Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над логическими основами речи и языком публичного выступления↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Подготовка публичной речи Как правильно подготовить речь? Прежде всего необходимо собрать материал. Есть четыре основных источника информации: личный опыт, наблюдения и размышления, беседы с другими людьми, чтение литературы. Из всех форм работы с письменными источниками наиболее важны для оратора выписки, тезисы и аннотация. Выписки – запись отдельных мыслей, фактов. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти вопросы давал классический канон, разработанный Аристотелем. Он выделял пять этапов работы над речью. Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливается тема и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации. Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи. Третий этап – выражение речи. Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка. Четвертый этап – запоминание. Это этап подготовки к произнесению речи. Пятый этап – произнесение. Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления. Рассмотрим подробнее все эти этапы работы над речью. Прежде всего необходимо ответить себе на вопросы: о чем я буду говорить, чего хочу добиться? О чем говорить – это тема. Она должна быть по возможности узкой, актуальной и соответствовать интересам и составу (пол, возраст, образование и т.д.) аудитории. Цель речи определяется видом реакции, которую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он развлечь слушателей, удовлетворить их любознательность, убедить, воодушевить, склонить к какому-либо действию.
В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Информационная речь имеет целью передачу сведений, она дает новые знания о предмете. Агитационная речь призвана повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь обращение прежде всего к чувствам. Цель убеждающей речи логическими доводами или иными методами склонить аудиторию к согласию со своей позицией. Призывающая речь содержит прямой призыв к действиям. Развлекательная речь имеет целью поддержать интерес и внимание слушателей, доставить им удовольствие. В ней должны быть юмор, анекдоты, веселые истории, остроумные замечания. Композиция речи должна включать в себя три обязательные части: вступление, основную часть и заключение. С точки зрения соотношения частей выступления выделяют следующие типы композиции. Ступенчатый тип. Каждую новую мысль оратор связывает с предыдущей и привязывает к тезису, как бы поднимаясь по ступенькам к главному выводу. Концентрический тип. Главная мысль в общем виде формулируется в начале речи. Затем она разъясняется, обосновывается, иллюстрируется. В конце речи оратор опять возвращается к основной идее, представляя ее в виде вывода. Разновидностью этого типа композиции является спиральный тип, когда оратор несколько раз в течение речи возвращается к первоначальной мысли, каждый раз обогащая ее новыми идеями или рассматривая с разных сторон. Смешанный тип встречается чаще всего. Он состоит в том, что в речи разные части сочетаются по-разному. О форме изложения своих мыслей оратор начинает думать задолго до выступления, поскольку мысли формулируются и раскрываются в словах. Однако именно на этапе «выражения» необходимо еще раз обратить внимание на словесное выражение мыслей, отобрать наиболее значимые, ясные и выразительные слова. Как лучше запомнить текст речи? Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию процесса запоминания. Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала. Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.). Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда. Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование. В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест. Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается. Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, обусловленных последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных мест внутри комнат (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15 – 20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. затем по хорошо известному Вам «маршруту» размешаете предметы, которые нужно запомнить и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы. Что же делать, если не смотря на серьезную предварительную работу, Вы в процессе выступления все же потеряли нить повествования? Только не в коем случае не говорите «А что же я, собственно, хотел сейчас сказать?» Это производит плохое впечатление. В этом случае можно поступить следующим образом: - сделайте краткие выводы по ранее сказанному; - повторите сказанное Вами последнее предложение: «Хочу еще раз подчеркнуть, что…» – выигрывайте время, чтобы вспомнить; - скажите фразу: «Ну, вот, потерял ход рассуждений»; - задайте вопросы слушателям: «нет ли у Вас вопросов по прежнему материалу?»; - смените тему: «Теперь перейдем к следующему вопросу…»; - имейте для такого случая наготове какую-либо веселую историю или шутку; это, конечно, должно быть связано с темой выступления: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод…»; - обратитесь к своим тезисам; - объявите перерыв; - если это произошло в конце выступления, то просто его завершите. О поведении оратора при произнесении речи будет изложено ниже.
