Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы числа нерусских фамилийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Употребление кратких форм прилагательных. Немало ошибок связано с употреблением кратких форм прилагательных. Краткие формы имеют только качественные прилагательные. У большинства прилагательных образование таких форм не вызывает затруднений, однако в ряде случаев обнаруживаются некоторые особенности, о которых необходимо помнить. В кратких формах прилагательных м. р. ед. ч. возможно появление беглого гласного -о- или -е-. Такое изменение наблюдается в следующих случаях: 1) у прилагательных с основой на -к- или -н-, которые следуют за каким-либо другим согласным, например: краткий – краток, тонкий – тонок, горький – горек, бойкий – боек, полный – полон, смешной – смешон, больной – болен, томный – томен и т. п.; Примечание. У большинства прилагательных, оканчивающихся на «согласный + - ний» (древний, излишний, бескрайний и т. п.), краткие формы встречаются редко; при этом преимущественно употребляются формы мн. ч. (древни, излишни, бескрайни и т. д.). 2) у прилагательных, которые оканчиваются на - анный (с ударным -а-): гуманный – гуманен, желанный – желанен, странный – странен, постоянный – постоянен и т. п.; Примечание. У прилагательных на - анный (с безударным - а-), беглый гласный не появляется: сдержанный – сдержан, образованный – образован, воспитанный – воспитан. 3) у прилагательных, которые оканчиваются на - инный, -онный или -енный: длинный – длинен, повинный – повинен, резонный – резонен, склонный – склонен, современный – современен, ценный – ценен и т. п.; 4) у прилагательных с основой на - л-, -р-, -г-: злой – зол, кислый – кисел, тёплый – тёпел, острый – остёр, долгий – долог; 5) у прилагательных на -ственный и - енный (безвременный, беспочвенный, медленный, священный, смиренный и др.) могут быть образованы краткие формы и с беглым гласным, и без него: ответственный – ответственен и ответствен, бесчисленный – бесчисленен и бесчислен. Не имеют краткой формы качественные прилагательные: а) перешедшие из других разрядов и из причастий (золотой, стеклянный, знающий); б) обозначающие цвета и масти животных (сиреневый, розовый, вороной, саврасый); в) с приставками пре-, раз (с) - (премилый, развесёлый); г) с суффиксами - ск-, -л-, -ов- -ев-, а также с ударным окончанием - ой (братский, горелый, гнилой, правовой, боевой, целевой). Употребление имён числительных. Наибольшее количество затруднений при употреблении числительных связано с необходимостью использовать их формы в косвенных падежах. Числа и количества сопровождают нас всегда, встречаясь на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя нашу жизнь. Это не зависит от профессии, которую мы избрали, от интересов и увлечений, заполняющих наш досуг, от сложившейся в нашем сознании системы ценностей или же радикальности политических взглядов. Все мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов – имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход... и многое другое. Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использования практически во всех сферах жизни, имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной и непополняемой группой слов. И хотя ряд натуральных чисел, как учит нас математика, является бесконечным, для обозначения любого количества предметов (как целого, так и дробного), их порядкового номера в ряду, а также для «обслуживания» используемой нами системы счета и, соответственно, обозначения какого-либо числа в этой системе мы используем в речи (часто – в определенной комбинации) всего около ста самостоятельных слов. Однако несмотря на такую малочисленность и замкнутость (в сравнении с другими частями речи), употребление имен числительных вызывает определенные трудности. Это связано с тем, что по своей морфологической форме и грамматическим признакам (прежде всего – способности изменяться только по падежам, или падежам и числам, или числам, родам и падежам), по характеру обозначения количества (целое, дробное, собирательное или неопределенное), сочетаемости с другими частями речи и т. п. имена числительные распадаются на ряд самостоятельных подгрупп (иногда представленных одним единственным словом), каждая из которых обладает индивидуальными особенностями употребления. Более того, когда мы произносим такие фразы, как, например: В его коллекции 1742 марки, с одной стороны, само количество называемых предметов (1742) мы представляем в качестве единого понятия. Но