Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая техника ораторского выступления
Первая группа компонентов педагогической техники (вербальные/словесные средства) связана с умением воздействовать на личность и коллектив словом, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. Вторая группа компонентов (невербальные средства) связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). А теперь остановимся на первой группе педагогической техники, которая обеспечивается вербальными средствами. Требования правильной речи педагога обеспечиваются ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требования выразительности речи - ее образностью, эмоциональностью, яркостью. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте. Например, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, и т.п. Юморявляется очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории.
Чтобы достичь взаимопонимания с учениками, используются также следующие приемы: прием сопереживания (учитель выражает свое сочувствие учащимся по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние), прием соучастия (учитель ссылается на совместное участие с учениками в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах), апелляция к событиям (учитель обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); апелляция к погодным условиям (учитель, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или тихую погоду и т.п., усиливая эффект своей речи. К примеру, «даже природа радуется вместе с нами...»); ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, приводит слова крупных ученых, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.); апелляция к интересам аудитории (учитель, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает значимость данной проблемы для учеников, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т.п.). Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения. Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения. В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Друзья!», «Уважаемые друзья!», «Ребята!» и т.п. А теперь рассмотрим вторую группу приемов - невербальные средства: управление эмоциями, настроением; владение своим организмом (мимика, пантомимика); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.004 с.) |