Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи»



Калининград

Русский язык и культура речи: методические рекомендации по подготовке к зачету и написанию рефератов для студентов заочного отделения всех специальностей и направлений / Авт.- сост. к.ф.н. Гвазава В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – _ 14 _ с.
 
 
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _ октября _ 2012 г. № _ 2 _
 
 
 
 
 
 
Автор: Гвазава В.И.
 
 
 
 
 
 
  © Гвазава В.И.,2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Рекомендации студентам, изучающим дисциплину

«Русский язык и культура речи»

Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи»

 

Введение в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования учебного курса «Русский язык и культура речи» вполне закономерно, оно обусловлено недостаточно развитой коммуникативной и языковой компетенцией как абитуриентов, так и выпускников вузов; низким уровнем культуры общения, эклектикой в использовании форм и методов речевого взаимодействия.

Нет сомнений в том, что владение русским языком и культурой русской речи – одна из важнейших составляющих профессиональной компетенции специалиста в любой сфере деятельности. Речевое поведение - это «визитная карточка человека в обществе» (Т.Г.Винокур). Овладение речевой и языковой культурой поведения – одно из обязательных условий развития профессиональных качеств специалиста.

Основной целью преподавания данного курса является повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме.

Методические рекомендации по изучению теоретического материала

Современная система вузовского обучения предполагает, что студент самостоятельно осваивает большие объемы учебного материала. Приступая к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи», студенту необходимо ознакомиться с программой курса, изучить рекомендованную литературу. Обратите внимание: список литературы, представленный в данном пособии, не является исчерпывающим. Подробное изложение теории культуры речи можно найти в соответствующих разделах учебных пособий и справочников по культуре речи. В частности, можно воспользоваться, учебником «Культура русской речи», который создан специалистами Института русского языка Российской академии наук. Хотя учебник предназначен для гуманитарных вузов, по стилю изложения доступен для студентов-нефилологов.

Интересным и познавательным является курс лекций М.Ю.Сидоровой и В.С.Савельева, адресованный студентам нефилологических вузов. Основываясь на требованиях ГОС, авторы подробно рассматривают проблемы культуры речи и стилистики, дают практические рекомендации носителям языка. Множество тестов и заданий, разработанных авторами, позволят студенту самостоятельно определить личный уровень языковой и коммуникативной компетенции, проконтролировать усвоение нового материала. В настоящее время опубликовано новое учебное пособие этих авторов, в котором освещены все разделы ГОС по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие подходит как для работы в течение семестра, так и для быстрой, самостоятельной подготовки к зачету.

В учебном пособии Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой Е.Ю. Кашаевой рассматриваются различные аспекты культуры речи, описываются условия успешной речевой коммуникации, кратко излагаются основы риторики, подробно характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. Пособие снабжено Приложением, в котором даются акцентологический, орфографический и словарный минимумы, аннотированный список лингвистических словарей и др.

В учебнике под ред. В.Д.Черняк студенты найдут интересный теоретический материал о современной речевой ситуации, ознакомятся со стилистическими аспектами речевой культуры, изучат основы речевой коммуникации. Особое внимание авторы уделили нормам литературного языка: изложены основы русской орфографии, рассматривают трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, описаны особенности образования глагольных форм.

При самостоятельном изучении теоретического материала рекомендуется составлять краткие конспекты по каждой теме. После изучения теоретического материала студенту необходимо ответить на контрольные вопросы по каждой теме, выполнить предложенные задания.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» представляет собой лекционно-практический курс. Совершенствование коммуникативных навыков основывается на знании норм литературного языка и умении применять их на практике. Неоценимую помощь в этом студентам окажет пособие «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум», предназначенное для самообразования. Пособие состоит из двух частей. В «Справочнике» в краткой форме последовательно представлены необходимые сведения по культуре речи, рассмотрены особенности научной и деловой речи. В «Практикум» включены тренировочные упражнения, в которых обычно имеется отсылка к соответствующей справке из первого раздела. К важнейшим упражнениям имеются ключи, т.е. ответы, предназначенные для самопроверки уровня владения необходимыми навыками.

