Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-риторические основы спораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство ведения спора называется эристикой. В синонимическом ряду к слову “спор” находятся такие понятия как дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Каждое из этих понятий отражает существо спора – наличие разногласий, противоречий, но все же имеет при этом свой смысловой оттенок. Дискуссия – это спор с целью сопоставления разных мнений и нахождения правильного решения. Диспут – публичный спор на научную и общественно значимую тему. Полемика – это спор, в котором есть противоборство идей, конфронтация сторон. Если задача дискуссии и диспута состоит в том, что через противоречивые суждения найти общее решение, то полемики – доказать правильность позиции одной из сторон, одержать победу. Психологические правила воздействия аргументов. 1. Аргументы должны быть приспособлены к личности оппонента. Аргументацию следует направить на цели и мотивы собеседника. Довод, соответствующий системе ценностей оппонента будет принят гораздо легче. В противном случае аргумент блокируется. 2. Аргумент должен содержать личностный интерес оппонента. Всем движет интерес. 3. Способ аргументации должен быть психологически убедительным. - Не следует обрушивать на оппонента одновременно слишком много аргументов. Больше оправдан принцип “лучше меньше, да лучше”. Два-три ярких довода достигают большего эффекта, чем множества “средних”. - Аргументы, разъясненные по отдельности, эффективнее достигнут цели, чем преподнесенные вместе и сразу. - При аргументации важно не столько перечисление фактов, сколько демонстрация их преимуществ и следствий. -При перечислении преимуществ и недостатков какого-либо решения нужно руководствоваться правилом очередности предъявления достоинств и недостатков: сначала даются преимущества. Это объясняется особенностями психологии человека: решающее влияние на формирование его позиции оказывает начальная информация. -На оппонента в процессе доказательства лучше влияет активное построение фразы, чем пассивное. Например, лучше сказать “мы это сделаем...”, чем “это нами сделано”, «мы организуем”, чем “мы можем организовать”. -“Козырные” аргументы следует повторять, рассредоточив во времени, но повторять не дословно, а каждый раз в новом свете. Фраза, повторенная много раз обретает силу факта. 4.Аргументация должна извлекаться как можно более наглядно. Наглядные средства (таблица, рисунки, макеты, реальные предметы) и технические носители (аудио- и видеозаписи, диапозитивы, отрывки из кинофильмов и радиопередач). Существенно повышает эффект аргументации: повышается внимание и активность слушателей, приводимые доводы лучше усваиваются. Кроме того, наглядность (иллюстрации, фотоснимки) придают аргументации большую убедительность и документальность. Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 5 .Аргументация должна вестись в доброжелательном тоне и живом темпе. Напряженная эмоциональная установка негативно влияет на всех участников спора. Психологи установили закономерность: чем сильнее накал эмоций, тем сильнее слышны доводы рассудка. Поэтому очень важно избегать конфронтации. Наиболее очевидные возражения можно развенчать “методом защиты ”. Возможные контраргументы нужно включать в свою речь до того как высказана их несостоятельность. 6 .Аргументация будет легче принята, если: с самого начала добиваться от оппонента согласия. Это можно достичь следующими методами: Метод накопления согласий или методом Сократа. Суть его заключается в следующем: добиваясь согласия по промежуточным вопросам, легче получить согласие и по основному тезису. Метод “да, но...”. Аргументация будет тоже легче принята, если сначала хоть в чем-то признать правоту оппонента, а лишь затем возразить. Добиться принятия своей аргументации может помочь метод “стимулированияоппонента”. Психологии известно, что предварительно данная информация способствует предупреждению большого интереса к ней. В соответствии с этим положением целесообразно описать настоящее положение дел, показать позитивные следствия принятия Вашего предложения (или негативные следствия непринятия) и тогда оно принимается автором. 7. Аргументация не должна быть “излишне” убедительной. “Излишняя” убедительность зачастую воспринимается как агрессия и вызывает отпор со стороны оппонента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.236 (0.009 с.) |