Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компоненты ораторского выступления педагога.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выступление перед аудиторией включает несколько компонентов: подготовка к выступлению, выступление, заключение. Рассмотрим их. Первым этапом, необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому учитель должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Затем подготовкак любому выступлению начинается с определения темы речи. При самостоятельном выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации: — выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора и слушателей. Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели; — выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь; — выбранная тема должна соответствовать интересам школьников. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Второй этап. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, учителю необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Собрав необходимый материал, учитель должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для учащихся материал по выбранной теме. Третий этап. Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Учитель, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать, т. е. придумать логико-композиционное построение ораторской речи. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над структурой, композицией речи. Четвёртый этап. Написание текста выступления.Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Пятый этап. Овладение материалом выступления называют репетицией. Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует выступающего; дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить к памяти план и содержание. СТРУКТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 1. Вступление. Успех выступления во многом зависит от того, как учитель начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». «Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело», — писал А. Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. 2. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции— логическую последовательность и стройность изложения материала. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. К недостаткам композиции относится также перегрузка текстатеоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. 3. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. В заключенииподводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи. Каким же должно быть заключение? Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.006 с.) |