянского сословия. Поэтому она, согласно российским законам, подлежала юрисдикции суда присяжных. Прокурор произнес длинную обличительную речь. Смысл ее сводился к в тому, что хотя преступление и невелико, но оно должно быть осуждено по всей строгости. Ведь даже малое нарушение закона, оставленное без наказания, подрывает его основы. А на законе, в свою очередь, держится самодержавие, и в конечном счете, сама Российская Империя. Роль прокурора была эмоциональной и произвела большое впечатление на присяжных. В отличие от многословного прокурора, речь адвоката состояла всего из нескольких фраз. Главным оказался именно риторический вопрос. Плевако напомнил, сколько испытаний выпало на долю государства, и оно всегда выходило победителем. Устои Российской Империи не смогли подорвать нашествия монголо-татар, шведов, турок, французов. «Как вы думаете, выдержит ли Российская Империя кражу одной булочки?» Подзащитную оправдали.

Переломные вопросы – это те, которые удерживают тему беседы либо изменяют ее. В первом варианте они возвращают собеседника к основной нити разговора в случае его «ухода в сторону». Второй вариант используется в том случае, когда тема обсуждена достаточно, и есть необходимость перейти к другим вопросам. Отправной точкой для такого «переключения» может стать переломный вопрос.

Вопросы для обдумывания – это те, которые вынуждают собеседника обдумывать, размышлять, комментировать сказанное. Такие вопросы задаются с целью создания атмосферы совместного анализа аргументов и поиска решения. Как правило, они способствуют взаимопониманию собеседников. Достижение консенсуса при этом весьма реально.

Завершение беседы обычно как раз и предполагает достижение совместного решения по обсуждаемым проблемам. Однако возможна ситуация, когда достичь решения не удалось. Собеседники остались при своих мнениях, не сумев прийти к консенсусу. В этом случае также надо уметь достойно завершить беседу. Важно не ухудшить ситуацию, не привести отношения к полному разрыву. Тогда в дальнейшем возможно такое изменение ситуации или позиций, которое сделает реальным достижение соглашения.

Беседа изначально может и не ставить решение каких-либо проблем. Ее задачей может быть согласование, координация совместных действий. Тогда заключением беседы станет именно договоренность о координации.

Целью беседы может быть информирование собеседника о каких-то фактах или событиях, либо уточнение позиций. Тогда и заключение должно выглядеть адекватным цели беседы.

Итак, беседа есть самая распространенная и доступная форма делового общения. Она позволяет координировать, уточнять, согласовывать позиции. Надо этим пользоваться. Не следует надеяться, что партнер и сам все поймет. Это большое заблуждение. С людьми надо говорить. Во многих случаях личный контакт быть успешно заменен разговорам по телефону. Общайтесь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.01 с.)