Логика публичной речи Требование максимальной убедительности речи предполагает знание логической природы и основных приемов аргументации. Логика речи способна захватить слушателя и подчинить его целевому замыслу оратора. Убедительная речь должна строиться в соответствии с законами диалектической и формальной логики. Требования диалектической логики сводятся к: -всесторонности исследования обсуждаемого предмета; -выявления всех взаимосвязей; -истеричности, то есть умения рассматривать предмет в процессе становления и развития; -практического подхода; -конкретности. Формальная логика – наука, изучающая формы мыслей и формы сочетания их. Логические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и желания моделей. Их четыре: - закон тождества; - закон противоречия (непротиворечивости); - закон исключенного третьего; - закон достаточного основания. Определенность, то есть ясность, и точность мысли вытекает из первого закона логики- закона тождества. Этот закон формулируется следующим образом “ Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась”. Закон тождества направлен против расплывчивости, двусмысленности, не конкурентности высказываний. Последовательное мышление - есть мышление свободного от внутренней противоречивости. Противоречия разрушают связь между мыслями и обесценивают рассуждения. Закон противоречия (непротиворечивости является самым очевидным и фундаментальным законом нашего мышления). Он звучит так: “ Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными”. Одна из них обязательно является ложной. Нельзя утверждать “Это – цветок” и “ Это – не цветок”. Подчеркнем, что речь при этом должна идти об одном и том же предмете, относиться к одному и тому же времени, и рассматриваться в одном и том же отношении. Против непоследовательности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего. Он формулируется так: ”Из двух противоречащих высказываний в одно и тоже время и в одном и том же отношении одно непременно истинно, другое - ложно, а третье - не дано”. Доказательное мышление – это мышление не просто формулирующие истину. А одновременно указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной. Доказательство. Термин “доказательство” употребляется как в широком смысле слова, означая любой способ обоснования истинности тезиса, так и в узком смысле, где оно трактуется как рассуждение, устанавливающее истинности какого-либо утверждения путем приведения других, уже доказанных утверждений. Структура доказательства. Логический механизм доказательства состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса аргументов (доводов, оснований) и способа доказательства (демонстрации). Тезис – мысль или положения, истинность которого требуется доказать. Аргументы – мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства (демонстрации) – форма логической связи между доводами и тезисом. Виды доказательства. Различают доказательство прямое, косвенное и разделительное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредствам опровержения противоречащего положения – антитезиса.
Язык выступления Язык выступления – визитная карточка оратора. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Пространные рассуждения, многословность наводят скуку. Длинные предложения раздражают, так как требуют дополнительных усилий для уяснения смысла сказанного. Неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении слов снижают статус оратора, создают впечатление его общей низкой культуры, что, как следствие, вызывает сомнение слушателей по поводу компетентности оратора в предмете его выступления. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивает оратору симпатию аудитории. Выступление надо писать, как говорим, а не как пишем. Основные требования к языку: правильность, чистота, точность, экономичность, уместность, эмоциональность, выразительность. Остановимся подробнее на приемах выразительности языка. - Яркий эпитет («мухоморный характер»); - сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного через другого («злые языки страшнее пистолета»); - метафора перенос на один предмет свойств другого предмета («искра таланта»); - метонимия – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т.е. любить стихи Пушкина); - синекдоха – употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот («все флаги в гости будут к нам»); - гипербола – образное преувеличение («ждать целую вечность»); - литота – образное преуменьшение («мальчик с пальчик»); - олицетворение – одушевление неодушевленного («город улыбнулся нам»); - имена нарицательные (Афродита – символ красоты, Иуда –означает предателя); - фразеологизмы – устойчивые сочетания слов («с гуся вода», «спустя рукава»); - крылатые слова и афоризмы («Счастливые часов не наблюдают»); - повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выдели, подчеркнуть существенное в речи.Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов); - антитеза – резкое противопоставление противоположных понятий (белое и черное, добро и зло); - инверсия – намеренное нарушение обычного порядка слов с целью усиления выразительности (сравните: «Это был человек великой души» и «Великой души это был человек»); - градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности («Он к ней шел, бежал, летел»); - риторический вопрос («Знаете ли Вы украинскую ночь?»); - риторические восклицания («О! Времена! О! Нравы!») и др. Очень важно для оратора выбрать правильный стиль изложения речи. Выделяют следующие функциональные стили речи: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорно-бытовой.
