Тема 1. Типы норм литературного языка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Типы норм литературного языка



Тема 1. Типы норм литературного языка

1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?

- Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

 

2 Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

- В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

- Ноздрев - большой любитель купить и менять свои вещи.

- Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

- Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

- Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.

- Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

 

3. Диктант. Запишите диалог, выделяя каждую реплику новой строкой и тире.

Ра...казывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, ра...казав, как жестоко его и...били. «Но ты ничуть не пострадал от этого», - сказал ему Демосфен. «Это я-то ничуть не пострадал?!» - в...кричал во весь голос тот человек. «Вот теперь, - ответил Демосфен, - клянусь Зевсом, я ра...слышал голос оскорбле...ого и пострадавшего». Вот столько убедительности, считал Демосфен, придает словам тон и манера исполнения.

 

Упражнения.

 

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение и ударение.

А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Без твоей опеки он и шагу ступить не может. Пусть премированных сотрудников будет как можно больше. Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок. Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем. О договоре с этим фондом и речи нет, тем более в четвертом квартале. Рана все еще кровоточит. Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу. Сколько ты брала взаймы у Дарьи Фоминичны? О торте гости даже и не вспомнили. Эта вещь уже продана.

 

4. В каждом предложении допущена ошибка. Определите, какую норму литературного языка она нарушает. Исправьте предложение.

- На решение этой задачи необходимы дополнительные средств´а.

- Не могу согласиться о том, что вы говорите.

- Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большинство времени.

- Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

- Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону.

- Многие приняли участие в крёстном ходе.

 

5. Все ли слова употреблены правильно? Если нет, замените их подходящими по смыслу.

- Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

- Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность героя.

- Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

- Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

- Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

 

6. Найдите допущенные в предложениях ошибки, исправьте их. Какие типы правил нарушены?

- В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы.

- Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов.

- Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты.

- Иудушка - жестокий пустомыслитель и пустопотребитель.

- Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова - умность сердца.

 

7 В каких словах возможно только произношение [шн], в каких - только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Какая их норм является более «старшей»? Воспользуйтесь словарем.

Библиотечный, двоечник, заочник, будничный, молочник, молочный, молочная, конечно, точно, нарочно, нарочный, порядочный, скучно, Ильинична, прачечная, Никитична, скворечник, очечник, почечный, пустячный, яичница, коричневый.

 

Нормы ударения

 

Упражнения.

 

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное ударение.

Я балую свою дочь, ты балуешь своего сына. Выбор шарфов в магазине огромный. У вас тут броня должна быть на билеты. Мы сами вам позвоним. Из этих договоров следует, что...; Предлагаем оптовые партии товара. Хочу поработать с каталогом. Когда же наконец включат свет? Договоры не подписаны до сих пор. Он получает дивиденды. Здесь необходимо экспертное заключение. Созвонимся на будущей неделе. Представьте отчет за истекший месяц. Сотрудника решили премировать – и премировали.

 

2. Расставьте ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка».

- Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк.

- Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни.

- Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.

- Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы.

- Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.

 

III. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и благо?

IV. Из слов бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет подчеркните те, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].

V. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах: бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия?

VI. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний -ндск-, - нтск-, - нтств- в словах: голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский?

VII. Подчеркните слова, в которых вы произнесете сочетаний [чн]?

Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.

 

3. Как могут быть произнесены следующие фразы в ситуации официального общения и в атмосфере непринужденного общения? Произношение каких именно слов различается в этих речевых ситуациях?

- Здравствуйте, Олег Александрович!

- Рад видеть вас, Александра Александровна!

- До свидания, Александр Сергеевич!

- Он поэт.

 

Морфологические нормы

Употребление форм имени существительного: род несклоняемых существительных и аббревиатур; обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию; варианты окончаний именительного и родительного падежей множественного числа существительных. Полная и краткая форма качественных прилагательных; вариантные формы кратких прилагательных; формы степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имени числительного: собирательные и количественные числительные как синонимы; склонение количественных числительных. Недостаточные и избыточные глаголы.

 

Вопросы для самопроверки:

- Какие варианты форм категории рода имен существительных вы знаете? Охарактеризуйте их.

