Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логико-композиционное построение речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первый этап разработки содержания речи – создание концепции с последующим ее идейно-тематическим раскрытием (выбор материала, отбор фактов, цифр, примеров, подыскивание иллюстраций и т. п.). Когда это сделано, автор сталкивается с другой важнейшей проблемой: как использовать имеющиеся материалы, как их расположить? Во всякой речи содержится определенная информация, иногда – обширная, и говорить выступающий будет достаточно длительное время – от 7-10 минут до полутора часов. Смогут ли слушатели воспринять, усвоить изливающийся на них информационным поток? Да – показывает опыт, но только в том случае, если материал упорядочен, организован композиционно. Отсюда второй этап в разработке содержания – композиционное развертывание темы, определение того каркаса, на котором держится вся речь. Работа над композицией начинается с определения структуры речи. Термин структура в его наиболее общем значении раскрывается как «устройство, организация, взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение». Следовательно, прежде всего необходимо выделить основные части содержания, из которых составляется речь (текст) в целом, определить, сколько таких частей будет во всем речевом произведении и какова будет их последовательность, их взаимное расположение. Последовательность определяется многими слагаемыми: спецификой темы и логикой предмета речи, коммуникативными задачами оратора, составом аудитории и др. Количество «смысловых кусков» речи обусловлено и действием чисто психологического фактора – ограниченным объемом оперативной памяти слушателей. Этот объем выражается известной формулой: 7 ± 2. В связи с этим целесообразно рассматривать в одном выступлении не более пяти основных проблем, группируя вокруг них детали, частности, аргументы, примеры и т. д. Иначе внимание слушателей рассредоточится, многое ускользнет от понимания, не запомнится. Внутреннюю логическую структуру речи отражает план – схема содержания речи, основное требование к нему – логичность: в плане намечается развитие темы, продумывается логика перехода от одного вопроса к другому. Таким образом, план показывает, что из чего вытекает. Однако логическая связь частей в нем как бы «выведена за скобки», не раскрыта (но намечается, подразумевается). Отсюда господствующая в плане форма – номинативная (преобладает называние, реализуемое в словах и словосочетаниях, а не в предложениях). По ходу подготовки план неоднократно уточняется, корректируется; желательно перед выступлением оформить его как план-конспект, план-тезисы – по ним обычно и проходит публичное выступление. Работа по организации (структурированию) речи наряду с разработкой плана предполагает и ее композиционное оформление. Композиция выступления – это его реально-речевая, внешняя структура; композиция определяет, что за чем и как излагается. В композиции объединяются содержательные (что и зачем излагается) и формальные элементы текста (в какой последовательности излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по следующим параметрам: по их логическому содержанию, их цели, их стилистическим особенностям, сочетанию в них рационального и эмоционального, способам изложения в них. При выявлении главнейших частей речи опираются прежде всего на содержательно-тематическое её членение и соответствующие каждой части целевые установки. Общепринятым считается трехчастное деление: оно лучше всего создает впечатление целостности изложения всех нехудожественных речевых построений. Последовательно рассматривают три основные части: вступление, главную часть и заключение. Вступление в содержательном плане предназначено для введения в тему, ознакомления слушателей с предметом речи и постановки вопроса. Оратор указывает тот материал и проблематику, которые он намерен осветить, определяет аспект рассмотрения проблемы. В лекциях, особенно учебных, актуален и структурный план введения; он состоит в наметке линий развития темы. В психологическом плане вступление рассчитано на подготовку аудитории к восприятию речи; здесь целевые установки ориентированы на то, чтобы вызвать интерес, овладеть вниманием слушателей, установить с ними контакт (взаимопонимание и доверие). Во вступлении могут присутствовать зачин, завязка речи и дополнительные моменты, усиливающие, подчеркивающие завязку. Все эти понятия – собственно композиционные, коммуникативно направленные. Так, например, зачин – методически оправданный ораторский прием, суть которого состоит в привлечении внимания, в налаживании контакта со слушателями. Зачином могут быть несколько занимательных фраз, апелляция к интересам аудитории, к известным и актуальным для всех событиям, к речи предыдущего оратора, юмористическое замечание или шутка, парадокс и т. п. Палитра приемов весьма широка, но в основе их всех – эффект неожиданности. М.