Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические ориентировочные основы публичного выступленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Риторика как наука изучает эффективные способы речевого воздействия на аудиторию. Классическая риторика древних греков состояла из трех разделов: 1) инвенция — отбор аргументов и эмоциональных посылов; 2) диспозиция — расположение отобранного материала; 3) элокуция — вербальная и фонетическая реализация содержания выступления. Соответственно, стратегия публичного выступления нацелена на три главных направления работы оратора: 1) подготовка публичного выступления; 2) процесс публичного выступления; 3) оценка эффективности публичного выступления. При подготовке публичного выступления будуший оратор должен ответить на восемь главных вопросов: 1. Что говорить — информационный аспект сообщения. 2. Как говорить — коммуникационный аспект сообщения. 3. Кто говорит — личностный аспект произнесения публичной речи. 4. Кому говорит — ориентация на аудиторию. 5. Зачем говорить — решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории. 6. Где говорить — оформление пространства аудитории. 7. Когда говорить — учет времени суток, времени года. 8. Сколько говорить — учет количества времени. По мнению Р. Вердебера и К. Вердербер, важно выработать эффективный план речи, который состоит из четырех последовательных шагов. Первый шаг — определить конкретную цель выступления, которая адекватна составу и интересам аудитории и соответствует ситуации. Второй шаг — собрать, проанализировать и оценить материал, используемый в речи. Третий шаг — организовать и изложить материал с учетом специфики аудитории. Четвертый шаг - отрепетировать выступление. Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей: • информирование аудитории — изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме; • формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам; • достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией; • призыв к действию; • обретение доверия аудитории. Доверие — это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного; • развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение. 1) записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей; 2) составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора; 3) обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею; 4) выдвинуть тезис; тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении. Можно непосредственно подобрать тему, проведя с предполагаемой аудиторией «мозговой штурм» — метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей. Сбор и оценка материала публичного выступления необходим» оратору для того, чтобы найти и проанализировать имеющуюся информацию по теме выступления. Цель поисков — высококачественная информация, которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, уметь цитировать то, что он нашел. Современными источниками хранения информации служат научные издания, специализированные периодические издания, электронные базы данных, где хранится информация, к которой возможен доступ с компьютерного терминала. Большинство библиотек преобразовали списки имеющихся книг в электронные каталоги. Для первичной ориентации в проблеме эффективно использовать энциклопедии. Детальный социально-демографический анализ позволяют сделать статистические источники. Яркие примеры можно почерпнуть из мемуаров. Дополнительным источником информации может служить Интернет — международная электронная сеть, образованная более мелкими сетями. Учет специфики аудитории включает в себя: 1) сбор основных социально-демографических показателей (пол, возраст, социальная, этническая принадлежность, уровень образования, род занятий и др.); 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к теме выступления. Полученные данные можно использовать для прогноза реакции слушателей. Главные задачи прогноза — предположить насколько будет интересна тема для данной категории слушателей, обладает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения и понимания информации; предугадать, как воспримет аудитория конкретного оратора, какова вероятность того, что он добьется доверия и сможет убедить слушателей. Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанализировать вербальные и невербальные компоненты своей речи, конкретные и точные слова, яркие и выразительные формулировки. В словах должны заключаться энергия, логическая ясность и эмоциональная насыщенность. Яркость речи достигается использованием сравнений, метафор и эмфазы. Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов «подобно» или «как». Метафора — сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сравниваемых объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь подобна другой, в метафоре говорится, что одна вещь является другой: так боевые фанаты становятся «лимонками», наркотики в таблетках — «колесами», родители — «шнурками» и т. д. Однако в публичном выступлении следует избегать банальных штампов, а придумывать оригинальные и своеобразные метафоры. Эмфаза - имеет четыре значения: 1) придание силы или интенсивности словам или идеям; 2) посвящение большего количества времени идеям которые должны быть восприняты аудиторией как наиболее важные; 3) многократное выражение важных идей; 4) использование переходов, то есть слов, которые показывают связи между идеями. Значение имеют также невербальные компоненты речи: артикуляция, произношение, разговорный стиль. Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые оральные символы, сочетание которых образует слово. Произношение — форма и акцентирование различных слогов слова. Выделяют две наиболее распространенные артикуляционные ошибки: нечеткое произношение звуков (слияние звуков и слов) и отбрасывание окончаний слов. Разговорный стиль — манера выступления, которую слушатели воспринимают как беседу. Существует пять компонентов разговорного стиля: энтузиазм оратора, экспрессивность речи, беглость речи, контакт глаз с аудиторией, спонтанность выступления. Энтузиазм выражается в страстном, воодушевленном отношении к теме выступления, показывает неравнодушное отношение оратора к аудитории. Экспрессивность служит признаком энтузиазма и проявляется в голосовых контрастах, высоте звука, громкости, темпе и стиле речи. Отсутствие экспрессивности характеризуется как монотонность, что снижает эффективность восприятия и понимания речи аудиторией. Экспрессивность позволяет оратору выделять голосом нужные, главные слова, привлекать внимание аудитории, формировать ее отношение к теме выступления. В письменной речи важные слова подчеркивают, выделяют жирным шрифтом или курсивом. В устной речи оратор ставит ударение на важном слове, подчеркивая таким образом его значимость для аудитории. Употребление паралингвизмов в публичном выступлении недопустимо. К ним относятся так называемые «мусорные слова», затрудняющие произношение и восприятие речи. Это звуки: «э...э...э; —а...а; м...м...м»; слова «так сказать», «как бы», «как говорится», «как будто» и пр. Эффективный оратор избегает паралингвизмов. Употребление свидетельствуете неуверенности оратора, плохом знании материала, отсутствии контакта с аудиторией. Используя «мусорные слова», оратор сам создает препятствия к достижению поставленной цели, приводящие к потере взаимопонимания и доверия слушателей. Репетиция публичного выступления означает тренировку произнесения своей речи вслух. Даже опытный оратор, составив конспект речи, старается произнести ее либо наедине с самим собой, либо находит терпеливого и заинтересованного слушателя. Предварительная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Во время первой тренировки необходимо зафиксировать время начала и окончания речи, сделать видеозапись. Затем необходимо ее просмотреть, обратив внимание на энтузиазм, экспрессивность и беглость речи. Определив конструктивные и неконструктивные моменты речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. Для подготовки к публичному выступлению мы предлагаем запомнить четыре основных правила. Первое правило: «Ваша голова должна быть полна идей, а сердце — волнения». Второе правило: древнеримский оратор Квинтилиан открыл секрет хорошего выступления: «Дело не в том, о чем говорят, а в том, как об этом говорят». Третье правило: французский социальный психолог Гюстав Ле Бон вывел четыре компонента хорошего выступления: П — повторение; У — утверждение; З — заражение эмоциями; О — обаяние личности оратора. Четвертое правило: «Элоквенция — искусство четырех «Э»: Э кспрессия; Э нергия; Э нтузиазм; Э моции. Процесс публичного выступления. Структура публичного выступления складывается из трех этапов: 1) вступление; 2) содержание выступления; 3) заключение. Если в аудитории возник интерес к теме выступления или оратор недостаточно ясно донес свои идеи до слушателей, тогда они начинают задавать вопросы на понимание или уточнение сказанного в этом случае возможен четвертый этап — ответы на вопросы. Вступление Необходимо построить вступление так, чтобы сразу заинтересовать слушателей. Эффективное вступление помогает установить доверие создать атмосферу доброжелательности. Присутствие людей в аудитории не означает, что они будут слушать оратора. На него обращают внимания в первые минуты выступления. Если за это время он не привлечет внимание, то оратора перестанут слушать. Цели вступления состоят в следующем: 1. Привлечь внимание. Оратор может стимулировать интерес, назвав причину, по которой аудитории необходимо знать то, о чем он будет рассказывать. 