- Назовите варианты окончаний имен существительных в родительном, предложном и винительном падежах.

- В чем особенности употребления степеней сравнения имен прилагательных?

- Охарактеризуйте варианты краткой формы имен прилагательных.

- Какие ошибки могут возникнуть при употреблении в речи форм личных местоимений?

- Вариантные формы местоимений и различия в их употреблении.

- Особенности употребления в речи служебных слов.

 

Терминологический минимум по теме: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, служебные части речи.

 

Упражнения.

 

1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Какие существительные имеют варианты?

Автор, бухгалтер, воз, вексель, год, директор, доктор, катер, китель, корпус, отпуск, паспорт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тополь, торт, шофер, шулер, ястреб.

 

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных слов.

Англичане, апельсины, буряты, вафли, гектары, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, микроны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли.

 

3. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

- безнравственный - ...

- бессмысленный - ...

- бесчувственный - ...

- естественный - ...

- искусственный - ...

- легкомысленный - ...

- медленный - ...

- откровенный - ...

- подведомственный - ...

- свойственный - ...

- существенный - ...

 

4. Какие нарушения норм, связанных с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены? Исправьте предложения.

- Это еще более худший вариант решения проблемы.

- Она сегодня еще красивей.

- Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

- Этот пылесос станет самым сверхмощнейшим.

- Небо сегодня, кажется, фиолетовее.

 

5. Замените цифры словами.

- Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край.

- Признать Иванова Ивана Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 132 УК РФ и назначить Иванову наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы.

- Но так распорядились ее судьбой Перов и Семенов, которые оценили девичью жизнь в 8012 рублей.

- В течение 1 000 000-й доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн.

- Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут.

- Высота обрыва в иных местах достигала 160 метров.

 

6. Выберите нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?

- Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад.

- Пушкин был сослан в (свое, его) имение.

- Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги.

- Он не приукрашивает (своей, его) жизни.

- Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей.

- Он был тогда вдали от (своих, его) друзей.

- Ты отвечаешь за (твои, свои) слова?

- У него (своя, его) дорога.

 

7. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.

Синтаксические нормы

Порядок слов в предложении. Трудные случаи именного и глагольного управления: управление при однородных членах предложения; нанизывание падежей; выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами; выбор правильного падежа и предлога. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

 

Вопросы для самопроверки:

- Какие речевые ошибки связаны со структурными особенностями предложения?

- Синтаксическая синонимия на уровне простого и сложного предложения.

- Смысловая и коммуникативная организация простого предложения.

- Связь синтаксиса со стилистикой текста.

 

Терминологический минимум по теме: синтаксис, словосочетание. Предложение, синтаксические ошибки, причастный и деепричастный оборот.

 

Упражнения.

 

1. Соответствует ли синтаксическим нормам употребление деепричастных оборотов в следующих примерах?

- Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю.

- Проснувшись на другой день, моей первой мыслью было приключение с Сидоровым.

- Не окончив школы, мальчику пришлось искать работу.

 

2. Выберите нужную падежную форму. Возможны ли варианты?

Ждать (автобус, автобуса), искать (поддержку, поддержки), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), стесняться (девушку, девушки).

 

3. Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа?

- Несколько пыльных электрических лампочек погасло.

- Несколько журналистов уехали в свои редакции.

- Приехало множество народу.

- Большинство писем доставлено днем.

- Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы.

 

4. Расставьте абзацы в отрывке из статьи Е.А. Кавериной «Рекламный менеджмент». Мотивируйте вашу расстановку.

Реклама на телевидении

Первые телевизионные рекламные объявления дикторы читали в прямом эфире. В 1948 году в рекламе появились мультипликационные персонажи. Видеозапись была изобретена только в 1956 году, тогда же в новостях CBS впервые были использованы записанные сюжеты. С этого времени стали выходить и рекламные ролики. Новатором в этой области являлась торговая марка Chevrolet. Первая настоящая коммерческая реклама на советском телевидении появилась в 1989 году. Из зарубежных рекламных роликов можно вспомнить продукцию компании Procter & Gamble, из отечественных - банк «Менатеп». В рекламных бюджетах телевидение на первом месте. Преимуществами являются массовый охват потенциальных потребителей, мощное воздействие звука и изображения на зрителя, престижность (по сравнению с другими видами). Среди недостатков можно назвать высокую стоимость производства и трансляции в эфире, отсутствие избирательности рекламного обращения, навязчивость, а также кратковременность (5-30 сек.) Еще одна проблема заключается в том, что ролик стоит вместе с большим количеством других (Каверина Е.А. Рекламный менеджмент).

