Лексические и синтаксические средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические и синтаксические средства



Речевой выразительности

 

Культура устной речи оратора – это не только правильность речи с точки зрения соответствия фонетическим, лексическим, грамматическим нормам, но и выразительность, эмоциональность, уместность (ситуативная целесообразность). Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка: тропы, фигуры, фразеологизмы, афоризмы. Пословицы и поговорки.

Троп (tropos – поворот, оборот речи) – понятие поэтики и стилистики, обозначающее такие обороты, которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи. К наиболее употребительным тропам традиционно относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение, иронию, олицетворение, гиперболу и литоту, перифразу:

- метафора – перенесение признака с одного предмета на другой на основе скрытого сравнения (сходства): стальные нервы, поле деятельности, теплые отношения, золотые руки;

- метонимия – разновидность метафоры, перенос названия по смежности: три тарелки съел, пронзен железом, читать Вергилия;

- синекдоха – перенос названия от общего к частному или от частного к общему: Мы все глядим в наполеоны. Пуще всего береги копейку;

- эпитет – образное определение предмета или действия: неутомимая жажда знаний, огромный интерес к науке, феноменальная память;

- сравнение – троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику: Березы стоят, как большие свечки. Чистое небо, подобно чистой воде, влечет к себе;

- ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу);

- олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Заговорила роща золотая. Задумчивые леса. Звезда со звездою говорит;

- гипербола – чрезмерное преувеличение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: В сто тысяч солнц закат пылал. Тысячу раз тебе говорил;

- литота – чрезмерное преуменьшение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: Мальчик с пальчик;

- перифраза – выражение, описательная, распространенная передача выражения или слова: царь зверей (лев), солнце русской поэзии (А.С. Пушкин);

Фигура речи (лат. figura – очертания, внешний вид, образ) – языковые средства, специально организованные для придания речи образности и выразительности.

Анафора – фигура речи, заклю ч ающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин).

Черноглазую девицу, / Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов).

Не напрасно дули ветры / Не напрасно шла гроза. (С.Есенин).

Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, /Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин

Анадиплозис – фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов, заключающая сегмент текста (предложение, стихотворную строку) повторяется в начале следующего сегмента:

Придет оно большое, как глоток, /Глоток воды во время зноя летнего... Р. Рождественский

Лугом пойдешь, как садом, / Садом – в цветенье диком, / Ты не удержишься взглядом, Чтоб не припасть к гвоздикам.

С. Есенин

Анастрофа (простой хиазм) – фигура речи, образованная «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: мышка боится Мишки – Мишка боится мышки.

Антиметабола – фигура речи, основанная на противопоставлении слов, передающем серьезное содержание речи: сытый голодному не товарищ (пословица); где права сила – там бессильно право (пословица).

Антитеза – фигура речи, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:

Где стол был яств, там гроб стоит (Державин).

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).

Апосиопеза – фигура речи, основывающаяся на остановке речи, призванной изобразить внезапный наплыв чувств: Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов!.. Я вытягивал таких карпов! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных... и они жили, плясали… А я-то считал их мертвыми! (Р.Ролан).

Асиндетон – то же, что бессоюзие: Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, (…), короче сказать: слово это может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествленной природы… А.Н. Афанасьев. Из книги «Древо жизни».

Геминация – фигура прибавления, изображающая множественность, многообразие предметов и явлений, длительность и т.п. путем многократного повторения: Вдоль леса бежал, бежал, бежал… Притомился и упал.

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловой или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил (Цезарь). Реки, озера, моря, океаны слез! (Дост.)

Зевгма – фигура речи, передающая концентрацию мысли на ключевых моментах или однонаправленную концентрацию усилий: ты – мне, я – тебе.

Инверсия (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении, в результате чего переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане: Он человек умный. Она вечером придет.

Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности или звукового сходства различных слов: Шел дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (А.С.Пушкин).

Коррекция – стилистическая фигура, основывающаяся на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов (более сильным, чем антитеза): Его осудили все! Люди, бог! А он ходит среди нас! Здравствует!

Оксюморон – фигура речи, основанная на соединении в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий: живой труп, любимый враг.

Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста (Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?).

Парентеза – риторическая фигура, передающая резкий перелом эмоционального настроя, знаменуемого вставочной конструкцией: На самофинансирование, как мы сто раз предупреждали, да кто нас слушает (гласность, какая-никакая, есть, но со слышимостью пока швах), – самофинансирование немыслимо вести изолированно, вне полного пакета экономических реформ (из ж. Новый мир).

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой: У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов).

Период – развернутое синтаксическое целое, в котором составляющие элементы находятся в гармоническом соответствии между собой (изображающая уверенный эмоциональный настрой убеждающего, равномерный, нарастающий в своей убежденности, но в нем ярче, чем в анафоре, передается связь между доводом и коммуникативной установкой): Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,величием, купленным столь дорогою ценою? (Карамзин).

