Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема VIII. Основы мастерства публичного выступления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Виды публичных выступлений по цели: информационное, убеждающее, протокольно-этикетное, развлекательное. Общие правила подготовки публичного выступления. Традиционная трехчастная композиция публичного выступления. Вступление (зачин и завязка) и завершение выступления, их виды (варианты) и функции. Приемы изложения содержания речи (анализ/синтез, индукция/дедукция). Развитие мысли и связность сменяющих друг друга элементов речи как условия информативно полноценной речи. Правила эффективной аргументации. Общие требования к публичному выступлению: понятность главной мысли, диалогичность, разговорность, краткость, установление и поддержание контакта с аудиторией – и способствующие их выполнению приемы работы над речевой формой выступления. Убеждающее выступление, его логические и социально-психологические аспекты. Протокольно-этикетное выступление, его виды и этикетные формулы.
Вопросы для самопроверки: - Особенности устной речи. - Основные приемы подготовки устной речи.- Что такое спонтанность речи? - Какими правилами необходимо руководствоваться при разработке содержания выступления? Какие требования предъявляются к публичному выступлению? - Какие типы композиций существуют?- Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией? - Что такое диалогизация текста? - Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию? - В чем отличие зачина и завязки выступления? - В чем суть «законов края» речи? Терминологический минимум по теме: метатекст, тезис, аргумент.
1. Вершина римского красноречия – ораторское искусство Цицерона. Прочитайте отрывок из трактата Цицерона «Оратор». Озаглавьте каждый пункт плана подготовки публичного выступления, предложенного Цицероном, соответствующим риторическим термином. Описание какой части античного риторического канона отсутствует в анализируемом фрагменте? М.Т. Цицерон. Оратор (фрагмент) Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать… Что сказать - нахождение. Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело; это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй - определениями, третий - понятиями о правоте и неправоте... Где сказать - расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! - Ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые. Как сказать. Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть ораторов в отношении первых двух частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; другие любят отдельные расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы в чистоте и призрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что один желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов. Произнесение. Если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных - мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокою и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать - изредка и ненамного, выступать вперед - с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами - он не будет даже отбивать ритм суставом зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и отекать их в спокойных. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. 2. Ознакомьтесь с отрывком из книги П. Сергеича «Искусство речи на суде». Какие рекомендации себе как оратору вы можете почерпнуть? Исходная точка искусства (судебного оратора) заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других, ему подобных. Пока нет обособления - нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто, вам лично присущее. Для внимательного и чуткого человека в каждом незначительном деле найдется несколько таких характерных черт; в них всегда есть готовый материал для литературной обработки. А судебная речь есть литература на лету. Надо старательно отличать общее от единичного, своеобразного. Для общего у каждого оратора может оказаться давно обработанный материал; если нет, он найдется в изобилии в сборниках. Единичное же, исключительное, то, что впервые встречается в данном деле, есть источник вполне самостоятельной, творческой разработки всей темы или отдельных эпизодов... Каждую из этих особенностей дела надо обсудить внимательно, как тему для интересной картины. А.Ф. Кони говорит, что Спасович в своих речах являлся не только защитником, но и мыслителем; частный случай служил для него поводом затронуть общие вопросы и осветить их с точки зрения политика, моралиста и публициста. Не надо думать, что это возможно только в больших процессах. По самому ничтожному делу можно затронуть выдающееся современное событие или общий вопрос из области религии, нравственности, политики. У московской заставы поздно вечером стоит городовой; с одной стороны к нему приближается пьяный мастеровой, с другой - навстречу пьяному идут три местных хулигана; городовой знает их давно, потому что местные обыватели каждый день жалуются на их нападения: заведут человека в глухой двор, разденут и идут пропивать награбленное; до сих пор ни разу не попадались. В это время проходил вагон конки; городовой стал на площадку и поехал вслед за