 

Лексические нормы

Основные качества хорошей речи: правильность, богатство, смысловая точность словоупотребления.

Типы лексических ошибок: неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической сочетаемости, неразличение паронимов, речевая избыточность и речевая недостаточность, неоправданное использование заимствованных слов и неологизмов, нарушение функционально-стилевой принадлежности слова.

 

Вопросы для самопроверки:

- Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

- Какая лексика относится к сфере ограниченного употребления?

- Средства речевой выразительности.

- Возможности синонимов, паронимов и фразеологизмов как средств речевой выразительности.

- Какие ошибки называются лексическими?

 

Терминологический минимум по теме: лексика, лексикология, фразеологизм, богатство речи, лексическое значение, грамматическое значение, многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, средства речевой выразительности, профессионализмы, термины, лексическая ошибка.

 

Упражнения.

 

1. Чем различаются значения следующих слов? Приведите примеры их употребления.

- Дом - изба - землянка - хата - сакля.

- Варежки - перчатки - рукавицы.

- Пальто - шуба - тулуп - армяк.

- Лозунг - девиз.

- Тезис - лозунг.

- Дефект - изъян.

- Собрание - сборище.

 

2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

- В парке было заложено тридцать два дерева.

- Началась избирательная фиеста.

- Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.

- Бабушка ласково кивала добрым морщинистым лицом.

- В зале в основном были люди изрядного возраста.

- Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

 

3. Найдите в приведенных примерах слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте их.

- У Базарова нет сообщников - он трагически одинок.

- Космические корабли - новое чудище человеческого разума.

- Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность.

- В конца романа она приобретает аристократические замашки.

- Закоренелые сыктывкарцы особенно сильно любят свой город.

 

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

- Этот данный преступник бросил данный нож в эту свою данную жертву, но в эту данную не попал, а попал в другую, которая в этот данный момент времени шла мимо него.

- У подозреваемых идет ежеминутное и ежесекундное следствие, которое выявляет ихнее участие в этом деле нарушения общественного порядка ими.

- Нападавший сделал борьбу руками, и все, кто стоял в этой комнате, упали в другую сторону головой.

- Чтобы преступник не игрался с законом, нужно его поднять на большую и недосягаемую, должную высоту и охранять.

- У этого человека, который есть подозреваемый, честно говоря, такие мужественные черты, которые, честно говоря, очень красивые, что ихние, честно говоря, расположения нужно, честно говоря, расследовать очень осторожно.

- Теперь проводятся особые кропотливые захваты по поиску наркоманов.

 

5. Прочитайте фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций. Учитывая характер речевых ситуаций, укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (случаи «смешения стилей»), прокомментируйте их, исправьте предложения.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 2. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 3. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 4. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 5. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с несогласованностью именно этих процессов. 6. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 7. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта России.

6. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы, замените их другими словами, соответствующими разговорной речи.

1) На улице холодно. Надень головной убор. 2) Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар. 3) Мы должны произвести запись этих лекций, потому что у нас нет учебника. 4) Сегодня я ходила в магазин с целью покупки магнитофона. 5) В одном доме со мной проживает известный поэт. 6) Я приобрела для сына настольную игру. 7) В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод. 8) Моя подруга получила жилплощадь.

 

7. Объясните причины речевых ошибок в следующих выражениях.

- Он впервые дебютировал на сцене в программе «Как стать звездой».

- В организации имеется свободная вакансия юриста.

- После демобилизации из армии он поступил в институт.

- Во время забастовки проходили массовые манифестации и демонстрации.

- Мы слушали песни коренных аборигенов Севера.

 

Упражнения.

