Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест культурно-ценностных ориентацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Лурье С. В. Психологическая антропология. История, современное состояние, перспективы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003; Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005; Kluckhohn F., Strodlbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, III, Elmsford, New York: Row Peterson and соmp., 1961.)
Тест разработан JI. Г. Почебут на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека. Тест культурно-ценностных ориентации предназначен для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры. Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направленность разнообразным потокам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой культуры рассматривались ими как идентичные. Авторы разработали три основных положения: 1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количество общечеловеческих проблем. 2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь различные приоритеты. 3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой культуре, но одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других. Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение которых нацелена каждая культура: 1. Отношение человека к времени. 2. Отношение человека к природе и «сверхприродному». 3. Отношение людей к человеческой натуре. 4. Отношение человека к другим людям. 5. Направленность деятельности человека. Исходя из этих положений, нами был составлен тест культурно-ценностных ориентации. Текст Инструкция. Выберите, пожалуйста, в каждом утверждении тот ответ, который наиболее точно, по вашему мнению, описывает культурную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить, чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если они отличаются от того, чему вас учили. 1. Время. A. В моей культуре люди считают прошлое (традиции, историю) важнейшим фактором принятия решений. Б. В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и только сегодня) важнейшим фактором принятия решений. B. В моей культуре люди считают будущее (то, что произойдет) важнейшим фактором принятия решений. 2. Природа. A. В моей культуре люди обычно считают себя жертвами природных сил, они уверены, что природа не может быть поставлена под контроль человека. Б. В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гармонии с природой, человек есть продолжение, а не противопоставление природе и «сверхприродному». B. В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами, природа должна быть поставлена на службу человеку. 3. Человеческая натура. A. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки. Б. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки. B. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки. 4. Взаимоотношения. A. В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми. Б. В моей культуре люди считают большую семью самым основным в своих взаимоотношениях. B. В моей культуре люди считают индивидуальность, самобытность личности самым основным в своих взаимоотношениях. 5. Деятельность. A. В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни. Б. В моей культуре люди полагают, что рост и развитие личности является самой важной целью в жизни. B. В моей культуре люди полагают, что практическая деятельность и достижение совершенства — лучшая цель жизни. На основе теста Л. Г. Почебут составлена классификация трех типов культур. Первый тип — традиционная культура (ТК) — характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории своей страны. Люди этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работе и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, а через какое-то время. Второй тип — современная культура (СК) — характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех). Третий тип — динамически развивающаяся культура (ДРК) — характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно 15олее энергично. Для людей данной культуры «время — это деньги». Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь — это проблема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является представление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение. Ключ
Математическая обработка. Необходимо определить процентное соотношение ответов респондентов по утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из трех предложенных нами типов. При проведении массовых опросов можно получить надежные и репрезентативные данные.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.011 с.) |