Управление эмоциональным состоянием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление эмоциональным состоянием.



Следующие шаги можно сделать, если осознать способы са­морегуляции и овладеть ее методикой. Среди важнейших способов саморегуля­ции можно выделить следующие: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра); самовнушение.

2. Следующая группа способов основана на контроле за деятельностью организма, т. е. владение своим организмом (мимика, пантомимика). Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха перед детьми, желательно провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее дос­тоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педа­гога в своих силах, знаниях.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад - вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства.Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, гла­зами детей в первую очередь.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скре­щивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в сто­роны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слуша­телям.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состоя­ния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова.

Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внима­тельно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз, а также и безжизненной статичности.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный кон­такт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стре­миться держать в поле зрения всех учащихся.

3. Техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к учителю.

4. Дыхание выполняет физиологическую функцию – обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической ба­зой речи.

5. Голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Чем больше дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее зву­ковая палитра человеческого голоса.

6. Дикция – это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков.

7. Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформу­лировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем больше возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

8. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Речь учителя должна привлекать своей естест­венностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастнее, выразительнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.007 с.)