 

1. Определите типы связей предложений.

- Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие … Картины висят симметрично.

- Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу.

- Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов».

- Революции прошлого … Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию…

2. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение.

- В одном из лучших своих романов «Красное и черное» (1831) Стендаль продолжает размышлять над тем же кругом вопросов, которые были им затронуты в «Ванине Ванини». Роман и новеллы - это как бы два варианта в разработке темы счастья на разном материале. Действие романа происходит во Франции эпохи Реставрации. Известно, что замысел романа возник у Стендаля в 1828 году под впечатлением от процесса Лафарга и заметки в разделе криминальной хроники одной из гренобльских газет. Лафарг - юноша, убивший свою неверную возлюбленную. В газете писатель прочитал о покушении, совершенном семинаристом Антуаном Берте на свою любовницу, в доме которой он был воспитателем. (В.П. Трыков).

- Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер).

- На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора).

- Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!

 

3. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность.

- Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский).

- Хорошо в застенчивой прохладе

Слушать шелест дальних голосов.

Задрожали золотые пряди

В волосах притихнувших лесов.

Стали сосны сдержанней и глуше,

Все о чем-то шепчутся во сне,

Словно чьи-то старческие души

Загрустили о былой весне.

Я стою и вслух слагаю строчки -

Как чеканят осень пятачки,

Как брусника спелая на кочке

Открывает нежные зрачки.

А вверху над сонными полями

Далеко от вянущей земли

Облака плывут под парусами,

Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).

 

4. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи.

1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.

2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм - ведущие начала, организующие конструктивное пространство.

3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики.

5. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.

Способы их достижения

Понятие «коммуникативное качество» как одно из основных теоретических понятий культуры речи.

Правильность и коммуникативная целесообразность (уместность) речи. Логическая культура судебного оратора. Убедительность судебной речи. Логические ошибки в речи. Речевые средства логичности. Точность речи. Точность фактическая (предметная) и коммуникативная. Причины нарушения коммуникативной точности речи. Чистота речи. Ясность речи как важнейшее для слушающего/говорящего ее качество. Повышенные требования к ясности в письменной форме речи. Виды нарушения ясности письменной речи: смещенное логическое ударение, неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь слов. Алогизмы, подмена тезиса. Богатство речи. Два способа обогащения речи: усвоение новых слов и использование одного слова в разных значениях. Выразительность речи. Риторические фигуры, тропы, фразеологические обороты, крылатые фразы как основные источники выразительности речи, дополнительные к ним невербальные выразительные средства.

 

Вопросы для самопроверки:

- Что такое логика рассуждения и логика изложения?

- Что такое убеждение и какие факторы участвуют в его формировании?

- Каковы причины и виды логических ошибок?

- Какую роль в речи играют эмоциональные средства воздействия?

- Каким способами достигается выразительность речи?

 

Терминологический минимум по теме: многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, плеоназм, тавтология, канцеляризмы, троп (эпитет, сравнение, ирония, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз), риторическая фигура (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие).

 

1. Есть ли многозначные слова среди приведенных? Если да, составьте примеры, иллюстрирующие переносное значения слов.

Лестница, кухня, потолок, утка; высокий, столярный, густой; стонать, убедиться, крутиться.

2. Выберите из данных слов синонимы и антонимы. Объясните свой выбор.

Глупый, здание, работать, штудировать, архитектор, умный, изучать, зодчий, трудиться, постройка, сооружение.

3. Вставьте пропущенные буквы в зависимости от значения слов. Придумайте предложения, которые бы содержали оба слова.

- Обессил..ть (лишиться сил) - обессил..ть (лишить силы).

- Обезлес..ть (лишиться лесов) - обезлес..ть (лишить лесов).

- Обезлюд..ть (стать безлюдным) - обезлюд..ть (сделать безлюдным).

 

4. Подберите омонимы к следующим словам.

Лайка, пионер, молния, кулак, палата, леса, наряд.

5. Подберите синонимы к приведенным словам. Составьте с ними и синонимами микротексты, чтобы показать, как эти слова заменяют друг друга.

Эгоизм, пресыщение, апатия, оригинальность, скептик, хандра, роскошь.