Рисунок 1 – Единая команда Блочный метод. В центре расположен стол ведущего, а с обеих сторон находятся столы сидящих напротив друг друга оппонентов. Такое расположение подходит для организации диспутов, дискуссий, круглых столов. Участники обеспечены микрофонами, при необходимости микрофоны устанавливаются в зале.
Рисунок 2 – Блочный метод «Треугольник». Участников немного и они могут общаться непосредственно. В центре – организатор (лидер) общения.
. Рисунок 3 – «Треугольник» «Круглый стол». Роль организатора общения минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии очень много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд
Рисунок 4 – Круглый стол Основная
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998. 2.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999. 3.Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997. 4.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. 5.Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 1997. 6.Сергеич П. искусство речи на суде. – 7.Соппер П. Основы искусства речи. – М., 1998. 8.Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000. Дополнительная
1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. книга о хорошей речи. – М., 1977. 2.Губарева Т.В. Словесность в юриспруденции. – Казань, 1995. 3.Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе, выступая публично. – М., 1990. 4.Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1988. 5.Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. – М., 1989. 6.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1981. 7.Панасюк А. Как победить в споре. – М., 1998. 8.Александров Д.Н. Риторика.-М.,1999. 9.Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2002. 10. Петров О.В. Риторика. М.,2001. 11. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. М., 2002. 12.Введекнская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р–на-Д.,2001.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Подготовка публичной речи Как правильно подготовить речь? Прежде всего необходимо собрать материал. Есть четыре основных источника информации: личный опыт, наблюдения и размышления, беседы с другими людьми, чтение литературы. Из всех форм работы с письменными источниками наиболее важны для оратора выписки, тезисы и аннотация. Выписки – запись отдельных мыслей, фактов. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста. Аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти вопросы давал классический канон, разработанный Аристотелем. Он выделял пять этапов работы над речью. Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливается тема и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации. Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи. Третий этап – выражение речи. Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка. Четвертый этап – запоминание. Это этап подготовки к произнесению речи. Пятый этап – произнесение. Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления. Рассмотрим подробнее все эти этапы работы над речью. Прежде всего необходимо ответить себе на вопросы: о чем я буду говорить, чего хочу добиться? О чем говорить – это тема. Она должна быть по возможности узкой, актуальной и соответствовать интересам и составу (пол, возраст, образование и т.д.) аудитории. Цель речи определяется видом реакции, которую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он развлечь слушателей, удовлетворить их любознательность, убедить, воодушевить, склонить к какому-либо действию.
В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. Информационная речь имеет целью передачу сведений, она дает новые знания о предмете. Агитационная речь призвана повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая. Воодушевляющая речь обращение прежде всего к чувствам. Цель убеждающей речи логическими доводами или иными методами склонить аудиторию к согласию со своей позицией. Призывающая речь содержит прямой призыв к действиям. Развлекательная речь имеет целью поддержать интерес и внимание слушателей, доставить им удовольствие. В ней должны быть юмор, анекдоты, веселые истории, остроумные замечания. Композиция речи должна включать в себя три обязательные части: вступление, основную часть и заключение. С точки зрения соотношения частей выступления выделяют следующие типы композиции. Ступенчатый тип. Каждую новую мысль оратор связывает с предыдущей и привязывает к тезису, как бы поднимаясь по ступенькам к главному выводу. Концентрический тип. Главная мысль в общем виде формулируется в начале речи. Затем она разъясняется, обосновывается, иллюстрируется. В конце речи оратор опять возвращается к основной идее, представляя ее в виде вывода. Разновидностью этого типа композиции является спиральный тип, когда оратор несколько раз в течение речи возвращается к первоначальной мысли, каждый раз обогащая ее новыми идеями или рассматривая с разных сторон. Смешанный тип встречается чаще всего. Он состоит в том, что в речи разные части сочетаются по-разному. О форме изложения своих мыслей оратор начинает думать задолго до выступления, поскольку мысли формулируются и раскрываются в словах. Однако именно на этапе «выражения» необходимо еще раз обратить внимание на словесное выражение мыслей, отобрать наиболее значимые, ясные и выразительные слова. Как лучше запомнить текст речи? Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию процесса запоминания. Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала. Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.). Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда. Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование. В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест. Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается. Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, обусловленных последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных мест внутри комнат (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15 – 20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. затем по хорошо известному Вам «маршруту» размешаете предметы, которые нужно запомнить и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы. Что же делать, если не смотря на серьезную предварительную работу, Вы в процессе выступления все же потеряли нить повествования? Только не в коем случае не говорите «А что же я, собственно, хотел сейчас сказать?» Это производит плохое впечатление. В этом случае можно поступить следующим образом: - сделайте краткие выводы по ранее сказанному; - повторите сказанное Вами последнее предложение: «Хочу еще раз подчеркнуть, что…» – выигрывайте время, чтобы вспомнить; - скажите фразу: «Ну, вот, потерял ход рассуждений»; - задайте вопросы слушателям: «нет ли у Вас вопросов по прежнему материалу?»; - смените тему: «Теперь перейдем к следующему вопросу…»; - имейте для такого случая наготове какую-либо веселую историю или шутку; это, конечно, должно быть связано с темой выступления: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод…»; - обратитесь к своим тезисам; - объявите перерыв; - если это произошло в конце выступления, то просто его завершите. О поведении оратора при произнесении речи будет изложено ниже.
Работа над логическими основами речи и языком публичного выступления Логика публичной речи Требование максимальной убедительности речи предполагает знание логической природы и основных приемов аргументации. Логика речи способна захватить слушателя и подчинить его целевому замыслу оратора. Убедительная речь должна строиться в соответствии с законами диалектической и формальной логики. Требования диалектической логики сводятся к: -всесторонности исследования обсуждаемого предмета; -выявления всех взаимосвязей; -истеричности, то есть умения рассматривать предмет в процессе становления и развития; -практического подхода; -конкретности. Формальная логика – наука, изучающая формы мыслей и формы сочетания их. Логические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и желания моделей. Их четыре: - закон тождества; - закон противоречия (непротиворечивости); - закон исключенного третьего; - закон достаточного основания. Определенность, то есть ясность, и точность мысли вытекает из первого закона логики- закона тождества. Этот закон формулируется следующим образом “ Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась”. Закон тождества направлен против расплывчивости, двусмысленности, не конкурентности высказываний. Последовательное мышление - есть мышление свободного от внутренней противоречивости. Противоречия разрушают связь между мыслями и обесценивают рассуждения. Закон противоречия (непротиворечивости является самым очевидным и фундаментальным законом нашего мышления). Он звучит так: “ Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными”. Одна из них обязательно является ложной. Нельзя утверждать “Это – цветок” и “ Это – не цветок”. Подчеркнем, что речь при этом должна идти об одном и том же предмете, относиться к одному и тому же времени, и рассматриваться в одном и том же отношении. Против непоследовательности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего. Он формулируется так: ”Из двух противоречащих высказываний в одно и тоже время и в одном и том же отношении одно непременно истинно, другое - ложно, а третье - не дано”. Доказательное мышление – это мышление не просто формулирующие истину. А одновременно указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной. Доказательство. Термин “доказательство” употребляется как в широком смысле слова, означая любой способ обоснования истинности тезиса, так и в узком смысле, где оно трактуется как рассуждение, устанавливающее истинности какого-либо утверждения путем приведения других, уже доказанных утверждений. Структура доказательства. Логический механизм доказательства состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса аргументов (доводов, оснований) и способа доказательства (демонстрации). Тезис – мысль или положения, истинность которого требуется доказать. Аргументы – мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства (демонстрации) – форма логической связи между доводами и тезисом. Виды доказательства. Различают доказательство прямое, косвенное и разделительное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредствам опровержения противоречащего положения – антитезиса.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.012 с.) |