своими ненадежными знакомцами; они поравнялись с пьяным, потолкались с ним и пошли дальше; городовой подошел к нему и спросил, все ли у него цело; мастеровой хватился за карман и сказал, что пропал портсигар; городовой погнался за грабителями и задержал одного из них с поличным в руках. Портсигар был жестяной и стоил двенадцать копеек. За этот грабеж согласно разделу 3 статьи 1643 уложения установлено заключение в арестантские отделения на срок от четырех до пяти лет с лишением всех особых прав. Само собой разумеется, это дело попало на суд по недоразумению; на судебном следствии выяснилось, что ограбленный просил не составлять протокола о грабеже и отпустить и его, и виновника с миром; но в судебной палате состоялось определение о предании суду. Нетрудно представить себе незавидное положение прокурора между этими двенадцатью копейками и лишением всех особенных прав; но раз УЖ это неловкое дело попало ему в руки, что мешало ему затронуть очень интересную современную тему: городовой сделал свое дело? Мне пришлось прослушать речь одного из лучших ораторов нашей столичной прокуратуры по делу, очень благодарному для обвинителя. Парень, еще не достигший совершеннолетия, сошелся с молоденькой певицей ресторанного хора; через несколько месяцев он надоел ей, и она отказалась от любовных встреч с ним; он улучил минуту и одним ударом ножа заколол ее. Я с уверенностью приготовился выслушать сильную и красивую речь и был жестоко разочарован. Обвинитель говорил о преступности, ножевой расправе, о неприкосновенности человеческой жизни, о необходимости наказания, чтобы образумить или устрашить других. Какие безнадежно общие места! Он ни разу не встревожил во мне ни рассудка, ни сердца. Когда он кончил, я спросил себя: почему? И сейчас же нашел ответ: эту самую речь от слова до слова можно было бы сказать по поводу всякого другого убийства, совершенного не по корыстным побуждениям. Оратор, вероятно, не успевший ознакомиться с делом, не отметил ни одной черты характера убийцы и погибшей девушки, ни одной особенности в несложной цепи событий, приведших к трагическому исходу: вместо яркой картины получился геометрический чертеж, без света, тени и красок. Скажу с уверенностью, что эта речь не оказала никакого влияния на строгий ответ, вынесенный присяжными. Неужели не нашлось в этой драме ни одной характерной черты? Я просмотрел дело и в показании обвиняемого нашел признание, что девушка была невинна, когда он сблизился с нею. Это была драгоценная подробность. Этот бездельник начал с того, что соблазнил девушку, а кончил тем, что зарезал ее. Припомните слова Мефистофеля о Гретхен: «Она не первая...» И страстные, негодующие возгласы Фауста: «Собака! Отвратительное чудовище!.. Не первая! - Ужас! Человеческая душа не в силах постигнуть, что в пучину этих терзаний повергнуто более одного-единственного существа! Что первая своими смертельными страданиями не искупила вину всех прочих перед взором вечно прощающего! Я содрогаюсь до мозга костей при мысли о гибели этой одной; ты равнодушно усмехаешься над судьбою тысячей!» Какую речь сказал бы обвинитель, если бы захотел вспомнить этот отрывок!
3. Прочитайте поговорки. Придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец: Речь вести – не лапти плести. – Любое устное высказывание должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки. 1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 6. Живое слово дороже мертвой буквы.
4. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие – неправильные? 1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал… 3. Я закончил. 4. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 5. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 6. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 7. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 8. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 9. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 10. Если есть вопросы, я готов на них ответить.
5. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух. 1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
6. Рассмотрите момент «предъявления (выкладывания) тезиса» «Товар, который я хочу приобрести, - мёртвые крепостные души» в диалогах Чичиков - Манилов, Чичиков - Коробочка, Чичиков - Ноздрёв, Чичиков - Собакевич, Чичиков - Плюшкин и определите, как меняет Чичиков способ подачи тезиса в зависимости от своих представлений о собеседниках, какие приёмы использовались для успешного «предъявления тезиса» в каждой ситуации. Чичиков - Манилов - Вы спрашиваете, для каких причин? Причины вот какие: я хотел бы купить крестьян... - сказал Чичиков, заикнулся и не кончил речи. - Но позвольте спросить вас, - сказал Манилов, как желаете вы купить крестьян: с землёю или просто на вывод, то есть без земли? - Нет, я не то чтобы совершенно крестьян, - сказал Чичиков, - я желаю иметь мёртвых... - Как-с? извините... я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово... - Я полагаю приобресть мёртвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии, как живые, - сказал Чичиков... - Итак, я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить, иликак