с другой стороны, используемое для обозначения данного количества числительное является составным (одна тысяча семьсот сорок две). В таких случаях каждая часть будет иметь индивидуальные грамматические характеристики, т. е. различающиеся падежные окончания (например, одной тысячей семьюстами двумя). Одной из трудных дидактических единиц для усвоения и использования в речи являются падежные формы имён числительных. В учебниках выделяют четыре основных типа склонения имён числительных: 1) числительные, имеющие окончания прилагательных (первый,… сороковой, пятидесятый, сотый; количественное числительное один; собирательные числительные двое…десятеро; и неопределённо-количественные числительные много, мало, немного, немало, столько, столько-то сколько, сколько-то, сколько-нибудь и несколько); 2) числительные, имеющие окончания имён существительных (тысяча, миллион, миллиард, числительные от пяти до десяти; числительные на - десят; числительные, которые заканчиваются на - сот); 3)числительные, имеющие особые окончания (два, три четыре, сорок, девяносто, сто, а также полтора и полтораста); 4 ) числительные, имеющие смешанный тип склонения (двести, триста, четыреста). К тому же каждый из этих типов представлен несколькими самостоятельными разновидностями. Рассмотрим те случаи склонения имён числительных, которые являются причиной наиболее часто встречающихся грамматических ошибок. Числительные, обозначающие круглые сотниот пятисот до девятисот, имеют два окончания: первое из них точно такое же, как у существительных третьего склонения в ед. ч. (ночь – ночи и пять – пяти), а второе – как у существительных во мн. ч. (ср.: дачам, домам – шестистам, дачами, домами – шестьюстами и т. п.), с той лишь разницей, что в им. и вин. п. окончание нулевое. Например: Для него восемьсот рублей – это очень большая сумма (им. п.); Шестьдесят воинов, из числа пятисот самых сильных и храбрых во всем войске, держали посменно караул во внутренних покоях дворца (род. п.); Мы должны были разослать приглашения шестистам делегатам конгресса (дат. п.); Наша библиотека приобрела семьсот экземпляров нового учебника по культуре речи (вин. п.); В этот круиз лайнер отправлялся с девятьюстами пассажирами на борту (тв. п.); Этот уникальный мост покоится на пятистах опорах (предл. п.). Примечания: 1. Во втором корне всех этих числительных есть беглый гласный -о-, присутствующий в формах им., род., вин. падежей и отсутствующий в формах остальных падежей. Формы род., дат. и предл. п. имеют одинаковое первое окончание (-и)и различаются вторым; а формы им., вин. и род. п. имеют одинаковое второе окончание (нулевое) и различаются первым. 2. Числительное восемьсот втворительном падеже имеет варианты: восьмьюстами и восемьюстами. Оба этих варианта являются нормативными. Дробные числительные полтора и полтораста имеют только две падежные формы: одну – в им. и вин. п. (полтора, полтораста), а вторую – в род., дат., тв. и предл. п. (полутора, полутораста). Числительное полтора в им. и вин. п. имеет две родовые формы: полтора – муж. и ср. р. и полторы – ж. р. (полтора стакана, полтора бревна, но: полторы ложки). Например: Полторы ложки соли вполне достаточно для приготовления этого рассола; Полтора килограмма мяса – минимальная дневная норма для этих хищников (им. п.); В его последней монографии около полутораста страниц (род. п.); Его коллекция уже приблизилась к полуто ра тысячам экземпляров (дат. п.); В приготовленную смесь влейте полто ра стакана молока и тщательно перемешайте (вин. п.); Переиздав, методичку, мы ограничились полутораста экземплярами (тв. п.); В полутора литрах воды растворите два стакана соли (предл. п.). Три числительных, обозначающих круглые сотни (двести, триста, четыреста),являются сложными и имеют два окончания. Первое из них – особое, как у соответствующих однокоренных простых числительных (два, три или четыре), а второе – как у существительных во мн. ч. Данный тип представлен двумя разновидностями склонения: 1) числительное двести, 2) числительные триста и четыреста. Числительное двести имеет следующие падежные окончания: в им. п. и вин. п. двести; в других падежах – двухсот, двумстам, двумястами, о двухстах. Например: В первый же день были проданы двести э кземпляров этой книги (им. п. ); На покупку телевизора мне не хватало двухсот рублей (род. п.); К двумстам граммам раствора (дат. п.) добавьте соли и тщательно размешайте; И ты предлагаешь двести баранов за такую невесту?! (вин. п.); Этот банк заманивал наивных