Компоненты ораторского выступления педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты ораторского выступления педагога.



Выступление перед аудиторией включает несколько компонентов: подготовка к выступлению, выступление, заключение. Рассмотрим их.

Первым этапом, необходимым условием успешной подготовки считает­ся определение цели выступления. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому учитель должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Затем подготовкак любому выступлению начинается с определения темы речи. При самостоятельном выборе темы желательно учиты­вать следующие рекомендации:

— выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора и слушателей. Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели;

— выбирать необходимо уместную тему. Известно, что вос­приятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь;

— выбранная тема должна соответствовать интересам школьников. По определению психологов, интерес — это фор­ма проявления познавательной потребности, которая помога­ет личности осознать цели деятельности и способствует озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому от­ражению действительности.

Второй этап. Чтобы подго­товить интересное по содержанию выступление, учителю необ­ходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Собрав необходимый материал, учитель должен его внима­тельно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. Успех публичного выступления определяется в первую оче­редь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для учащихся материал по выбранной теме.

Третий этап. Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Учитель, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последова­тельности его излагать, т. е. придумать логико-композиционное построение ораторской речи. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать вни­мание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над структурой, композицией речи.

Четвёртый этап. Написание текста выступления.Сначала рекомендует­ся написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ.

Пятый этап. Овладение материалом выступления называют репетицией. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать спе­циалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь толь­ко в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удер­живается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплиниру­ет выступающего; дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь бо­лее уверенной.

Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, про­думать связь между ними, несколько раз перечитать текст, за­учить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить к памяти план и содержание.

СТРУКТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

1. Вступление. Успех выступления во многом зависит от того, как учитель начал говорить, насколько ему удалось заинтере­совать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слуша­телей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края».

«Привлечь внимание слушателей — первый от­ветственный момент в речи лектора, самое трудное дело», — писал А. Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова долж­ны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значе­ние ее для данной аудитории, формулируется цель выступле­ния, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — под­готовить слушателей к восприятию данной темы.

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

2. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композиции— логическую по­следовательность и стройность изложения материала.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном на­правлении. К недостаткам композиции относится также перегрузка текстатеоретическими рассуждениями, отсутствие до­казательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем вы­ступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возмож­ности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им пробле­мы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

3. Важной композиционной частью любого выступления явля­ется заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец вен­чает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напро­тив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. В заключенииподводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи. Каким же должно быть заключение?

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи дей­ствует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заклю­чении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключе­нии подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.006 с.)