 

6. Подберите синонимы и антонимы к следующим словам и выражениям.

Изможденный вид, крепкое здоровье, твердый карандаш, покупать, случайность, аккуратный.

8. Найдите лексические ошибки в предложениях.

- На улице распускаются деревья.

- Выражаем глубокое поздравление всем сотрудникам нашей организации с Новым годом!

- Во дворе нашего дома возвели детские качели.

- Через год исполнилась моя мечта.

- Толпа негодовала от возмущения.

- Парень рос закоренелым патриотом.

- Вскоре подпольщики организовали в городе подпольную организацию.

 

9. Прочитайте текст. Найдите и выпишите заимствованные слова, определив их значение. Выпишите 2-3 многозначных слова, подберите к значениям одного из них антонимы и синонимы. Запишите афоризм, в котором есть слово человек.

Земля - это планета. А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история (Ч. Айтматов).

 

10. Прочитайте текст. Найдите и выпишите заимствованные слова, определив их значение. Выпишите 2-3 многозначных слова, подберите к значениям одного из них антонимы и синонимы. Назовите 2-3 фразеологизма со значением похожести, одинаковости чего-либо.

Нигде в мире не сыщешь двух человек с одинаковыми рисунками капиллярных линий на пальцах. Линии эти - знак неравенства, который природа выслала на поверхность. Есть и еще индикаторы - криминалисты говорят, что и форма ушей у человека также неповторима. И форма носа. Что же творится с нашими внутренними органами, которых не видно? С тончайшими инструментами, составляющими наш мозг? Вот говорят, что и модуляции человеческого голоса неповторимы!

На дереве нет двух одинаковых листьев... В одной ягоде картофельного растения нет двух семян с зеркально одинаковым набором свойств. В одном организме нет двух одинаковых клеток (В. Дудинцев).

11. Найдите специальную лексику, определите ее значение. Отметьте случаи неудачного употребления терминов.

- Музыкальный конкурс достиг своего финиша.

- На днях стартовал чемпионат граций, соревнующихся во внешних данных и интеллекте.

- На открытии соревнований свои визитные карточки предъявили талантливые спортсмены страны.

- Заключительный аккорд чемпионата по гимнастике был волнующим.

- Пахари моря - рыбаки и мореходы - изо дня в день выполняют свою тяжелую работу.

12. Составьте небольшой текст (6-10 предложений) о вашей специальности, употребите в нем профессиональную и терминологическую лексику.

 

13. В отрывке из речи И.М. Кисенишского пронаблюдайте, чем достигается убедительность речи, какие языковые средства подчеркивают логичность речи.

Прежде всего капитан Марков сам находился на мостике при выходе судна из пора и благополучно довел его до линии акватории порта, проложив для него дальнейший путь. Во-вторых, к моменту ухода с мостика с пунктом регулирования движения и капитаном пересекающегося судна была согласована и достигнута договоренность о том, что «Петр Васев» пропустит «Нахимова», уступит ему дорогу. И, наконец, самое главное - на мостике стоял на вахте опытный вахтенный помощник капитана - Чудновский, который должен был нести в это время штурманскую вахту и который, согласно ст. 402 «Устава службы на судах Министерства морского флота СССР», персонально отвечал за надлежащее несение на судне вахтенной службы, обеспечение безопасности судна и находящихся на нем людей и грузов. Вахтенный помощник капитана, согласно «Уставу...», является старшим по всей вахтенной службе судна.

 

14. Определите, какой логический закон нарушен в каждом из данных примеров. Укажите ситуации, в которых логическая ошибка сделана намеренно, в качестве уловки.

1. Олигархи вместо того, чтобы стать локомотивом развития российской экономики, стали ее величайшим тормозом. Именно доминирующее положение олигархов в ряде отраслей и наличие у них финансовых ресурсов (полученных не за счет умелой и дальновидной политики по развитию своих предприятий, а просто потому, что цены на нефть выше, чем планировалось) сдерживает сейчас развитие среднего бизнеса. (Д. Евстафьев. Олигархи как экономические неудачники)

2. Сочинение на тему «Нужно ли изучать географию?»

