Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фразеологические средства русского языка иСодержание книги Поиск на нашем сайте
Особенности их использования в речи Понятие «фразеологическая единица», фразеологизм и слово, фразеологизм и словосочетание. Семантическая и структурно-грамматическая характеристика фразеологизмов. Происхождение и традиции использования фразеологизмов. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов: замена компонента фразеологического сочетания; неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота; контаминация (смешение) двух оборотов; искажение грамматической формы компонентов фразеологизма; нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами; употребление фразеологизма, не соответствующего контексту.
Вопросы для самопроверки: - На какие группы делятся фразеологизмы? - Какие ошибки связаны с употреблением фразеологических единиц? - Что такое «крылатые слова»? - Возможности фразеологизмов как средств речевой выразительности.
1. Разделите на группы по сфере употребления и по происхождению следующие фразеологизмы. - Олух царя небесного, точка зрения, ирония судьбы, вбить в голову, сильные духом, бить баклуши, время от времени, сдержать слово, в мгновенье ока, водой не разольешь, от всего сердца, красна девица. - Вода камень точит, луч света в темном царстве, хорошо там, где нас нет, бедность не порок, заткнуть за пояс, как огня бояться, камня на камне не оставить, гусь свинье не товарищ.
2. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их. - Девочка чувствовала себя у доски как рыба. - Он до своего гроба не забудет этот день. - Мы обговорили эту новость от корки до корки. - Предлагаю поднять этот тост за друзей! - Эта передача еще не сказала своего последнего слова. - Ведет себя, словно лошадь в шортах. - Следовало предпринимать срочные меры. - Ее отсутствие на работе сегодня имеет большую роль. - Он молчал скрипя сердцем. - Гневные слова председателя горели ярким огнем на фоне прочих выступлений. - Это было дело десятое, которое никак не могла закрыть прокуратура. - Юное дарование, доведя бабушку до белого колена, с победоносным видом отправилось восвояси. - Открытие уранового месторождения играло огромное значение в жизни нашей страны. - Экскурсия остановилась у памятника Ленину, который стоял с протянутой рукой, как бы обращаясь к народу.
3. Укажите фразеологизмы, в состав которых входят приведенные слова. Какие из данных фразеологизмов относятся к книжным, а какие к разговорным? Несусветный, неизгладимый, вскружить, тертый, таращить, круглый, потупить, глухой, бряцать, коротать, семимильный.
4. Спишите предложения, вставляя на месте пропуска слова из фразеологизма. Определите, к какой сфере употребления относятся фразеологические единицы. - Новенькая девочка выглядела __ вороной на фоне остальных детей: она вечно витала в __ и казалась не от __ сего. - Жил-был паренек, звезд с __ не хватал, но и простаком не считался. - Адвокат долго переливал из пустого в __ то, о чем уже только что говорил. - Вчера мы промокли до __ и половина группы подхватила простуду. - Весь народ от мала до __ поднялся на борьбу с захватчиками.
5. Среди приведенных словосочетаний найдите такие, которые являются фразеологизмами. Объясните их значение. Кривить душой, желторотый воробей, кривое зеркало, письменный стол, медвежья походка, кукольное личико, проглотить язык, камень преткновения, как гром среди ясного неба, птичье молоко, с гулькин нос, курам на смех.
6. Рассмотрите словосочетания. Можно ли их употребить в прямом смысле и как фразеологизмы? Если да, то приведите примеры и объясните значение фразеологизмов. Намылить голову, сесть в лужу, синий чулок, висеть на волоске, кормить завтраками, идти в гору, зеленая улица.
Тема IV-V. Речь как деятельность человека и Как продукт деятельности – текст Речевая деятельность как специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Степень сформированности навыков каждого вида речевой деятельности как критерий оценки уровня владения языком и показатель общей культуры человека. Основные направления совершенствования навыков чтения и слушания. Этапы речевой деятельности: а) ориентировка в ситуации, б) планирование речевого действия, в) его осуществление, г) контроль результатов. Понятие речевой ситуации как исходного момента любого речевого действия, ее важнейшие компоненты. Текст как речевое произведение, обладающее целенаправленностью, связностью и целостностью. Факторы, определяющие построение текста: 1) фактор адресата (квалификация читателя/слушателя, его интересы и ожидания), 2) тема, 3) форма речи (письменная или устная), 4) речевой жанр (жанры первичные и вторичные).
Вопросы для самопроверки: - Что такое текст? Каковы его главные особенности? - Какие значения слова стиль вам известны? - Что такое стили речи? - В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи? - Какой структурой обладает текст? - Чем различаются повествование, описание и рассуждение? - Какие ошибки чаще всего допускаются в содержании текста? - Как соотносятся литературный язык и функциональные стили? - В чем заключаются особенности разговорной речи?