вкладчиков двумястами процентами годовых (тв. п.); На двух стах страницах излагалось содержание этого проекта (предл. п.). Числительные триста и четыреста имеют следующие падежные окончания: Им., вин. п. триста четыреста Род. п. трёхсот четырёхсот Дат. п. трёмстам четырёмстам Тв. п. тремястами четырьмястами Предл. п. о трёхстах о четырёхстах Например: В бригаду прибыли четыреста новобранцев (им. п.); Для регистрации нашему кандидату не хватило трехсот голосов (род. п.); Четыремстам депутатам были предоставлены особые полномочия (дат. п.); На триста пусто, на пятьсот – ничего (вин. п.); С тремястами докладных записок мы будем разбираться больше недели (тв. п.); Беспокоится о трёхстах потерянных рублях. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, являющееся простым порядковым числительным, а остальные слова, являющиеся простыми количественными числительными, остаются неизменными и всегда стоят в форме им. п. Правда, последнее не всегда распространяется на слова тысяча, миллион, миллиард и т. п., обозначающие круглые количества больше тысячи. Данные слова в составе порядковых числительных употребляются в им. п. только в том случае, когда им не предшествует другое числительное (тысяча пятьдесят девятый; миллион восемьсот сорок третий и т. п.) или же предшествует числительное один (одна тысяча триста двадцать восьмой; один миллион шестьсот первый и т. п.).В том же случае, когда перед рассматриваемыми словами находится какое-либо другое числительное (кроме один), они всегда употребляются в форме род. п. При этом после числительных два, три и четыре рассматриваемые слова употребляются в форме род. п. ед. ч. (две тысячи семьсот девятый; три миллиона четыреста восьмой и т. п.), а после числительных пять,шесть, семь..., тринадцать..., тридцать..., сорок..., сто... и т. д. –в форме род. п. мн. ч. (семь тысяч двести пятый; сорок миллионов пятьсот второйи т. п.). Например: Тысяча девятьсот тридцать седьмой год навсегда останется в памяти русских людей (им. п.); И этот экземпляр книги оказался без сто сорок третьей страницы (род. п.); Работу нужно было сдать к двадцать восьмому числу (дат. п.); Сто раз с рук сойдет, а на сто первый – попадешься (вин. п.); По свидетельствам археологов, Троянская война проходила где-то между тысяча двести шестидесятым – тыся ча двести пятидесятым годами до н. э. (тв. п.); Трехсотлетие Петербурга отмечалось в две тысячи третьем году (предл. п.). При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово. Для того чтобы правильно образовать падежные формы такого числительного, необходимо все входящие в его состав числительные просклонять по отдельности. При этом слова «тысяча», «миллион», «миллиард» в их составе могут употребляться как в ед. ч., так и во мн. ч. В ед. ч. эти числительные употребляются, если 1) они занимают начальную позицию (тысяча сорок семь); 2)им предшествует числительное «один» (один миллион сорок семь). В форме мн. ч. эти числительные употребляются во мн. ч., если им предшествует другое числительное, требующее формы падежа мн. ч. (триста миллионов; трёх тысяч). Например: Девяносто девять лунных месяцев по количеству суток приближаются к восьми солнечным годам (им. п.); Чтобы перевести начало римского года на январь, Цезарь продлил предшествующий год до четырёхсот сорока пяти вместо трёхсот пятидесяти пяти суток (род. п.); Високосный год равняется трёмстам шестидесяти шести дням (дат. п.); В современном календаре расхождение в одни сутки образуется только за три тысячи триста двадцать три года (вин. п.); Древний девятнадцатилетний календарный цикл измерялся шестью тысячами девятьюстами тридцатью шестью сутками (тв. п.); В его научной работе речь шла о трёхстах двадцати тысячах ста се мидесяти четырёх неучтенных им минутах (предл. п.). В разговорной речи нередко можно встретить «упрощенные» конструкции с составными количественными числительными, когда (как у порядковых) изменяется только последнее слово (без тысяча триста пятьдесят шести экземпляров)или же только первое и последнее слова (с тысячей семьсот двадцать тремя килограммами). Такие употребления считаются ненормативными и в современном русском языке недопустимы. Все дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста)являются составными.