вам заблагорассудится лучше? [Манилов не понимает:] - Может быть, вы изволили выразиться так для красоты слога? - Нет, - подхватил Чичиков, - нет, я разумею предмет таков как есть, то есть те души, которые точно уже умерли. Чичиков - Коробочка - А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево, а вот ты бы, отец мой, меня, верно, его купил. - А вот мёду и не купил бы. - Что ж другое? Разве пеньку? Да вить и пеньки у меня теперь маловато: полпуда всего. - Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у васумирали крестьяне? - Ох, батюшка, осьмнадцать человек! - сказала старуха, вздохнувши. - И умер такой всё славный народ, всё работники... Народ мёртвый, а плати как за живого ... - На всё воля Божья, матушка! - сказал Чичиков, вздохнувши, - против мудрости Божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна? Чичиков - Ноздрёв - А что, брат, - говорил Ноздрёв, прижавши бока колоды пальцами и несколько погнувши её, так что треснула и отскочила бумажка. - Ну, для препровождения времени, держу триста рублей банку! Но Чичиков прикинулся, как будто и не слышал, о чём речь, и сказал, как бы вдруг припомнив: - А! чтоб не позабыть: у меня к тебе просьба. - Какая? - Дай прежде слово, что исполнишь. - Да какая просьба? - Ну, да уж дай слово! - Изволь. - Честное слово? - Честное слово. - Вот какая просьба: у тебя есть, чай, много умерших крестьян, которые ещё не вычеркнуты из ревизии? - Ну есть, а что? - Переведи их на меня, на моё имя. Чичиков - Собакевич «Чичиков начал как-то очень отдалённо, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются... И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма... и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их вносить подати так, как бы это живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжёлую обязанность. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими». Чичиков - Плюшкин «Чичиков постарался объяснить, что его соболезнование совсем не такого рода, как капитанское, и что он не пустыми словами, а делом готов доказать его и, не откладывая дела далее, без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями... - Как же, с позволения вашего, чтобы не рассердить вас, вы за всякий год берётесь платить за них подать? и деньги будете выдавать мне или в казну? - Да мы вот как сделаем: мы совершим на них купчую крепость, как бы они были живые и как бы вы их мне продали... - Услыша, что даже издержки по купчей он принимает на себя, Плюшкин заключил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а, верно, был в офицерах и волочился за актёрками».
7. Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам. Отдыхать надо в России. Надо иметь дома собственную библиотеку.
8. Подготовьте выступление на одну из интересующих вас тем, рассчитанное на 4-5 минут, после чего обсудите его с сокурсниками. Для анализа устного выступления используйте памятку, предложенную в упр. 16 предыдущей темы.
7. Контрольные вопросы по курсу
1. Понятие «культура речи». 2. Типы речевой культуры: критерии выделения, характеристики, яркие представители. 3. Место русского языка среди других языков мира. 4. Формы существования национального языка. 5. Литературный язык как основная форма национального языка. 6. Общая характеристика функциональных стилей литературного языка. 7. Нелитературные варианты языка: основные признаки, отличия от литературного языка. 8. Понятие «норма языка». Типы норм. 9. Информация о языковой норме в разных типах словарей. 10. Виды речевой деятельности. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. 11. Текст: основные свойства, типы связи между отдельными смысловыми частями. 12.Факторы, определяющие построение текста. 13. Устная и письменная формы речи. 14. Функционально-смысловые типы речи. 15. Письменная научная речь: языковые особенности. 16. Жанры письменной научной речи: композиция, языковое оформление типичных структурных элементов. 17. Языковые средства и речевые нормы текстов разных жанров официально-делового стиля. 18. Коммуникативные качества хорошей речи. 19. Общие правила подготовки публичного выступления и требования к нему. 20. Основные черты и трудности современной произносительной нормы: произношение гласных и согласных звуков, некоторых сочетаний согласных. 21. Характеристики ударения в русском языке. Нормы ударения. 22. Смысловой и стилистический отбор лексических средств. 23. Слова-паронимы и точность речи. 24. Тавтология, плеоназм и краткость речи. 25. Трудные случаи употребления имен существительных (род, Им. и Род. п. мн. ч., склонение фамилий). 26. Трудные случаи употребления имени прилагательного (краткая форма, степени сравнения) и имени числительного (склонение, собирательные числительные). 27. Трудные случаи употребления местоимений и форм глагола. 28. Порядок слов в предложении. Координация главных членов. 29. Согласование и управление в современном русском языке. 30. Употребление причастных и деепричастных оборотов. 31. Русская орфография: принципы и правила. 32. Русская пунктуация: принципы и правила. 33. Понятия «речевой этикет» и «этикетная формула».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.01 с.) |