В. Ломоносов, в «Кратком руководстве к красноречию» в числе пяти важнейших «средствий» для овладения красноречием называвший «подражание авторов» как образец яркого зачина приводит начало речи Цицерона против Катилины. В этом зачине – никаких общих слов, речь начинается так: «Доколе будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?». Таким интригующим началом автор сразу завоевывает внимание публики. Однако ошибочно думать, что выступление можно начинать с любой шутки, анекдота или веселой истории. Непременное условие – зачин должен быть, как и все в речи, органически связан с существом рассматриваемого вопроса. И уж ни в коем случае нельзя начинать выступление с оговорок, извинений или замечании типа: «Я не готовился специально, но хочу рассказать...», «Не знаю, поймете ли вы, тему: она очень сложная». Главная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении: здесь непосредственно и с разных сторон раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные проблемы. Для построения главной части в содержательном отношении важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактов, цифр и др. В психологическом плане важно обеспечить устойчивый интерес, внимание, нарастание напряжения в изложении. В главной части наиболее полно реализуется один из способов изложения: логический или исторический, концептуальный или эмоциональный, т. е. выявляется тот или иной композиционный тип. В главной части оратор излагает суть дела, рисует сложившуюся ситуацию, вводит основной материал. В отношении этого материала выносится суждение или оценка, анализируются чужие суждения и оценки, предлагается авторская оценка (суждение) – вырабатывается позиция, говорящий приходит к формулированию своей позиции. Отсюда основные элементы данной части – изложение (констатация), опровержение, доказательство. Актуальны здесь и такие понятия, как тезис, аргумент, демонстрация. Самое важное из них – тезис как основное положение, доказываемое в процессе речи. О чем бы ни говорил в продолжение выступления оратор, он должен иметь в виду тезис, его оправдание или опровержение. Аргумент – довод, положение, приводимое для обоснования тезиса. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса, не должна вызывать сомнений. В качестве аргументов можно использовать аксиомы, достоверные факты, доказанные научные положения. Демонстрация – способ доказательства, форма связи, соотнесенности аргументов и тезиса. По способу ведения различают прямое и косвенное доказательство, по форме – индуктивное и дедуктивное. Содержательный и психологический планы построения главной части определяют следующие основные требования к ней: - четко и как можно раньше сформулировать тезис; - приводить аргументы и факты, относящиеся непосредственно к доказываемому тезису; - при выборе доводов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве, неоспоримости; - не подменять аргументы своим мнением, а, напротив, свое мнение подкреплять убедительными доводами; - располагать аргументы в соответствии с «гомеровым порядком», то есть расположение доводов не должно быть «нисходящим»; рекомендуется самые сильные доводы сосредоточить в начале и конце рассуждения, более слабые – в середине; - при выборе способа изложения (индуктивный, дедуктивный, линейный и др.) учитывать не только особенности темы, но и специфику аудитории; - помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем и поэтому нужны доказательства. Заключение подводит итог: суммируется сказанное, четко формулируются выводы; нередко намечаются новые задачи и проблемы или аспекты изучения темы. И почти всегда – в явном или скрытом виде – в заключении содержится призыв к определенным действиям, вытекающий из сказанного. Главная целевая установка заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от нее, придать новый эмоциональный заряд сказанному. В этом отношении особенно значим такой композиционный прием в рамках заключения, придающий выступлению завершенность, как концовка. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Л. Сопер в качестве концовки рекомендует иллюстрацию, обязывающее или впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегории, небольшой анекдот, притчу и т. п. Все три указанные части в хорошей речи восходят к главной мысли – тезису, подтверждают ее, разнообразно соотносятся с ней и между собой. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, членение речи должно быть четким и легкообозримым. Вступление, главная часть и заключение – это элементы плана, но в то же время они являются и элементами композиции. Могут меняться местами и заменяться многие фрагменты, «куски» текста (речи), могут изменяться вступление, главная часть и заключение, но исчезнуть из плана – из логической структуры речи – и из композиции они не могут. Приемы изложения. Раскрытие темы, развитие тезиса, относящихся к ним понятий может осуществляться разными способами. Их оратор должен избирать, сообразуясь с предметом и темой речи, составом слушателей, временем, которым он располагает, и др. Выделяются следующие способы изложения: 1) логическое (системно-логическое) и историческое (ретроспективное). Логический способ предполагает анализ сути явлений; например, в рассказе о художнике освещается его творческий метод, специфика этого метода, его творения рассматриваются как идейно-художественная система. Историческое изложение материала состоит в объяснении того, что есть анализируемый предмет, чем он был, как изменялся, какое место занимал и занимает в ряду других явлений; «исторический» рассказ о том же художнике будет содержать хронологически организованные факты его жизни, историю творческого пути. Причем в обоих случаях дается один и тот же материал. В зависимости от характера изложения исторический способ подразделяется на три типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейное изложение ориентировано на естественную последовательность фактов, событий, на прямые отношения между тезисом и его иллюстрациями. Параллельная композиция отражает дополнительные отношения сопоставляемых фактов, а многомерная характеризуется большим числом таких связей и отношений. Логическое изложение также представлено тремя композиционными типами: дедуктивным, индуктивным и традуктивным. Индуктивное построение начинается с отдельных, конкретных примеров, из которых оратор выводит обобщения. Дедуктивный способ, напротив, основан на движении мысли-речи от общих положений к подтверждению их конкретным материалом – примерами, фактами, цифрами. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями. Так, лекции Д.И. Менделеева часто оживлялись отступлениями в область физики, астрономии, биологии, агрономии и других наук. Рассмотренные композиционные типы логического и исторического изложения в речи хорошего оратора подвергаются, как правило, усложнению. Усложняя композицию, говорящий стремится тем самым придать ей убедительность, интерес в глазах слушателей. Среди усложненных логических способов изложения также можно отметить три типа: проблемный, ступенчатым и концентрический. Проблемное изложение организуется так, чтобы тезис формулировался как вопрос, парадокс или альтернативное высказывание. Преимущество этого типа изложения в том, что слушатели получают не готовые выводы и иллюстрации к ним, они становятся соучастниками речемыслительного процесса, перед их мысленным взором в непосредственном контакте с оратором устанавливается соотнесенность понятий, аспектов и обобщений, факты приобретают характер аргументов. Ступенчатая композиция – это последовательный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. Достигается она путем строго логического, последовательного развертывания взаимосвязанных элементов содержания. Концентрическое развертывание речи – оратор после первоначального, поверхностного, общего рассмотрения вопроса переходит к его повторному анализу, более конкретному и глубокому. Такое изложение отличается повторением важнейших положений, экспрессивным подчеркиванием. Композиционные умения оратора включают в себя и умения пользоваться «формами изложения», или, по определению В.В. Виноградова, композиционно-речевыми формами. Наиболее актуальными для оратора являются следующие композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, размышление. Повествование – сообщение о событиях, фактах, положении дел в какой-либо области без детального комментария; повествование характеризует развитие действия или состояния. Его признаки – действенность, динамизм. Описание – подробный рассказ о чем-либо; оно отмечает признаки предметов и явлений, их действий и состояний и потому преимущественно статично. Описание может включать и второстепенные, но интересные подробности. Рассуждение – обобщенное представление авторской точки зрения, состоящее в логически упорядоченном изложении суждений, цель его – в глубоком исследовании того или иного вопроса. Размышление – композиционно-речевая форма изложения, организующая движение мысли в ее противоречиях, сомнениях, раздумьях; оратор в этом случае как бы предлагает слушателям пройти вместе с ним извилистый путь, ведущий к истине. В выступлении полезно чередовать все вышеперечисленные формы изложения: это обогащает и делает более выразительной речь, подчеркивает индивидуальность ораторского стиля. Целесообразное, продуманное использование определенной структуры, композиции, тех или иных ее способов и форм уже можно считать композиционным средством активизации внимания и интереса со стороны аудитории. Перечислим некоторые наиболее актуальные в этом отношении: - яркий зачин, интригующее начало, - прерывистое развитие тезиса, - контрастное сопоставление фактов, доводов, - экспрессивная концовка, - вопросно-ответный ход рассуждения. Последний прием, на наш взгляд, особенно важен в ораторском искусстве: ораторское искусство – это взаимодействие оратора и аудитории, акт общения. Речь оратора как акт общения разворачивается сразу в двух плоскостях, диалогической и монологической, а специфика общения, его психологический механизм лежит в их взаимодействии. Выстраивая и соотнося различные приемы, формы и способы композиции, всегда следует помнить, что в центре ее – тезис, с которым связаны начало и конец, все факты, аргументы и другие слагаемые главной части. Это необходимое соблюдение важнейшего правила единства речи – одного из основных законов риторики. Таким образом, успех речи во многом определяется на этапе ее композиционного развертывания, в реализации композиционного закона риторики, который гласит: оратор, обдумывая материал и способы его подачи, должен составить план, «сюжет», схему организации речи, которые отражали бы не только содержание выступления, но и его структуру, композицию. Итак, основными требованиями к сюжетно-композиционной организации материала являются: - ясность членения и четкость структурного соотношения компонентов речи; - соблюдение масштабов и пропорции в соотношении теоретических положений и конкретных фактов, главного и второстепенного; - выделение сюжетного узла, продумывание сюжетных сцеплений; - цельность, структурная завершенность в содержательном плане, - наличие связанных между собой вступления и заключения, а также аргументов в главной части, организованных по «правилу рамки». Суть правила, постулированного ученым ХΙХв. Эббингаузом, – в особом психологическом законе работы нашей памяти: начало и конец любого информационного ряда, из каких бы элементов он ни состоял, сохраняются в сознании человека лучше, чем середина. Поэтому, располагая наиболее сильные доводы в начале и конце, мы обеспечиваем их наилучшее запоминание, а наша речь выигрывает в убедительности. Точно так же излагая во вступлении цели, основные аспекты темы, а в заключении – итоги и выводы, мы способствуем запоминанию главного в речи.