2. Обозначить предмет речи. Во вступлении уместно ясно изложить основные положения дальнейшей речи. 3. Установить доверие. Доверие должно поддерживаться на протяжении всего выступления. Если оратор почувствовал, что аудитория сомневается в его компетентности, то следует сказать, почему он имеет право рассуждать о предмете речи. Нужно подкрепить свою компетентность. 4. Создать настроение, задать тон речи. Юмористическое начало закладывает веселое настроение. Серьезное начало придает речи глубокомысленный и сдержанный тон. Оратор, начинающий с анекдота, настроит публику на игривый, беззаботный лад. Если затем он будет говорить о серьезных вещах, то публика не примет их серьезно. 5. Установить доброжелательную атмосферу. Первые же слова оратора определяют то, как воспримет его аудитория. Если он полон энтузиазма, доброжелательности и дает понять, что тема беседы чрезвычайно интересна, аудитория будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей речи. Вступление должно быть кратким и состоять из одного—трех предложений. Его задача — взаимно адаптировать оратора и аудиторию друг к другу. Адаптация к аудитории — это активный процесс вербального и невербального приспособления материала и поведения оратора к конкретной ситуации. Сюда входят следующие компоненты: • достижение взаимопонимания; • привлечение и поддержание интереса аудитории; • приспособление к уровню понимания аудитории; • укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи; • невербальная адаптация поведения (визуальная адаптация материала). Достижение взаимопонимания. Это способ, с помощью которого оратор показывает, что помнит о людях в аудитории, а также о том, что они располагают одними и теми же сведениями, испытывают схожие чувства, имеют схожий опыт. Методы достижения взаимопонимания: 1. Использование личных местоимений. Употребляя слова «вы» «мы», «нам», «наше», оратор посылает аудитории вербальные сигналы о том, что говорит именно с ними. 2. Постановка риторических вопросов. Они стимулируют активность аудитории, слушатели участвуют в разговоре, лучше понимают его содержание. Чтобы риторические вопросы оказали необходимое воздействие, они должны быть искренними. Поэтому оратор должен тренироваться, пока не сможет задавать эти вопросы естественным тоном. 3. Создание единого эмоционального фона. Общие переживания показывают, что у оратора и аудитории много общего. Пример: «Вы помните...», «Мы все чувствуем озабоченность». 4. Связь новой информации со старой. Опора на те знания, которые уже есть у аудитории. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-либо значение лично для них. Существуют четыре способа привлечения и поддержания интереса: 1. Своевременность информации— предоставление сведений, которые могут быть использованы немедленно. Слушатели заинтересуются той информацией, которую они воспринимают как своевременную. 2. Близость информации — это сведения, которые касаются личного пространства человека. Психологически люди скорее обратят внимание на те данные, которые имеют отношение к их территории, чем на те, которые представляются им чем-то отдаленным. Мы часто слышим, как ораторы говорят: «А сейчас я приведу более понятный вам пример». Такой прием работает, потому что информация становится для людей интересней, когда они считают, что она затрагивает их лично 3. Серьезность информации — те аспекты информации, которые связаны с физическими, экономическими или психологическими последствиями для слушателей. Вспомните, как резко повышается внимание ваших однокурсников, когда преподаватель сообщает, что определенная часть материала будет в экзаменационном билете. Большинство слушателей не будет сосредоточивать свое внимание до тех пор, пока не услышит, что информация серьезная. В данном случае они используют принцип «экономии усилий». 