Полисиндетон – то же, что многосоюзие, многопредложие: Заговорное слово может и вызывать громы, и задерживать их, и творить урожаи и бесплодие, и умножать богатство, и плодить стада и истреблять их

Риторический вопрос – троп, основанный на контрасте между вопросительной и утвердительной модальностью, с одной стороны, и отрицательной – с другой: Разве потому мы должны любить добро, что нас за него хвалят или награждают?

Риторическое восклицание – троп, основанный на преобладании эмоционального содержания над информационным: Что за удивительная смесь различных чувств!

Эллипсис – фигура речи, состоящая в преднамеренном пропуске элемента высказывания, что придает последнему динамичность, напряженность, повышенную энергию. Эллипсис широко используется в художественной прозе и поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи. Наиболее распространен эллипсис синтаксических конструкций, чаще всего опускается глагольное сказуемое: Решили зайцы кролика запечь, а кролик из духовки – прыг на печь. Потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский).

Эпанод – фигура, основывающаяся на повторе, нумерации, отдельно или вместе: Тройка, семерка, туз не выходили из его (Германа) головы и шевелились на его губах… Тройка, семерка, туз преследовали его во сне, принимая всевозможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими вопросами, туз – огромным пауком.

Эпифора – состоит из повторения конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Хайам).

Выразительными средствами речи являются также фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова, пословицы, поговорки: ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, белая ворона, вывести на чистую воду, держать нос по ветру, милые бранятся – только тешатся.

 

Вопросы для контроля

1.Какие средства речевой выразительности способствуют успешности общения?

2.Какие средства речевой выразительности вы знаете?

3.Назовите известные вам виды тропов. Приведите примеры.

4.Назовите известные вам виды фигур речи. Приведите примеры.

 

 

Методические указания для студентов

В соответствии с государственным образовательным стандартом и с учебным планом специальности формой отчётности по завершении изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является дифференцированный зачёт. Зачётный материал включает в себя теоретические вопросы и практические задания по программе дисциплины. В ходе зачёта студент должен продемонстрировать свою осведомлённость в основных теоретических положениях дисциплины и показать свои умения правильно использовать различные языковые средства при выполнении практических заданий.

Для сдачи зачёта студенту могут быть предложены билеты или тестовые задания, если студентом выполнена контрольная работа.

В учебно-методическом комплексе приведены: билет и образец ответа на вопросы билета; контрольная работа (фрагмент) и образец её выполнения; тестовые задания, используемые при Интернет-экзамене, и образцы ответов на тестовые задания.

 

Вариант билета для зачёта

Задание 1. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

 

Задание 2.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в тексте:

 

Л.Н. Толстой

Никак не возможно привыкнуть к громадности этого гения. В десятый двадцатый раз читаеш… «Войну и мир» или «Анну Каренину» и всякий раз тебе открывается в них (какое) нибудь новое качество которого ты (не) видел в них прежде и ты (по) новому удивляеш…ся им.

Стало уже критическим штампом сравнивать «Войну и мир» с океаном но как назовеш… его иначе всеоб…емл…щий (не) исчерпаемый бездо…ый роман с таким грандиозным охватом человеческих подвигов подлостей честолюбий разоч…рований безумий страданий восторгов рождений смертей какой никогда еще не был доступен (не/ни) одному романисту.

Между тем эта гранд…озная книга есть только часть тех богатств которыми Толстой об…гатил человечество. И так как все свое иску…тво и всю свою страс…ную огн…дыш…щую громадную душу (не) знающую никакой половинч…тости ген…альный мастер отдал без остатка народу народ уже давно отплатил бы ему благ…дарной любовью если бы в эпоху Толстого народ не был во «власти тьмы».

 

2) Отметьте глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение (ударные гласные выделены полужирным шрифтом).

Жил а, пр я ла, в и ла, отдал а, зв а ла, п и ла, гнал а, влил а, вз я ла, ждал а.

 

3) Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки.

 

1. Очи А. Щеки
2. Чело Б. Глаза
3. Ланиты В. Говорит
4. Уста Г. Губы
5. Перст Д. Лоб
6. Брань Е. Можно
7. Глаголет Ж. Видный
8. Льзя З. Парикмахер
9. Зрачный И. Палец
10. Брадобрей К Битва

 

4) Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхождение одного из выражений.

Этакий Голиаф; Тришкин кафтан; Прокрустово ложе; синий чулок; современный Дон Кихот; пиррова победа; Гордиев узел; вылитый Плюшкин.

 

5) Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.

1. К 1778 прибавить 852, получится 2630.

2. Из 1190 важнейших объектов было введено лишь 749.

3. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

 

6) Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

1. Мать велела купить несколько (простыня).

2. Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 5 (килограммы) (помидоры).

3. В углу стояло несколько (кочерга).

4. Рим пал от нашествия (варвары).

5. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли).

 

Образец ответа на вопросы билета №1

1. Теоретический вопрос: Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

 

Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры.

Для современного русского литературного языка характерно наличие обязательных норм: фонетико-интонационных, лексико-фразеологических, грамматических, стилистических.

Норма – это совокупность определенных средств и правил. В пределах литературной нормы существуют варианты (книжные, разговорные), одни из которых являются предпочтительными. За пределами литературной нормы находятся профессиональные, просторечные и устаревшие варианты.

Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость, общеупотребительность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы – явление историческое, они меняются. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка.

Источники изменения нормы литературного языка различны: разговорная речь, местные говоры, просторечия, профессиональные жаргоны, другие языки.

Варианты норм отражаются в словарях современного русского языка, так, например, существуют как равноправные и фиксируются в словаре акцентные варианты таких слов, как норм и ровать и нормиров а ть, м ы шление и мышл е ние.

Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: тв о рог и твор о г, д о говор и догов о р (просторечный и книжный).

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языковых средств массовой информации, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы литературного языка способствуют сохранению языковой традиции, защищают литературный язык от потока диалектической речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечий. Это позволяет литературному языку оставаться целостным, общеупотребительным, выполнять свою основную функцию – культурную.

Существует 8 разновидностей норм:

1. Орфоэпические нормы.

2. Нормы ударения.

3. Морфологические нормы.

4. Синтаксические нормы.

5. Лексические нормы.

6. Интонационные нормы.

7. Словообразовательные нормы.

8. Пунктуационные нормы.

 

Практические задания:

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Л.Н. Толстой

Никак невозможно привыкнуть к громадности этого гения. В десятый-двадцатый раз читаешь «Войну и мир» или «Анну Каренину», и всякий раз тебе открывается в них какое-нибудь новое качество, которого ты не видел в них прежде, и ты по-новому удивляешься им.

Стало уже критическим штампом сравнивать «Войну и мир» с океаном, но как назовешь его иначе, этот всеобъемлющий, неисчерпаемый, бездонный роман с таким грандиозным охватом человеческих подвигов, подлостей, честолюбий, разочарований, безумий, страданий, восторгов, рождений, смертей, какой никогда еще не был доступен ни одному романисту.

Между тем эта грандиозная книга есть только часть тех богатств, которыми Толстой обогатил человечество. И так как все свое искусство и всю свою страстную огнедышащую громадную душу, не знающую никакой половинчатости, гениальный мастер отдал без остатка народу, народ уже давно отплатил бы ему благодарной любовью, если бы в эпоху Толстого народ не был во «власти тьмы».

 

2 ) Отметьте глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение (ударные гласные выделены полужирным шрифтом).

Жил а, пр я ла, в и ла, отдал а, зв а ла, п и ла, гнал а, влил а, вз я ла, ждал а.

Неверно поставлено ударение в глаголах: пряла, вила, звала, пила, взяла: во всех этих глаголах ударение на окончании.

 

3) Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки.

1. Очи Б. Глаза
2. Чело Д. Лоб
3. Ланиты А. Щеки
4. Уста Г. Губы
5. Перст И. Палец
6. Брань К Битва
7. Глаголет В. Говорит
8. Льзя Е. Можно
9. Зрачный Ж. Видный
10. Брадобрей З. Парикмахер  

4) Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхождение одного из выражений.

Этакий Голиаф – великан, гигант.

Тришкин кафтан – о том, в чем исправление одного ведет к порче, недочетам в другом.

Прокрустово ложе – говорится в ситуациях, когда стараются насильственно подогнать, приспособить что-либо под одну мерку.

Синий чулок – говорится о человеке (чаще о женщине), который ведет замкнутый, почти аскетичный образ жизни; несовременный человек.

Современный Дон Кихот – человек, который стремится к подвигам и борьбе «с ветряными мельницами», несмотря на отсутствие необходимости в такой борьбе.

Пиррова победа – сомнительная победа, не оправдывающая принесенных ради нее жертв.

Гордиев узел – выражение обозначает всякое запутанное дело, сплетение обстоятельств; выражение «разрубать / разрубить гордиев узел» – значит разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом, смело, решительно, сразу.

 

Происхождение фразеологизма «гордиев узел»:

По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса, завязав на ней очень запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властителем всей Азии. Александр Македонский рассек этот узел мечом. Отсюда и возникло это выражение.

Вылитый Плюшкин – о жадном человек, скряге, чья экономия доходит до абсурда.

 

5) Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.

1. К одной тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два, получится две тысячи шестьсот тридцать.

2. Из одной тысячи ста девяноста важнейших объектов было введено в эксплуатацию лишь семьсот сорок девять.

3. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более четырехсот пятидесяти пяти миллионов рублей.

 

6) Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

1. Мать велела купить несколько простынь (допустимо: простыней).

2. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила пять килограммов помидоров.

3. В углу стояло несколько кочерёг.

4. Рим пал от нашествия варваров.

5. Сегодня нужно забрать братишку из яслей.

 

Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля

Студент считается аттестованным, если ответы на вопросы в билете выполнены:

1) ответ по первому заданию билета содержит не менее 70% правильной информации;

2) выполнено 70% упражнений во втором задании

 

Студент считается неаттестованным, если:

1) не выполнена промежуточная контрольная работа;

2) ответ по первому заданию билета содержит менее 70% правильной информации;

3) выполнено менее 70% упражнений во втором задании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.087 с.)