Овладению системой норм современного русского литературного языка поможет и «Практикум по русскому языку и культуре речи» – учебное пособие, созданное преподавателями негуманитарных вузов Санкт-Петербурга. Это система практических заданий и упражнений по актуальным вопросам культуры речи, каждый раздел пособия включает также справочные материалы, представленные в виде таблиц или в форме комментария. Авторы пособия учитывали специфику подготовки студентов в вузах негуманитарного профиля.

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Культура речи и языковая норма.Нормы современного русского языка

Тема 1. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского языка

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. Связь языка с историей и культурой народа. Современный русский язык, тенденции в его развитии, проблема его экологии. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Язык и культура речи. Определение понятия «культура речи». «Русский язык и культура речи» как научная дисциплина, в центре которой языковая норма. Коммуникативная целесообразность нормы.

Тема 2. Орфоэпическая норма. Нормы ударения

«Старшая» и «младшая» нормы произношения. Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения.

Тема 3. Грамматическая норма (морфологическая, синтаксическая)

Морфологическая норма. Употребление форм рода имен существительных. Формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа имен существительных. Формы сравнения имен прилагательных. Склонения количественных числительных. Употребление собирательных числительных. Трудности употребления некоторых форм глагола. Синтаксическая норма. Согласование подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

Тема 6. Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие

Система функциональных стилей русского языка. Взаимодействие разговорного и книжных стилей.

Тема 7. Официально-деловой стиль

Официально деловой стиль, его жанровое разнообразие. Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов. Официально-деловая письменная речь. Культура составления деловых писем. Язык и стиль деловой беседы. Реклама в деловой речи.

Тема 8. Научный стиль

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме. Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. Конспект. Приёмы и правила конспектирования. Структурно-смысловые компоненты и языковые средства, оформляющие аннотацию, рецензию, реферат.

Тема 13. Речевой этикет

Повседневная речевая практика и норма в речевом этикете. Речевой этикет и речевая ситуация. Специализированные единицы речевого этикета в системе языка. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

  1. Аннотация и реферат как вторичные жанры научного стиля.
  2. Грамматические нормы.
  3. Деловая беседа как вид делового общения. Деловая беда при приеме на работу.
  4. Деловое собрание, деловое совещание. Деловой телефонный разговор.
  5. Деловые бумаги. Деловые письма. Этикетные формулы делового стиля.
  6. Доказательство как вид аргументации. Косвенное доказательство. Логические уловки.
  7. Жанры публицистического стиля (эссе, памфлет и др.). Рекламные жанры.
  8. Коммуникативные качества хорошей речи. Точность и богатство речи.
  9. Лексические нормы.
  10. Логические аспекты спора. Аргументация как логико-коммуникативный процесс.
  11. Научный стиль. Языковые средства научного стиля.
  12. Норма как центральное понятие культуры речи.
  13. Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Спор. Дискуссия. Полемика.
  14. Особенности устной публичной речи. Невербальные средства коммуникации.
  15. Официально-деловой стиль. Языковые формулы официальных документов.
  16. Подготовка публичного выступления (убеждающей или информационной речи).
  17. Поддерживающий стиль поведения. Самораскрытие. Фатическое речевое поведение.
  18. Публицистический стиль в его письменной и устной разновидности.
  19. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
  20. Речь в межличностном общении. Нерефлексивное слушание.
  21. Роль культуры речи в личностной характеристике человека.
  22. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры.
  23. Устная и письменная разновидности русского литературного языка.
  24. Формы существования русского языка: литературный язык и нелитературные варианты русского языка.
  25. Функциональные разновидности литературного языка.
  26. Эгоцентрическая речь. Эмпатическое слушание.
  27. Язык и мышление. Язык и речь. Функции языка.
  28. Язык и стиль документов. Документы для внутреннего и внешнего использования.

ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА

Тема реферата выбирается следующим образом (см. таблицу) - Первая буква фамилии студента и № темы

 

А-1 Д-5 И-9 Н-13 С-17 Х-21 Щ-25
Б-2 Е-6 К10 О-14 Т-18 Ц-22 Э-26
В-3 Ж-7 Л-11 П-15 У-19 Ч-23 Ю-27
Г-4 З-8 М-12 Р-16 Ф-20 Ш-2 Я-28

 

Методические рекомендации по написанию реферата

(для студентов з/о всех специальностей и направлений)

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Выполнение реферата является важной формой учебной деятельности студента-заочника и обеспечивает достижение следующих целей:

- углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

- контроль за качеством усвоения учащимися учебной программы.

Критерии оценки за реферат

В целях повышения качества выполняемого реферата студенту полезно знать, что, оценивая работу, преподаватели института руководствуются следующими критериями её оценки.

Оценка “зачтено” выставляется, если студент:

- представил реферат в установленный срок и оформил её в строгом соответствии с изложенными требованиями;

- выполнил задания без ошибок, тема раскрыта полностью.

Оценка “не зачтено” выставляется, если студент:

- представил реферат не в установленный срок и оформил её с нарушениями в соответствии с изложенными требованиями;

- допустил существенные отклонения от темы или совершенно не раскрыл ее.

Дисциплина

«________________________________»

 

Реферат

ТЕМА:________________________________________

 

 

Выполнил: студент группы_______

Ф.И.О.

Проверил:______________________

 

Калининград

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

2. Смысл понятия «культура речи» и ее основные качества.

3. Основные аспекты культуры речи. Дайте определение каждому из них.

4. Нормативный аспект культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

5. Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского ударения.

6. Грамматические нормы современного русского языка. Употребление вариантов морфологических форм, вызывающих наибольшие затруднения в настоящее время.

7. Грамматические нормы современного русского языка. Употребление вариантов синтаксических конструкций, вызывающих наибольшие затруднения в настоящее время.

8. Коммуникативный аспект культуры речи – точность и понятность речи.

9. Коммуникативный аспект культуры речи – богатство и разнообразие речи.

10. Коммуникативный аспект культуры речи – чистота и выразительность речи.

11. Смысловой и стилистический отбор лексических средств.

12. Плеоназм. Тавтология.

13. Паронимы. Синонимы. Омонимы.

14. Иноязычные слова в современном русском языке

15. Структура языка, формы его существования. Диалекты Просторечие. Жаргоны.

16. Литературный язык как высшая форма национального русского языка.

17. Виды лексики, которая находится за рамками литературного языка.

18. Особенности устной и письменной речи.

19. Орфография. Основной принцип русской орфографии.

20. Правила использования фразеологических средств. Разрушения и искажения фразеологизмов.

21. Речевой этикет и его функции. Особенности русского речевого этикета.

22. Классификация стилей современного русского языка.

23. Стилеобразующие факторы функциональных разновидностей речи современного русского языка.

24. Области применения функциональных стилей и их взаимодействие.

25. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

26. Научный стиль речи и его подстили.

27. Жанры научного стиля.

28. Языковые средства, формирующие научный стиль речи.

29. Термины и профессионализмы.

30. Способы и методы создания научного текста.

31. Композиция научных текстов.

32. Первичные и вторичные тексты научного стиля.

33. Структурные элементы и языковое оформление аннотации.

34. Особенности написания тезисов.

35. Композиция и языковые стереотипы написания рецензии.

36. Правила составления и оформления конспектов.

37. Особенности подготовки реферата в практике вуза.

38. Основные черты официально-делового стиля.

39. Жанры письменной деловой речи.

40. Составление личной деловой документации.