Их первая часть, называющая числитель, – это количественное числительное, а вторая, называющая знаменатель, – порядковое (три четвертых; триста двадцать семь пятьсот сорок девятых т. п.). При склонении первая часть (числитель) изменяется, как количественное числительное, а вторая (знаменатель) – как порядковое (и в том и в другом случае – или как простое, или как составное), т. е. в числителе изменяется каждое слово, а в знаменателе – только последнее. Практически у всех дробных числительных совпадают формы им. и вин. п. Если же дробное числительное стоит в формах этих падежей, то его последнее слово (порядковое числительное) употребляется в форме род. п.мн.ч.(три четвёртых; двадцать четыре сорок седьмых). Многие трудности связаны с собирательными числительными. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро., восьмеро, девятеро и десятеро) могут употребляться только 1) с существительными мужского и общего рода, обозначающими лиц (трое друзей, двое мальчиков, пятеро зануд и т. п.); 2) с существительными, обозначающими детей человека или детенышей животных (семеро козлят, пятеро котят, трое детей и т. п.); 3) с существительными «люди», «лица»,атакже такими, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (двое людей, трое подозрительных, четверо знакомых, шестеро неизвестных, семеро отдыхающих и т. п.); 4) с существительными, обозначающими парные предметы и употребляющимися только в форме мн. ч. (двое брюк, трое саней, пятеро суток и т. п.); а также 5) с личными местоимениями мы, вы и они (насбыло трое, двое из них, трое из вас и т. п.). Хотя в современном русском языке существует девять собирательных числительных (от двое до десятеро),в речи (как письменной, так и устной) активно употребляется только шесть из них (от двое до семеро). Примечание. Так как целые количественные числительные не имеют столь жестких ограничений на сочетаемость с существительными, то в ситуациях, когда можно использовать собирательное числительное, возникают равноправные варианты употребления: шестеро подростков – шесть подростков, пятеро щенят – пять щенят и т. п. Однако в некоторых случаях предпочтение отдается только одному из этих вариантов. Так, например, предпочтительнее употреблять собирательное числительное: а) с существительными м. р., имеющими в им. п. окончание -а (трое мужчин, четверо юношей); б) с существительными м. р., обозначающими лиц и образованными путем перехода из прилагательных или причастий (с емеро играющих, трое конвойных и т. п.); в) с одушевленными существительными в косвенных падежах: хозяйка четверых котят, мать троих детей. Нежелательно: три мужчины, семь играющих, хозяйка четырех котят и т. д.). С другой стороны, предпочтительнее употреблять количественное числительное: а) с некоторыми существительными м. р., называющими лиц по профессии, роду занятий, должности и т. п.: три профессора, дваинженера, пять майоров; б) с неодушевленными существительными в косвенных падежах: около пяти суток, на шести санях (нежелательно: трое профессоров, на шестерыхсанях и т. д.). Однако в сочетаниях со словом часы выбор собирательного или количественного числительного носит смысло-различительный характер (ср.: не хватает шестерых наручныхчасов – не хватает шести часов, т. е. времени). Словосочетание «числительное + существительное». Имена существительные и числительные как изменяемые части речи в составе словосочетаний могут объединяться или на основе согласования, или на основе управления. При этом среди числительных выделяются такие, которые 1) всегда согласуются с существительным; 2) всегда управляют существительным; 3) допускают оба вида синтаксической связи. 1. Всегда согласуются с существительными все порядковые числительные (первыйдождь; первогоокна; о первойзиме и т. п.) и числительное один ( одинкилограмм; одну книгу; одним веслом и т. п.). 2. Всегда управляю т существительными все дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста),слова тысяча, миллион, миллиард и т. п., а также четыре неопределенно-количественных числительного: много, мало, немного и немало. Последние употребляются только в им. и вин. п., а существительное, сочетаясь с ними, всегда стоит в форме род. п. мн. ч.: много повреждений, мало денег, немного сливок, немалопроблем и т. п. В том же случае, когда существительное употребляется только в форме ед. ч. (это обычно вещественное: сахар, песок, вода и т. п.), то употребляется форма род. п. ед. ч. (много снега, мало молока, немного кислоты и т. п.). 