4. Эмоциональность информации — это те нюансы, которые затрагивают чувства и эмоции. Слушатели обычно больше интересуются анекдотами, примерами и другими живыми историями. Оратор должен иметь в запасе большое количество историй, примеров и иллюстраций. Умелый оратор чувствует реакцию аудитории. Когда аудитория его слушает, нет никакой необходимости нарушать ритм речи. Но если оратор ощущает, что аудитория перестала следить за ходом мысли, самое время воспользоваться какой-либо историей, чтобы пробудить внимание. Вступление устанавливает связь с аудиторией. Следует потратить время на подготовку разных вариантов вступлений. Какой объем должен быть у вступления? Чаще всего оно занимает от 5 до 10% речи. Для пятиминутной речи (состоящей приблизительно из 750 слов) вступление должно состоять из 35—70 слов. Для получасовой речи подойдет двух-трехминутное вступление. Следует придерживаться следующего правила: чем короче речь, тем короче должно быть вступление. Главное содержание выступления Оно может быть высказано в следующих видах сообщения: • изложение фактов — утверждения, которые можно проверить; • экспертные мнения — интерпретации и суждения, сделанные людьми, имеющими авторитет в данной области; ссылку на экспертов можно привести в виде цитаты; • кросс-культурные сравнения; • примеры — конкретные случаи, способные проиллюстрировать или объяснить факты; • прогнозы — размышления о будущих событиях; • анекдоты — короткие, забавные истории; главное в использовании анекдотов — это убедиться в том, что смысл истории раскрывает или подкрепляет те положения, которые оратор доказывает в своей речи; • повествования — описания, рассказы о личном опыте, чуж0.. или своей теории; • сравнения — иллюстрация утверждений с помощью демонстрации сходства. Сравнения могут быть буквальными или фигуральными; • противопоставления — демонстрация различий; • цитаты — они способны как объяснить, так и оживить материал. При цитировании необходима ссылка на автора, иначе имеет место плагиат — цитирование без ссылок на источник; • статистика — факты, выраженные в цифрах. 1) ссылаться только на те статистические данные, которые можно проверить; 2) приводить такую статистику, которую можно сравнить с другой статистикой; 3) не использовать слишком много статистики. 1) спланировать основную часть речи; 2) подготовить вступление; 3) подготовить заключение; 4) перечислить источники; 5) сформулировать основные положения, то есть основные идеи, которые составляют главную часть выступления. Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тексте речи. Требования к основным положениям. Понятность, ясность. Ясность — это формулировка основных положений, вызывающих одинаковые образы в сознании всех слушателей. Структурированность. Каждое положение должно иметь сходную структуру с другими. Это схожая синтаксическая структура формулировки основных положений, при которых они часто начинаются с одинаковых вводных слов. Содержательность. Наполненность значимой информацией, содержанием и осмысленностью. Если аудитория не получает значимой информации, то у слушателей пропадает мотивация запоминания Ограниченное количество пунктов. Их должно быть не более пяти.. Если при формулировке основных положений тезис изложен слишком обобщенно или уклончиво, то смысл искажается. Длинный список положений обычно свидетельствует о том, что некоторые пункты повторяются или являются подпунктами. В этом случае пункты необходимо сгруппировать, упорядочить. Способы упорядочивания материала: 1) тематический порядок — он организует основные положения речи по категориям или разделяет их по содержанию. Это распространенный способ. Категоризация может быть субъективной и осуществляться разными путями: от общего к частному, от менее значимого к более значимому; 2) временной или хронологический порядок — перечисление основных положений в соответствии с последовательностью идей или событий, с концентрацией внимания на том, что идет первым, что вторым, третьим; 3) логический порядок — размещение основных положений речи в такой последовательности, которая позволяет убедить аудиторию поверить во что-либо или поступить определенным образом. Логический порядок помогает выявлять причинно-следственные связи, определять причину и результат действий или бездействия. При публичном выступлении особое внимание следует уделять структурированию речи. Структурированность речи помогает оратору понятнее и доступнее объяснить основные положения, демонстрирует его интеллектуальный уровень, способность анализировать материал. Способы структурирования речи. 1- Разбивка основных положений, идей на части и четкое разделение этих частей на первую, вторую, третью. Подобное структурирование речи позволяет оратору четко придерживаться намеченного плана, а слушателям лучше запоминать материал. 