Педагогическая техника ораторского выступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая техника ораторского выступления



 

Первая группа компонентов педагогической техники (вербальные/словесные средства) связана с умением воздействовать на личность и коллектив словом, и раскрывает технологическую сторо­ну процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конст­руктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.

Вторая группа компонентов (невербальные средства) связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, на­блюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

А теперь остановимся на первой группе педагогической техники, которая обеспечивается вербальными средствами.

Требования правильной речи педагога обеспечиваются ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью слово­употребления; требования выразительности речи - ее образностью, эмоциональностью, яркостью. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со вре­менем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее плани­ровать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Например, обращение к слушателям с неожиданным во­просом.

Одним из интересных ораторских приемов является так на­зываемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтри­говать слушателей, предмет речи сразу не обозначается.

К специальным ораторским приемам привлечения внима­ния аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, и т.п. Юморявляется очень действен­ным средством разрядки, оживления внимания аудитории.

Чтобы достичь взаимопонимания с учениками, используются также следующие прие­мы: прием сопереживания (учитель выражает свое сочувст­вие учащимся по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние), прием со­участия (учитель ссылается на совместное участие с учениками в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах), апелляция к событи­ям (учитель обращается к известным или неизвестным собы­тиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); апелляция к погодным условиям (учитель, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, вет­реную или тихую погоду и т.п., усиливая эффект своей речи. К примеру, «даже природа радуется вместе с на­ми...»); ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, приводит слова крупных ученых, популярные газеты и жур­налы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.); апелляция к интересам аудитории (учитель, рассмат­ривая тот или иной вопрос, подчеркивает зна­чимость данной проблемы для учеников, говорит о прак­тической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т.п.).

Оживляют выступление и примеры из художественной ли­тературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразео­логические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения. В за­висимости от ситуации общения, характера аудитории, ее со­става, количества слушателей используются самые разнооб­разные обращения: «Друзья!», «Уважаемые друзья!», «Ребята!» и т.п.

А теперь рассмотрим вторую группу приемов - невербальные средства: управление эмоциями, настроением; владение своим организмом (мимика, пантомимика); социально-перцептивные способности (внимание, на­блюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.004 с.)