Выступление. Приёмы управления аудиторией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступление. Приёмы управления аудиторией



ВЫСТУПЛЕНИЕ. ПРИЁМЫ УПРАВЛЕНИЯ АУДИТОРИЕЙ

СТРУКТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

1. Вступление. Успех выступления во многом зависит от того, как учитель начал говорить, насколько ему удалось заинтере­совать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слуша­телей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края».

«Привлечь внимание слушателей — первый от­ветственный момент в речи лектора, самое трудное дело», — писал А. Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова долж­ны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значе­ние ее для данной аудитории, формулируется цель выступле­ния, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — под­готовить слушателей к восприятию данной темы.

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача— не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

2. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композиции— логическую по­следовательность и стройность изложения материала.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном на­правлении. К недостаткам композиции относится также перегрузка текстатеоретическими рассуждениями, отсутствие до­казательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем вы­ступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возмож­ности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им пробле­мы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

3. Важной композиционной частью любого выступления явля­ется заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец вен­чает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напро­тив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. В заключенииподводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи. Каким же должно быть заключение?

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи дей­ствует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заклю­чении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключе­нии подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

ПРАВИЛА ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ

Говори ясно, логично и последовательно.

2. Учитывай «закон края»: лучше запоминается начало и конец (начало должно быть занимательным, а в конце обязательно обобщить сказанное, подвести итог)

Говори то, что тебя волнует, в чем ты убежден.

Не утверждай того, в чем сам не разобрался, не искажай мыслей, с чьим мнением ты не согласен.

Уважай того, кто тебя слушает.

Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

Соблюдай дозировку времени (непрерывный поток слов не должен длиться более 3-5 минут), затем используй дополнительные приёмы привлечения внимания (вопрос слушателям, наглядность, смена позы, интонирование, жест и т.д.)

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ. ПРИЁМЫ УПРАВЛЕНИЯ АУДИТОРИЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.006 с.)