3. Дробные числительные (кроме слов полтора и полтораста) также управляют формой род. п. ед. или мн. ч. существительных, но в этом случае выбор формы числа имеет иную обусловленность. В таких сочетаниях одно и то же существительное может стоять и в форме ед., и в форме мн. ч. А это зависит от того смысла, который мы хотим передать (ср.: три четверти ведра – три четверти вёдер; две третьих дома – две третьих домов и т. д.). Как видно из приведенных примеров, в том случае, когда дробное числительное называет количество частей одного целого, называемого существительным, это последнее употребляется в форме ед. ч., а если речь идёт о множестве предметов, то – во множественном числе. 4. Остальные числительные в пределах одного словосочетания допускают оба вида синтаксической связи (о десяти заповедях, троими неизвестными, к полутора единицам, без стольких-то книг и т. д.). Примечание. В форме тв. п. числительные, обозначающие круглые сотни от двухсот до девятисот, могут как согласовываться с существительным, так и управлять им (с пятьюстами рублями – с пятьюстами рублей; с двумястами детьми – с двумястами детей и т. п.). Оба этих варианта являются нормативными, но первый из них (с согласованием) преимущественно употребляется в книжной речи, а второй (с управлением) – в разговорной. Существительное человек в современном русском языке употребляется только в ед. ч., а в тех случаях, когда нам нужно употребить форму мн. ч., мы используем слово люди. Однако в сочетаниях с целыми количественными числительными слово человек может употребляться как в форме ед. ч. (с одним человеком, три чело века и т. п.), так и в форме мн. ч. (восемь человек, десяти человекам, с двадцатью человеками и т. д.), а слово люди в таких сочетанияхвообще не используется. В форме мн. ч. слово человек употребляется и с неопределенно-количественным числительным несколько (несколько человек), с которым также не используется слово люди. А с собирательными и неопределенно-количественными много, мало, столько, сколько и т. п., напротив, употребляется слово люди (трое людей, много людей, столькими людьми и т. д.) и не может быть использовано слово человек. Существительное сутки употребляется только во мн. ч. и по правилам должно сочетаться с собирательными числительными. Однако собирательных числительных только девять (от двое до десятеро),а в жизни нам часто приходится иметь дело с б о льшим количеством предметов, называемых данным существительным. Для обозначения этого большего количества мы пользуемся целыми количественными числительными (пятнадцать суток, сорок суток и т. п.). Обычно со словом сутки употребляются только собирательные числительные двое, трое и четверо, а при количестве от 5 до 10 допустимы два варианта употребления: с собирательным (пятеро, шестеро суток)и с целыми количественными (пять, шесть суток)числительными. При этом второй вариант (с целым количественным) является предпочтительным и более частотным. С другой стороны, так как собирательные числительные не могут быть частью составных, а целые количественные два, три и четыре не употребляются со словом сутки в им. и вин. п. (в этих формах они управляют род. п. ед. ч существительного), возникает серьезное затруднение, когда количество данных предметов равно, например, 23, 52, 164 и т. д., то есть выражается составным числительным, последнее слово в котором два, три или четыре. Соответственно, если нам необходимо указать на такое количество, мы должны использовать синонимичную конструкцию (сорок три дня, тридцать четвертые сутки и т. п.) или перестроить предложение так, чтобы интересующее нас сочетание стояло в форме любого падежа, кроме им. и вин. падежей. Для того чтобы назвать чей-либо возраст или обозначить длительный срок, мы используем в речи сочетание количественного числительного с существительным год (один год, два года, четыре года, к трём годам, двумя годами раньше, о четырёх годах). Однако при сочетании с числительными два, три и четыре в род. п. ед.ч., а также с числительными пять, шесть..., тридцать..., сто... и т. д. в им., род. и вин. п. множественного числа используется слово лет (прошло пять лет, до сорока лет, в шестьдесят лет). Употребление форм глагола. В морфологической системе языка глагол занимает особое место как универсальная часть речи. Во-первых, глагол имеет самое большое количество форм, во-вторых, образование глагольных форм имеет большое количество отклонений и в-третьих, глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Научиться правильно употреблять личные формы русских глаголов, понимать и использовать различие смысловых оттенков дублетных форм – одна из задач человека, владеющего культурой родного языка. Глагол в тексте является ядром, вокруг которого выстраивается оболочка обстоятельств, характеризующих действие и придающих ситуации конкретность и весомость. Говорят, что глаголы – основной строительный материал для текста, позволяющий выражать события в их динамике. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста. В процессе создания оригинальных речевых произведений говорящие часто испытывают затруднения. Трудности в употреблении глагольных форм могут возникать по разным причинам. Самая распространенная ошибка при образовании глагольных форм связана с отсутствием у некоторых глаголов форм 1-го и / или 2-го лица. Не имеют форм 1-го лица единственного числа глаголы: затмить, победить, убедить, убедиться и некоторые другие. Безличные глаголы, (дождить, вечереть, рассветать и т. п.), не образуют личных форм (прежде всего форм 1-го лица). Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени – страдает и страждет, глагол внимать – внимает и внемлет. Употребление таких форм обусловлено речевой ситуацией, специфичностью значения каждой формы и жанрово-стилистическими особенностями речи. В речи отсутствующие и трудновоспроизводимые формы можно заменять аналогичными формами глаголов другого вида или описательными выражениями. Так, форма 1-го лица ед. ч. глагола совершенного вида победить отсутствует, поэтому употребляется форма глагола побеждать в будущем времени буду побеждать или описательное выражение – одержу победу. Так же нужно поступать с глаголом убедить: буду убеждать, готов убеждать, или описательный оборот с книжным оттенком официальности подвергнуть убеждению. В эту же группу входят глаголы: уверять, заверять, внушать, доказывать, уговаривать. Выбор необходимой и приемлемой формы обеспечит точность выраженной мысли и эффективность общения.
Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, реализующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Наиболее тесно этот вид норм связан с синтаксическим строем языка, но он обнаруживает связи и с морфологическим строем, и с лексикой. Начальное понятие о синтаксических нормах дают примеры их нарушения. Приведем наиболее простые примеры: 0тзыв на статью, Рецензия о спектакле, Характеристика на ученика. Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а предложным падежом с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия – должно управлятьпредлогом на (рецензия на спектакль), существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога (характеристика ученика). Кроме того, иногда медвежью услугу говорящему или пишущем оказывают аналогии, которыми язык буквально пронизан: например, слова отзыв и отклик близки по смыслу, но обладают разным управлением (отозваться можно о чем-либо, а откликнуться – на что-либо). Ошибочное словосочетание отзыв на статью – результат как раз таких колебаний, вызванных действием аналогии и незнанием говорящего или пишущего, какой из двух вариантов, представляющихся ему одинаково возможными, является правильным. Прямое дополнение с отрицанием. Особый вопрос – падеж прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Основной формой прямого дополнения является винительный падеж без предлога: прочитать книгу, предложить решение. При добавлении отрицания, однако, становится возможной и форма родительного падежа: не прочитать книгу / книги, не предложить решение / решения. Форма родительного падежа усиливает отрицание, подчеркивает его, тогда как винительный падеж его ослабляет (ср. категоричность отрицания в некрасовской строчке Не нагнать тебе бешеной тройки – и его смягчение при замене родительного падежа винительным: Не нагнать тебе бешеную тройку. Выбор формы прямого дополнения при глаголе с отрицанием зависит не только от категоричности отрицания, но и от других факторов. Родительный падеж в роли дополнения предпочтительнее в следующих случаях: 1) при наличии в предложении частицы ни или отрицательного местоимения (наречия) с приставкой ни:не слышал ни одного рассказа об этой истории; до нас никто не посещал этой пещеры; 2) при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т. п.): но слов моих ты слышать не хотел; я не ожидал такого поворота дел; 3) при глаголах обладания (иметь, получать, доставать, приобретать…): весь семестр не получала стипендии, не достал билетов на концерт; 4) при выражении дополнения а) существительным с абстрактным значением: не дает оснований; не теряйте надежды; не скрывала радости; не делать уступок; б)местоимением, заменяющим такое существительное: даже этого сделать не можете; неужели вы этого не понимаете? в)в устойчивых