Вопросы для контроля 1.Назовите основные этапы разработки содержания. 2.Какова основная функция плана? 3.Что понимают под композицией речи в ораторском искусстве? Какова основная функция композиции речи? 4.Какие виды вспомогательных материалов используются при подготовке публичной речи? 5.Каков алгоритм подготовки к публичному выступлению? 6.Назовите основные этапы разработки публичной речи. 7.Назовите основную функцию каждой из частей плана. 8.Дайте определения понятий «тезис», «аргумент», «демонстрация». Как они соотносятся при построении речи. 9.Какие виды аргументов используются в ораторской речи? 10.Как называются основные приемы убеждения? 11.Какие композиционные типы изложения текста вам известны? В чем их особенности? 12.Какие композиционно-речевые формы текстов вы знаете? В чем их особенности? 13.Какие требования предъявляются к сюжетно-композиционной организации материала? 14.Назовите основные методы преподнесения материала в ораторской речи. Техника речи
Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию. Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы. Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза – человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно. Интонация выполняет в речи многие важные функции. 1. Коммуникативная функция – основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр. 2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. – Очень огорчили_её_/слова отца. 3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова. 4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы – в предложение, а предложения – в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика. 5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы. 6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже – смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может – в зависимости от тембра и мелодики – выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п. 7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.). 8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения. В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п. Интонационная выразительность нашей речи складывается из: а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли; б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений; в) выразительности эмоциональной; г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. Голос. Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? –громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого». Звучный, гибкий, красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох – выдох – пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга. Дыхание – основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) – в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики: 1. Активность, связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи. 2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке. 3. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово – полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции. 4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе. Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» – диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки – межреберные мышцы. В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний. Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – экономным и плавным. Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность. Звонкость (металличность) – это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь. Собранность звука – это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания. Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность – это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Тембр (фр. timbre – «колокольчик», «метка», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание. Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой – это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев. По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках – указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога – преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой. Устойчивость голоса – это его способность звучать ровно, не колебаться, не «качаться». Подвижность, гибкость голоса – свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр. Динамический диапазон голоса – высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях – две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями. Выносливость голоса, малая утомляемость – высокая работоспособность, стойкость голоса. Адаптивность – способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики). Суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов. Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждуюбукву». С полным правом эти высказывания можно отнести и коратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту. Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п. Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др. Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э–Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль. Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения – замедления. Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту. Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи. Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл. Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена. Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая – подчеркивает значение содержания. Как замечал К.С. Ста
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.017 с.) |