Устная публичная речь. Оратор и его аудитория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устная публичная речь. Оратор и его аудитория.



Слово «оратор» (от лат. orare – «говорить») применяется в двух значениях:
человек, произносящий речь, выступающий публично;
человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
По словам А. Ф. Мерзлякова, «Оратор. старается не только убедить разумом, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели – сильнейшему воспламенению страстей».
Ораторское искусство– это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Под этим искусством понимаются умелое владение словом, высокая степень мастерства говорящего. Находясь в центре внимания самой аудитории, оратор подвергается всесторонней оценке, начиная от внешнего вида, манеры поведения и заканчивая личным обаянием, т. е., чтобы рассчитывать на внимание и уважение этой аудитории, оратор должен обладать определенным набором навыков и умений. Это должен быть человек высокоинтеллектуальный, эрудированный и визуально притягивающий внимание. Он должен свободно ориентироваться как в области литературы и искусства, так и в области науки и техники.
Аудитория. Человек, который выступает, должен учитывать, что в начале лекции или собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор должен привлечь к себе внимание не одного десятка людей, чтобы из отдельных слушателей они сложились в социально-психологическую общность людей с особенными коллективными переживаниями.
Уже сложившаяся аудитория обладает некоторыми признаками. Например, один из таких признаков – это однородность (неоднородность) аудитории, т. е. пол, возраст, уровень образования и профессиональные интересы слушателей. Важен и количественный состав присутствующих. Не стоит устраивать дискуссию в большой аудитории, где трудно использовать аргументы, понятные всем. А вот маленькую аудиторию отличает отсутствие целостности. Но малочисленной аудиторией легче управлять и обсуждать с ней спорные вопросы, можно акцент делать на дискуссионный характер общения. В этом случае оратор должен очень хорошо знать предмет и задачи своего выступления. А вот читать с заранее заготовленных конспектов в данной ситуации вряд ли получится.
Чувство общности– это еще один признак, отличающий аудиторию. Оно проявляется при определенном эмоциональном настрое слушателей, когда весь зал в одном эмоциональном порыве аплодирует оратору или неодобрительно качает головой. В такой аудитории у каждого человека отсутствует личное «я», каждый подчиняется общему и бессознательному «мы».
Еще один мотив – мотив действия слушателей. Посещая лекцию, люди руководствуются определенными соображениями. Психологи выделяют три группы моментов: интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересна тема); морального плана (обязаны присутствовать); эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, приятно его слушать). Отсюда разный настрой слушателей на восприятие выступления. Оратор должен сразу понимать и учитывать все перечисленные признаки. Хорошего оратора отличает умение согласовать свои цели с уровнем подготовки аудитории.

26.Методика подготовки устных и письменных выступлений.

ермины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат. orator orare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи. Одним из важнейших понятий риторики, является «публичное выступление»

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

1 Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»);

2 Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);

3 «Словесное выражение», литературная обработка речи (eocutio);

4 Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);

5 Произнесение (pronuntiatio).

В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный (определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция), коммуникативный (произнесение речи, ответы на вопросы, ведение полемики) и посткоммуникативный (анализ речи).

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким – либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман – автор «Учебника риторики» – призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами».

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно – белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Следующая ступень составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо – расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 –25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Существует три способа произношения речи: чтение текста,
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст), свободная импровизация (экспромт).

После выступления докладчик часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений

 


Структура речи.

Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические

данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют. ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно

3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

4. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается 3. Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства:

1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.

3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления.

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.018 с.)