Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление вниманием аудитории

Поиск

Объективные причины невнимания:

- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.

- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.

- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.

- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.

- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.

Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.

Приемы привлечения внимания

Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:

- быть содержательным и вызывать интерес;

- пробуждать творческие способности слушателей;

- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;

- соответствовать теме, месту и аудитории;

- содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;

- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;

- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;

- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;

- излагаться живым, образным языком.

Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:

- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

- использование новой, неожиданной информации;

- провокация;

- делегирование возможностей принимать решения;

- апелляция к авторитету;

- введение элементов драматургии и переживания;

- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);

- юмор;

- гипербола;

- контраст, парадокс;

- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;

- персонификация.

Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

Техника эффективного слушания

Причины непродуктивного слушания:

1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».

2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.

3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)

4.Психологические факторы:

- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;

- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;

- неверие в то, что услышишь что-то новое;

- нетерпение.

5.Отрицательные привычки:

- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;

- быстрый отказ от усилий слушать;

- привычка слушать, не глядя на человека;

- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;

- неумение сдерживать отрицательные эмоции;

- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;

- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;

- нетерпение, привычка перебивать.

 

Правила слушания:

1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.

2.Дайте собеседнику время высказаться.

3.Не монополизируйте разговор.

4.Старайтесь не терять тему разговора.

5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.

6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.

7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.

8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.

9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

 

1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998.

2.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.

3.Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997.

4.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

5.Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 1997.

6.Сергеич П. искусство речи на суде. –

7.Соппер П. Основы искусства речи. – М., 1998.

8.Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

Дополнительная

 

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. книга о хорошей речи. – М., 1977.

2.Губарева Т.В. Словесность в юриспруденции. – Казань, 1995.

3.Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе, выступая публично. – М., 1990.

4.Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1988.

5.Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. – М., 1989.

6.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1981.

7.Панасюк А. Как победить в споре. – М., 1998.

8.Александров Д.Н. Риторика.-М.,1999.

9.Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2002.

10. Петров О.В. Риторика. М.,2001.

11. Леммерман Хайнц. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.

12.Введекнская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р–на-Д.,2001.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.006 с.)