«… Изучать географию нет необходимости. Ландшафт и положение той или иной страны можно изучать наряду с изучением истории этой же страны. По-моему, можно предмет истории совместить с географией, это удобно для учеников: меньше времени занимает и дает лучшие результаты. А то получается так: география этой страны сама по себе, а историческое прошлое и настоящее само по себе».

3. Предприниматели уверены, что без поддержки региональных властей, без реализации областных целевых программ развития туризма «поднять» это направление экономики на местах невозможно. В качестве образца назовем маршрут «Большое Уральское кольцо», охватывающий Свердловскую, Тюменскую области и Пермский край. Один из разработчиков, директор туристического агентства «Тесис - Екатеринбург» Вадим Овчинников, признается, что маршрут опередил время лет на пять, он дорог и спрос на него не велик. И надеется: «Думаю, к 2010 году потребитель «дорастет» до внутрироссийских маршрутов такого уровня, а «Большое Уральское кольцо» послужит примером для создания новых турпродуктов». («Эксперт – Урал», №22, 11.06.2007)

4. Из школьного сочинения.

«Так хочется, чтобы на земле был мир, над головой было голубое небо, чистое солнышко, и все люди жили счастливо, чтобы громко и радостно смеялись дети. А дети – это главное. Ведь мы все дети, имеем пап и мам. И так хочется мира. По-моему, у каждого человека в родной деревне есть свое любимое место, где он мечтает, думает. Ведь кому не хочется помечтать? А я очень люблю мечтать. Есть и у меня любимое место в парке. Когда идешь по аллее парка, то сразу на глаза попадаются два огромных дуба старика. Я разговариваю с ними, как с людьми. И это очень хорошо, когда у тебя природа – друг».

5. Ходжа Насреддин попросил своего богатого и скупого соседа дать ему на время котел. Возвращая котел соседу, Насреддин дал вместе с ним еще и кастрюльку, объяснив при этом, что эту кастрюльку родил котел, и поскольку последний принадлежит соседу, то, по мнению Ходжи, кастрюлька тоже должна принадлежать ему.

Когда Насреддин снова попросил у него котел, тот дал ему гораздо охотнее, чем в первый раз. Однако проходит время, а Ходжа котел не возвращает. Потеряв терпение, сосед сам пришел к Насреддину и потребовал вернуть котел. На что Насреддин ответил:»С удовольствием возвратил бы тебе котел, да не могу, потому что он умер».

- Как? – возмутился сосед. – Что ты говоришь чепуху? Разве может умереть котел?!

- Отчего же, - ответил Насреддин, - котел не может умереть, если он может родить кастрюльку?

 

Речевой этикет

Характеристика функциональных стилей русского языка. Научный стиль в его устной и письменной разновидности. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Подготовка устного научного сообщения. Официально-деловой стиль. Особенности структурирования и оформления. Понятие речевого этикета, его роль в современном обществе. Взаимодействие этических и этикетных норм. Национальная специфика речевого этикета. Техника реализации этикетных формул (приветствия, приглашения, выражения просьбы, отказа и т.д.). Факторы, определяющие выбор одной из формул.

Упражнения предполагают анализ текстов функциональных стилей русского языка, который заключается в наблюдении над использованием в текстах средств разных языковых уровней. В результате студент должен освоить правила составления и оформления текстов разных жанров (автобиография, заявление, резюме, доверенность; статья, доклад, реферат, курсовая/дипломная работа, аннотация, тезисы, конспект).

Письменная деловая речь. Понятие «документ». Ядерные и периферийные жанры официально-деловой письменной речи, их функции. Точность и стандартизованность как ключевые требования к языку документов. Средства унификации формы документов: наличие реквизитов и формуляра, использование формализованных типов текста и сокращений.

Языковые средства официально-деловой письменной речи: лексические (определяющие именной характер речи), грамматические (обусловливающие доминирование простых предложений, передающих информацию, равную по объему информации, передаваемой с помощью сложных).

Речевое оформление разных жанров служебных документов: композиция и клишированные формы организационно-распорядительных документов, документов личного характера, деловых писем.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.048 с.)