2- Планирование переходов. Переходы — это слова, фразы или предложения, которые показывают связь с предыдущей частью выступления. Они подытоживают сказанное и подводят к следующей важной теме. Переходы наиболее эффективны при упорядочивании частей речи или основных положений например: «Давайте рассмотрим первый из четырех этапов.» Услышав этот переход, слушатели готовятся к восприятие формулировок первого положения. Затем следует фраза. «Итак, на первом этапе.... Теперь рассмотрим второй этап» Слушатели подготовлены к восприятию формулировок второго положения. Переходы важны по трем причинам. Во-первых, они создают установку у слушателей на восприятие информации. Во-вторых, они помогают аудитории следить за ходом речи. В-третьих, помогают запоминать информацию. Люди лучше запоминают то, что слышат не один, а несколько раз. Хорошие переходы важны для письменного текста, но они еще важнее — для устного. Р. Вердербер и К. Вердербер выделяют два вида выступления: информативное и убеждающее (3). Информативное выступление Информативное сообщение заключается в передаче сведений и объяснении причинно-следственных связей между событиями. Принципы информирования. 1. Доверие. Аудитория будет охотнее слушать оратора, если он вызывает у нее симпатию и доверие. Для кредита доверия необходимы знания, опыт, достоверность используемой информации и личные качества. Есть три основных способа завоевать доверие: 1) продемонстрировать уровень своей подготовки; 2) дать слушателям почувствовать свою заинтересованность в предмете; 3) говорить с энтузиазмом. 2. Интеллектуальная стимуляция. Аудитория более склонна прислушиваться к интеллектуально стимулирующей информации. Это новая для аудитории информация, отвечающая глубоко заложенной в людях потребности в знаниях. Новизна характеризуется тем, что информация либо неизвестна большинству слушателей, либо заставляет их по-новому взглянуть на то, что они уже знают. 3. Креативность. Аудитория более способна воспринимать, понимать и запоминать информацию, при изложении которой используется творческий подход. Креативность—это способность человека генерировать новые или оригинальные идеи и точки зрения. Способы развития креативности: 1) анализ достаточного количества качественной информации, чтобы получить материал на основе которого оратор будет составлять речь. Вопреки распространенному мнению, креативность является скорее результатом тяжкого труда, чем вдохновения. Собрав и проанализировав больше сведений, чем необходимо для составления речи, оратор обеспечивает возможность выбора и проявляет большую гибкость при выступлении; 2) переработка информации. Развитие креативных идей требует достаточного количества времени; 3) готовность развить творческую идею, когда она возникает. Надо записать идею, иначе можно ее забыть; 4) изменение отдельных частей выступления в ходе репетиций; 5) различные формулировки одних и тех же тезисов. 4. Актуальность. Аудитория охотнее воспринимает и запоминает данные, которые кажутся ей актуальными. Актуальность — субъективная ценность, которую люди приписывают информации, если она отвечает их потребностям и интересам. Жизненно важные сведения связаны с вопросами, от которых зависит судьба человека. 5. Расстановка акцентов. Аудитория легче всего воспринимает и запоминает ту информацию, которая выделяется докладчиком. Для этого оратор должен определить ее приоритетность. 6. Наглядность материалов. 7. Структурирование информации, направление мыслей слушателей, использование логических переходов. Эффект четкой структуры выступления трудно переоценить. Поскольку слушатели могут отвлекаться, оратор должен контролировать, насколько хорошо им удается следить за ходом мысли. Использование переходов подчеркивает структуру выступления, помогает аудитории сориентироваться в главном. 8. Мнемонические приемы для запоминания информации. Повествование — рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли. Требования к повествованию: 1) наличие уточняющих деталей; 2) наличие интриги — на протяжении всего повествования должна поддерживаться атмосфера ожидания; 3) наличие диалогов — история становится более интересной, когда передается в форме диалога. Описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект. Навыки описания состоят в умении подметить характерные особенности предмета и красочно передать свои наблюдения. Определения — это объяснение значений слов. Краткие определения служат для уточнения понятий. Развернутые определения включают краткое пояснение значения, а также обозначение синонимов, антонимов, классификаций, типологий, структуры понятий этимологии слова. Определение лучше воспринимается тогда, когда оно иллюстрируется примерами и сравнениями. Объяснение процессов или их демонстрация — рассказ о том, как нечто выполнить, изготовить или как нечто работает. Разъяснение — речь, помогающая понять определенную идею, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам. Убеждающее выступление Убеждающая речь — это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для создания определенной установки аудитории, ее изменения или побуждения слушателей к действию. Принципы убеждающей речи. Формулировка конкретной цели. Оратор скорее убедит аудиторию, если сможет конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать. Цель этой речи — сформировать или изменить мнения, установки, поведения, чувства. Адаптация к установкам слушателей. Оратор скорее сможет убедить аудиторию, если будет формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на отношения, которых придерживаются слушатели. Типы установок. Позитивная установка аудитории. Если слушатели уже разделяют мнение оратора, то надо сосредоточиться на конкретной программе действий. Отсутствие определенного мнения. Если у слушателей нет определенного мнения, то оратор может поставить себе цель сформировать такое мнение или убедить их действовать. Если аудитория ничего не знает по конкретному вопросу, то достаточно ее проинформировать. Если аудитория нейтральна по отношению к предмету разговора, значит, слушатели способны рассуждать объективно, логично, воспринимать разумные доводы. Стратегия оратора состоит в поиске наилучших аргументов, подкреплении их информацией. В этом случае такая стратегия дает большие шансы на успех. Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что предмет им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то чтобы изменить их позицию. Здесь лучше сделать акцент не на информации, а на мотивации людей, использовать меньше логического материала и больше материала, обращенного к потребностям людей. Негативная установка аудитории. Если оратор считает, что слушатели не согласны с ним, то его стратегия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной. Если оратор полагает, что слушатели занимают позицию умеренного несогласия, то можно вполне прямо приводить им свои аргументы, надеясь на весомость аргументов. Аргументы необходимо предоставить таким образом, чтобы ослабить негативную установку слушателей, а не усилить ее. Надо излагать материал объективно, предоставлять аргументы той и другой сторон, описывать дело достаточно ясно, чтобы люди захотели обдумать предложение или поняли разные точки зрения. То есть надо снять ортодоксальность их восприятия. Если оратор думает, что аудитория крайне враждебно настроена, то нужно приступить к теме издалека. Ожидать полного поворота мнений в результате одной речи не следует. Можно выступить со скромным предложением быть терпимее, слегка изменить свое мнение, заставить слушателей задуматься о том, что есть и другие точки зрения, имеющие ценность. Позже, когда эта идея найдет своих сторонников, можно вернуться к этой аудитории и работать с ней как с менее враждебной и т. д. Когда аудитория настроена враждебно по отношению к точке зрения оратора, то ему необходимо скорректировать свою речь так, чтобы она призывала к более скромным изменениям в установках слушателей, к толерантности. Хорошие доводы и доказательства. Оратор скорее убедит аудиторию, если его речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку его цели. Люди гордятся своей способностью быть рациональными. Они формируют когнитивные структуры для того, чтобы придать смысл своим переживаниям. Для Удовлетворения этой потребности слушателей необходимо основные положения убеждающей речи формулировать как доводы. Довод - это заявление, объясняющее оправданность предложения. Довод отвечает на вопрос: почему мы должны верить во что-то и делать что-то? Если оратор хорошо знаком со своим предметом, то у него уже есть готовые доводы. Доводы надо продумать заранее. Критерии оценки доводов: 1) хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами; 2) хорошие доводы должны иметь отношение к предложениям оратора; 3) хорошие доводы должны оказывать влияние на аудиторию. 1. Поспешное обобщение — представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним слабым примером. 2. Ложная причина — случай, когда приписываемая причина не связана с результатом или не ведет ни к чему. 3. Апеллирование к авторитетам — использование в качестве доказательства «экспертного» мнения человека, который не является авторитетом в данном вопросе. 4. Переход на личность — аргумент, нацеленный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса. Заключение Самыми важными и трудными моментами в публичном выступлении являются начало и конец. Главная цель оратора — расположить к себе аудиторию в начале выступления и добиться успеха и доверия в конце. Заключение — это относительно маленькая часть сообщения. Она редко занимает более 5% речи (35—45 слов). Заключение должно усилить эффект всей речи. У заключения две главные цели: • закончить речь так, чтобы она напомнила аудитории о том, что сказал оратор; • повторить сказанное, чтобы аудитория запомнила слова оратора и задумалась над сообщением. Типы заключения. 