Позиции оратора в ходе публичного выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиции оратора в ходе публичного выступления



В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Таких коммуникативных позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

1. Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о воз-

 

можных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера.

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. Ктаким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить содной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

«Борьба» слушателей с оратором

Любой оратор знает, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», достучаться до нее? Тому есть ряд причин, основные из которых следующие.

Во-первых, аудитория инерционна. Будучи собрана вместе, аудитория уже имеет, как правило, определенное мнение, чем и определяется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору – «ну что он может нам рассказать?» Конечно, часть аудитории может быть актив-

 

но заинтересована в получений информации, однако исследования показывают, что таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается, это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инерционна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б. Ф. Поршнев в своей книге «Социальная психология и история» (М., 1979).

«Всякий говорящий внушает», писал Б. Ф. Поршнев (с. 155), слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Внушение, как мы уже писали, психологи называют суггестией; борьба же с внушением оратора со стороны его слушателей, по Б. Ф. Поршневу, – «контрсуггестия».

Б. Ф. Поршнев пишет: «Если налицо полное и безоговорочное доверие.., то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, которые имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием, а не посредством другого лица.

...Прямое внушение опасно – оно может привести человека к несвойственным, чуждым ему мыслям и поступкам, сделать орудием того, кто владеет этим оружием. Защищаясь, человек «отпускает» другим доверие очень осторожно. Поэтому, хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность – контрсуггестия» (с. 155).

Контрсуггестия, таким образом, представляет собой как бы проявление инстинкта самосохранения, проявление само-

 

защиты, стремление сохранить статус-кво личности, не допустить чужого влияния на свое мнение.

Выделяются три самых распространенных способа такой борьбы слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

Стратегия избегания проявляется в следующем: аудитория проявляет невнимание, «пропускает мимо ушей» важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на оратора, не является на его выступление, стремится сесть подальше от оратора. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз.

Избегание проявляется также в уклонении от восприятия той или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30 % курящих; остальные 70% курящих просто избегают их. Стратегия «подрыва авторитета» основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, неспециалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для «подрыва авторитета» оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он давно отстал от жизни), он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т. д.

Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (бога, монарха, Сталина, Гамсахурдиа, учителя, тренера и т. д.). «Когда какой-нибудь старейшина рода, вождь племени, глава государства, руководитель церкви получал такой авторитет, таким образом, люди могли отказать в неограниченном доверии множеству остальных», – указывает Б. Ф. Поршнев.

И, наконец, стратегия непонимания. Эта стратегия заключается в том, что аудитория, слушая, например, оратора, идея которого ей просто не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные, на этом основании отвергая и саму идею. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его, не поняли, что он хотел нам до-

 

казать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных. «Непонятность» – это повод проигнорировать что-либо. Ср.: если выступает любимый вами оратор и вдруг говорит что-то, с чем вы в принципе не согласны, вы чаще всего не придадите значения этому и спорное место в его выступлении просто проигнорируете: «Он выступил, как всегда, отлично! Правда, там он что-то говорил о.., но я не понял, что он хотел сказать; а так все отлично, все верно сказал!».

Оратор должен знать и учитывать способы «противостояния» ему аудитории.

Виды публичных выступлений

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификаций называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений:

1) соблюсти некоторый протокол или ритуал;

В таком случае можно говорить о протокольно-ритуальном выступлении. Это будет приветствие официальнойделегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальныммероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2) развлечь собравшихся;

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, тосты, речи на банкетах и др.

3) сообщить некоторую информацию;

Такая речь получит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру – информационному выступлению.

4) убедить;

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих вы-

 

 

ступлений – выступления в научных н политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

5) побудить к действию.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть и заключается она прежде всего в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая – на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Лекция 3

ПОДГОТОВКА ОРАТОРА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

 

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

 

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

 

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного»,... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

 

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

 

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.034 с.)