Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уловки в споре и способы их нейтрализации

Поиск

Уловки – это практические приемы, помогающие выиграть спор. Это хитрость, в которой нет прямого обмана. Различают уловки допустимые и недопустимые. До пустимые уловки – это вполне честные, преимущественно технические приемы, призванные облегчать ведение спора. Недопустимые уловки – это приемы не для интеллигентных людей, поскольку они демонстрируют низкую культуру оратора. Какие конкретно приемы считать позволительными или непозволительными, каждый решает сам.

Сознательная подмена тезиса. Опровергается логическим путем, либо находится ошибка в доказательстве тезиса, либо опровергается ложный аргумент.

Введение в заблуждение. Этот прием основывается на использовании полу правды, путаной информации.

“Техника увода в сторону...”. Заключается в том, что оппонент аргументы не опровергает, а переходит к затронутым в речи второстепенным вопросам.

Техника выхватывания цитат (техника изоляции). Известно, что часть какого-либо высказывания, извлеченная из текста и помещенная в другой контекст, может приобрести совсем иной смысл вплоть до противоположного. В этом суть данной уловки. Так же поступают и с высказываниями оппонента.

Техника умолчания: - преподнесение неполной информации.

Техника отсрочки. Нацелена на затягивание спора, создание препятствий для его ведения. Требуют разъяснения мелочей, задаются уточняющие вопросы по уже обсужденной проблеме и т.д.

Метод альтернативы. Заключается в том, что из множества поступивших предложений оставляют только два. Одно подается как нежелательное, а второе свое. Первое отвергается, остается ваше. Другие варианты отсекаются.

Дискредитация личности: когда нечего возражать по поводу аргументов, пытаются развенчать личность говорящего, зачастую опускаясь до оскорблений.

Атака вопросами. Это вариант перебивания. Вопросы следуют один за другим и говорящий едва успевает на них отвечать. Вопросы могут быть заданы заранее, но это не меняет существа дела: собеседник говорит не о том, что хотел бы сообщить, а в соответствии с извне заданным сценарием.

Ставка на ложный стыд: приводятся какие-либо факты, суждения заведомо неизвестные оппоненту в расчете на то, что он постесняется признаться в своем невежестве. Например, говорят: ”Всему цивилизованному миру известно, что эта технология устарела, экологически опасна и т.п. И тот, кто собирался ее защищать оказывается либо в проигрышной позиции оправдывающегося, либо вообще не решается представить в роли безнадежно отсталого человека, уронить свой авторитет.

Подмазывание аргумента.

то лесть оппоненту. Сообщая сомнительный аргумент, оратор говорит: “Вы, как человек умный (образованный, честный, хорошо знающий что-либо) конечно же, не станете отрицать, что”.

 

Язык выступления

Язык выступления – визитная карточка оратора. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Пространные рассуждения, многословность наводят скуку. Длинные предложения раздражают, так как требуют дополнительных усилий для уяснения смысла сказанного. Неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении слов снижают статус оратора, создают впечатление его общей низкой культуры, что, как следствие, вызывает сомнение слушателей по поводу компетентности оратора в предмете его выступления. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивает оратору симпатию аудитории. Выступление надо писать, как говорим, а не как пишем.

Основные требования к языку: правильность, чистота, точность, экономичность, уместность, эмоциональность, выразительность. Остановимся подробнее на приемах выразительности языка.

- Яркий эпитет («мухоморный характер»);

- сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного через другого («злые языки страшнее пистолета»);

- метафора перенос на один предмет свойств другого предмета («искра таланта»);

- метонимия – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т.е. любить стихи Пушкина);

- синекдоха – употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот («все флаги в гости будут к нам»);

- гипербола – образное преувеличение («ждать целую вечность»);

- литота – образное преуменьшение («мальчик с пальчик»);

- олицетворение – одушевление неодушевленного («город улыбнулся нам»);

- имена нарицательные (Афродита – символ красоты, Иуда –означает предателя);

- фразеологизмы – устойчивые сочетания слов («с гуся вода», «спустя рукава»);

- крылатые слова и афоризмы («Счастливые часов не наблюдают»);

- повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выдели, подчеркнуть существенное в речи.Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов);

- антитеза – резкое противопоставление противоположных понятий (белое и черное, добро и зло);

- инверсия – намеренное нарушение обычного порядка слов с целью усиления выразительности (сравните: «Это был человек великой души» и «Великой души это был человек»);

- градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности («Он к ней шел, бежал, летел»);

- риторический вопрос («Знаете ли Вы украинскую ночь?»);

- риторические восклицания («О! Времена! О! Нравы!») и др.

Очень важно для оратора выбрать правильный стиль изложения речи. Выделяют следующие функциональные стили речи: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорно-бытовой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.006 с.)