1. Резюме — подведение итогов по основным положениям. Эффективные ораторы часто делают резюме, чтобы достичь первой цели речи — в конце напомнить аудитории о том, что было сказано ранее. Опытные докладчики часто подкрепляют свои резюме материалом, который должен достичь и второй цели — повторить свои слова, чтобы слушатели запомнили основные положения речи. Остальные типы заключений можно использовать в качестве дополнений к резюме. 2. История или анекдот — эффективны в информационных речах. 3 Призыв к действию — распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает поведение, которого оратор добивается от аудитории. 4 Эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление у слушателей оставляет заключение, в котором на них оказывается эмоциональное воздействие. Как и призыв, эмоциональное воздействие часто используется для убеждающей речи, когда цель оратора — укрепить или изменить убеждение либо мотивировать аудиторию к действию. Заключение — это самый стратегически важный момент. То, что сказано в конце, слушатели будут помнить дольше. Они выходят из аудитории, сохраняя в памяти те слова, которые были сказаны в начале речи и особенно в конце. Опытный оратор прекращает свое выступление прежде, чем слушатели захотят этого. Необходимо точно знать, какими мыслями оратор хочет завершить свою речь. Совет по выступлениям: сначала расскажите, что вы собираетесь рассказать, затем рассказывайте, а потом расскажите о том, что вы уже рассказали. Ответы на вопросы. Если выступление оратора вызвало интерес аудитории, но тема была раскрыта недостаточно полно, тогда слушатели могут задавать различные вопросы. Ответы на вопросы представляют трудность, особенно для начинающего оратора. Опытный оратор, как правило, конструктивно отвечает даже на самые каверзные вопросы. Типы вопросов можно классифицировать следующим образом: • открытые — вопросы, предлагающие оратору ответить таким образом, каким он пожелает; • закрытые — узкосфокусированные вопросы, требующие кратких, определенных ответов; • наводящие — вопросы, сформулированные таким образом, что они предполагают наличие наиболее предпочтительного ответа для выступающего; • дополнительные — вопросы, которые задают после ответов на основные вопросы; • уточняющие — вопросы, требующие более полного раскрытия темы и предполагающие вербализацию по типу: «Если я вас правильно понял»; • развивающие идеи — вопросы, в которых спрашивающий продолжает размышлять о проблемах, поднятых в докладе, такой вопрос строится по типу: «Опираясь на то, что вы говорите, можно ли...»; • каверзные — вопросы, с помощью которых задающий их пытается в чем-то уличить оратора: в незнании материала, во лжи, дезинформации, неблаговидном поступке, непонимании темы или предмета выступления и пр. Задающий может и не догадываться о том, что вопрос является каверзным, а может и специально его так сформулировать. Оратор может попасться на уловку и не почувствовать каверзность, тогда он попадает впросак, не отвечает на вопрос или отвечает искренне, и тогда задающий добивается своего — ставит оратора в затруднительное положение. Все выступление может рухнуть, если оратор не распознает и не ответит правильно на каверзный вопрос. Техники ответов на вопросы: 1) вербализация: «Если я вас правильно понял, вы спрашиваете о...»; 2) оценка вопроса: «Как хорошо, что вы задали именно этот вопрос»; «Это очень нужный вопрос!»; «Вы задаете очень своевременный вопрос»; «Вы задаете вопрос, на который не могли ответить лучшие умы человечества» — лучший ответ на каверзный вопрос; 3) определение местоимения, которое стоит впереди вопроса:
• кто — предполагает уточнение персоны, субъекта деятельности; • что — предполагает описание объекта или предмета разговора; • куда — предполагает определение направления в пространстве; • где — предполагает оценку местонахождения в пространстве; • когда — предполагает определение времени события; • сколько — предполагает оценку количества; • как — предполагает описание способа и средств деятельности. При ответе на вопрос, прежде всего, необходимо понять, какое местоимение заключено в вопросе. Ответ должен быть четкий, без дополнительной аргументации. Личность оратора Личность оратора, его стиль общения с аудиторией, по мнению Э.Аронсона и Э. Пратканиса, — определяющие факторы эффективности выступления. Боле
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.014 с.) |