Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визуальная диагностика состояния аудитории и управление ею с помощью невербальных средств общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Состояния людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не обознаются и поэтому являются для оратора наиважнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию слушателей, оратор может добиваться их расположения, повышать свой статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории. Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и т.д.), частота дыхания, жесты, осанка, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляются за счет невребальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невребальные сигналы служат выражению межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений. Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, следует руководствоваться следующими правилами: Судить следует не по отдельным жестам (они, как отдельные слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности. Жесты нельзя толковать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать закрытость партнера, скованность, не желание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке попросту замерз. Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно различные значения. Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому. Помните о “второй натуре”, т.е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного использует в соответствующей роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость. Важно отличать эту “вторую натуру” от истинной, чтобы невербальные сигналы не ввели Вас в заблуждение. Жесты, вызывающие доверие: открытые ладони (дружелюбие, открытость, желание общаться); руки к груди (искренность); расстегнутый пиджак (положительный, доверительный настрой); улыбка; контакт глазами. Интерес аудитории к оратору: устойчивый визуальный контакт; голова чуть склонена набок; туловище наклонено вперед; слушатели сидят неглубоко в креслах, на стульях; попытка приблизится к партнеру по общению. Размышление: почесывание подбородка; прищуривание глаз; манипуляции с очками: очки медленно снимаются, протираются стекла - пауза для размышления; кулак у щеки; расхаживание по аудитории; пальцы шалашиком. Желание высказаться: правая рука тянется вверх; тело подается вперед вверх; опора на стол двумя руками. Критическая оценка, несогласие, сомнение: оперяется подбородком на ладонь; указательный палец вытянуть вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок; “сбор несуществующих ворсинок” - человек делает 5 -6 движений, сбрасывая сведенными вместе большим и указательным пальцами правой руки мнимые ворсинки; покачивание головой из стороны в сторону; потрагивание, мягкое потирание носа, при этом - ерзанье на стуле, поворот боком; потирание за ухом или перед ухом; потирание глаз - сомнение и обдумывание; сцепленные у подбородка руки. Скука: глубокая посадка в кресле; голова опирается на ладонь поставленной на локоть руки; зевота; блуждающий, рассеянный взгляд; медленно руки в карманы и из них; нога на ногу и покачивание ногой; поворот головы в сторону на 45; ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу. Манера говорить. В общем впечатлении, производимом оратором, важное значение имеет звучание его голоса. Слишком громкий голос и быстрый темп речи воспринимается как свидетельство агрессивной настроенности, стремление подавить собеседника. Другая крайность - тихая, медленно звучащая речь - создает впечатление неуверенности собеседника в себе, вялости, безволия. Заметные колебания скорости речи - вероятно, легко возбудимый человек, неуверенность, недостаток уравновешенности. Малая громкость голоса при спокойном течении речи - сдержанность, такт, ненавязчивость. Отчетливая артикуляция свидетельствует о внутренней дисциплине. Высокий, пронзительный голос - выражение страха, волнения. Низкий тон голоса - расслабленность, покой, достоинство. Оратор, который хочет говорить убедительно и эффективно, говорит медленно и в выражено низкой тональности. но чтобы казаться искренним, он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса. Организация пространства во взаимодействии оратора и аудитории Сила воздействия оратора на аудиторию зависти и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эффект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей степени обладают «мы-чувством», единством реакции, сними легче найти общий язык. О размещении слушателей лучше заранее попросить организаторов встречи. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы – все это влияет на отношение к мероприятию и, следовательно, к оратору. Эффективность общения оратора с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога относительно друг друга. Для оратора важно правильно выбрать не только расстояние между ним и слушателями, но и учесть компактность посадки аудитории и конфигурацию ее размещения в зависимости от формы общения. Рассредоточенная в большом зале аудитория значительно меньше поддается влиянию оратора, легче выключается из общения. Если преимущественно монологические формы общения (лекция, доклад) допускают традиционное расположение: оратор лицом к аудитории, размещенной рядами, то диалогические формы общения при таком расположении непродуктивны. Вот некоторые наиболее эффективные варианты диалогических форм общения. Единая команда. В центре – организатор обсуждения, остальные участники – круг заинтересованных людей.
Рисунок 1 – Единая команда Блочный метод. В центре расположен стол ведущего, а с обеих сторон находятся столы сидящих напротив друг друга оппонентов. Такое расположение подходит для организации диспутов, дискуссий, круглых столов. Участники обеспечены микрофонами, при необходимости микрофоны устанавливаются в зале.
Рисунок 2 – Блочный метод «Треугольник». Участников немного и они могут общаться непосредственно. В центре – организатор (лидер) общения.
. Рисунок 3 – «Треугольник» «Круглый стол». Роль организатора общения минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии очень много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд
Рисунок 4 – Круглый стол
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.) |