выражениях – не только с абстрактным, но и с конкретным существительным: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не дает ходу, души не чает и др.; 5) при причастиях или деепричастиях: не получив ответа, не выяснив всех причин; 6) в безличных предложениях с главным членом – неопределенной формой глагола: Окон никому не открывать; Не видать вам отличных оценок. В следующих случаях в функции прямого дополнения предпочтительнее винительный падеж: 1) при указании на конкретный объект (не какой-нибудь, а именно этот предмет), когда речь идет о конкретном человеке или географическом пункте: не передвинули шкаф; предчувствия не обманули Марью Александровну; так и не видeл Эльбрус; 2) в побудительных предложениях (сказуемое в форме повелительного наклонения): не смеши народ;не облизывай нож; 3) при двойном отрицании: нельзя не похвалить этот спектакль; не могу не прочитать этот роман; 4) при совпадении омонимичных падежных форм – во избежание неясности: не читал сегодня газету (имеется в виду конкретная газета, а форма род. п. ед. числа газеты могла бы восприниматься и как форма вин. п. мн. ч., при этом изменился бы смысл). Винительный падеж, кроме того, обязателен в тех случаях, когда отрицание относится не к глаголу-сказуемому, а к другому слову: не вполне уяснил смысл (задачу), не очень люблю скульптуру. В письменной речи нередки ошибки, вызванные изменением первоначального плана высказывания; это бывает связано и с выбором формы падежа прямого дополнения при переходном глаголе. Например, фраза Лучшего подарка к юбилею трудно было и придумать (газ.) возникла, скорее всего, следующим образом. Журналист, по-видимому, собирался написать: Лучшего подарка к юбилею нельзя было и придумать, – но решил заменить нельзя на трудно, забыв при этом внести соответствующие изменения. В итоге получилась фраза с явной ошибкой. Ошибки часто допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойной зависимости. Например, в предложении Я приветствую и восхищаюсь... (этой артисткой или эту артистку!)выбор правильной падежной формы невозможен, так как первый глагол требует винительного падежа, а второй – творительного. Ошибочно само построение такой конструкции. Правило гласит: если два глагола имеют общее дополнение, то это должны быть глаголы, управляющие одним и тем же падежом. А в нашем случае конструкцию следовало построить так: Я приветствую эту артистку и восхищаюсь ею. Выбор предложно-падежной формы. Немало трудностей представляет собой выбор предложно-падежной формы управляемого существительного. Система русских предлогов богата и разнообразна, она позволяет выразить тончайшие оттенки значений. Отдельного разговора заслуживают две пары предлогов: в – из и на – с, которые являются источником многих ошибок. В последние годы некоторые политики пытаются внедрить в русский язык сочетания в Украине, из Украины – стремясь, по-видимому, таким образом подчеркнуть свое уважение к новому независимому государству. Эту попытку следует оценить как неудачную, потому что нормативной являются словосочетания на Украине, с Украины. С некоторыми существительными – названиями горных областей, находящихся на территории России, следует употреблять предлоги на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кавказа, на Алтае – с Алтая. Но: в Хибины – из Хибин. Особого внимания требует использование так называемых производных предлогов, т. е. предлогов, образованных от других частей речи: благодаря, вопреки, ввиду, вследствие, насчет, вроде, в течение, в продолжение и др. Все эти предлоги характерны для книжно-письменной разновидности литературной речи, и овладевать ими человек начинает, как правило, в довольно зрелом возрасте (между тем системой основных предлогов русского языка мы овладеваем еще в дошкольном возрасте). Поэтому ошибки, связанные с неудачным употреблением таких предлогов, встречаются в письменной речи особенно часто. Особенность производных предлогов заключается в том, что, несмотря на их служебную роль, они сохраняют смысловую связь со словами, от которых образованы, и это ограничивает их употребление. Предлог благодаря, например, сохраняет связь с глаголом благодарить, и поэтому его желательно употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызвавших желательныйрезультат (то есть как бы «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен; лишь благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы и т. п. Напротив, кра
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.019 с.) |