Терминологический минимум по теме: речевая ситуация, устная и письменная формы речи, речевой жанр, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), монолог/диалог/полилог.
Упражнения.
1. Определите типы связей предложений. - Федотов рисовал красную комнату; в углу комнаты – зеркало, в котором отражены стены. На красных стенах висят картины, такие, какие встречались тогда во всех гостиных, имеющих претензии на великолепие … Картины висят симметрично. - Неповторимый в своей мужественности Мадрид встречал новый, 1937-й год. Наступила холодная бесснежная зима. По опустевшим улицам хлестал холодный дождь. Пронизывающий ветер срывал со стен мокрые яркие плакаты, призывающие к обороне, к революционной дисциплине на фронте и в тылу. - Шекспир! Это имя, как пароль, открывающий сердца людей, вот уже четыре столетия произносит человечество. В этом апреле, в день его рождения, люди на всем земном шаре будут с великой благодарностью говорить о четырехсотлетнем царствовании на сценах мира этого доброго, гуманного и справедливого «короля драматических поэтов». - Революции прошлого … Они возникали и гибли, их продавали и покупали, они были безнадежными, как путь Спартака по Аппиевой дороге, они были трагическими и возвышенными, как французская, они были мрачными, как революция Кромвеля. Они меняли государственные устройства, эстетические идеалы, политиков, песни, гимны, даже моды они меняли, манеру говорить и драматургию… 2. Определите стилистическую принадлежность отрывков. Обоснуйте свое мнение. - В одном из лучших своих романов «Красное и черное» (1831) Стендаль продолжает размышлять над тем же кругом вопросов, которые были им затронуты в «Ванине Ванини». Роман и новеллы - это как бы два варианта в разработке темы счастья на разном материале. Действие романа происходит во Франции эпохи Реставрации. Известно, что замысел романа возник у Стендаля в 1828 году под впечатлением от процесса Лафарга и заметки в разделе криминальной хроники одной из гренобльских газет. Лафарг - юноша, убивший свою неверную возлюбленную. В газете писатель прочитал о покушении, совершенном семинаристом Антуаном Берте на свою любовницу, в доме которой он был воспитателем. (В.П. Трыков). - Море пахло так, как пахнет здоровое тело после купания в море. Был чудесный день начала октября. Ничего в мире нет слаще этой прощальной щедрости осеннего солнца. Мы рыбачили в море. Оно было спокойно. Его миражирующая даль сливалась с горизонтом. Казалось, дыхание могучего и доброго животного то слегка приподнимало лодку, то опускало. Дремотный шлепок волны вдруг откачнет ее, и снова спокойное, ровное дыхание. (Ф. Искандер). - На условиях, оговоренных настоящим договором, автор передает издательству без каких-либо ограничений на весь срок действия договора исключительное право на издание и распространение произведения на территории Российской Федерации и других стран мира любым тиражом и на любых языках, на которых может быть выпущено произведение (из договора). - Слушай, давай сейчас поедем на дачу к Крыловым? Купим мяса, устроим шашлык. Такая погода, грех дома сидеть. Да и заниматься надоело. Хорошо? Согласен? Тогда быстренько собираемся. Давай!
3. Докажите, что приведенные отрывок и стихотворение являются текстами. Определите функционально-смысловой тип каждого текста, укажите его разновидность. - Зашло солнце. Сгущались сумерки. Сад потемнел и расширился до бесконечности. За общей беседой не заметили, как наступила ночь и около вынесенной на стол лампы закружились, заплясали мелкие мотыльки (В. Рождественский). - Хорошо в застенчивой прохладе Слушать шелест дальних голосов. Задрожали золотые пряди В волосах притихнувших лесов. Стали сосны сдержанней и глуше, Все о чем-то шепчутся во сне, Словно чьи-то старческие души Загрустили о былой весне. Я стою и вслух слагаю строчки - Как чеканят осень пятачки, Как брусника спелая на кочке Открывает нежные зрачки. А вверху над сонными полями Далеко от вянущей земли Облака плывут под парусами, Словно в синем море корабли. (М. Исаковский).
4. Распределите абзацы в логической последовательности. Определите функционально-смысловой тип речи. 1) Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства. 2) Цвет, форма и назначение предмета неразделимы; цвет может улучшить или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм - ведущие начала, организующие конструктивное пространство. 3) Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики. 5. Выделите структурно-смысловые компоненты текста. Представьте текст в виде логической схемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.01 с.) |