41. Понятие делового письма, виды деловых писем.

42. Требования к составлению деловой корреспонденции.

43. Жанры информационно-справочных документов и их оформление.

44. Резюме как особый вид документа.

45. Реклама и ее основные функции.

46. Виды и структура рекламы.

47. Основные языковые средства привлечения внимания к рекламе.

48. Отличие публицистического стиля от других стилей речи.

49. Экспрессивные пунктуационные приемы.

50. Жанры публицистического стиля речи и их своеобразие.

51. Публичная речь – ораторская речь, ее роды, виды и основные особенности.

52. Подготовка публичной речи.

53. Языковые средства, повышающие выразительность речи.

54. Культура публичного спора.

55. Правила речевого поведения вежливых партнеров. Лингвистические приемы нейтрализации замечаний собеседника.

56. Типичные ошибки современной речи и их основные причины.

57. Типы словарей. Примеры словарей и справочников по культуре речи.

58. Основные требования к речи юриста, экономиста, менеджера, специалиста в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

3. Русский язык и культура речи: Учебник /Под общей ред. проф. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.

4. Русский язык и культура речи: Практикум /Под общей ред. проф. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб.: Питер, 2005.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.

7. Русский язык и культура речи: Учебник /Под ред. Н.А. Иполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

8. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высш. шк., 1989.

  1. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 2001.

 

Энциклопедическая литература

1. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1999.

2. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.

3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

4. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. Москва-Вена, 2001.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1998.

6. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 1998.

8. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник /Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2000.

10. Никитина Т.Н. Так говорит молодежь: Словарь сленга. По материалам прессы 70-90-ых годов. – 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

11. Николюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. СПб.: Светлячок, 1998.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. М.: Русский язык, 1989.

13. Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология /Андреева Н.Н. и др. М.: Цитадель, 1997.

14. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа, Языки русской культуры, 1997.

15. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения /Под ред. Н.Г. Скляревской. СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

16. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. /Сост. А.И.Федоров. М.: Цитадель, 1997.

 

Дополнительная литература по темам

1. Словари и речевая культура

1) Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.

2) Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.: Высш. шк., 1972.

3) Шмелев А.д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002.

4) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. М.: Русский язык, 1993.

 

2. Речевая деятельность в различных ситуациях и условиях общения

1) Годин А.М., Дмитриев А.А., Бабленков И.Б. Брендинг: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпарация «Дашков и К», 2004.

2) Игнатьев Д. и др. Настольная энциклопедия ПР. М.: Альпина Паблишер, 2003.

3) Пешков И.В. Введение в риторику поступка. М.: Лабиринт, 1998.

4) Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2001.

 

3. Динамика норм современного русского литературного языка

1) Гумилев Л.Н. От Руси к России М.: Экопрос, 1992.

2) Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество (избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.

3) Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992.

4) Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк., 1999.

 

4. Экспрессивность речи и средства ее выражения

1) Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000.

2) Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001.

3) Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. СПб.: Фолио-Пресс, 1999.

4) Пропп В.Я. Собрание трудов: Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998.

5. Ораторская речь в системе функциональных стилей литературного языка

1) Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.

2) Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002.

3) Винокур Г.О. Собрание трудов: Введение в изучение филологических наук. М.: Лабиринт, 2000.

4) Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2002.

 

6. Культура деловой речи

1) Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993.

2) Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия-практикум. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

3) Самохина Т.С. Деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. М.: Р. Валент, 2007.

 

Калининград

Русский язык и культура речи: методические рекомендации по подготовке к зачету и написанию рефератов для студентов заочного отделения всех специальностей и направлений / Авт.- сост. к.ф.н. Гвазава В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – _ 14 _ с.
 
 
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _ октября _ 2012 г. № _ 2 _
 
 
 
 
 
 
Автор: Гвазава В.И.
 
 
 
 
 
 
  © Гвазава В.И.,2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Рекомендации студентам, изучающим дисциплину

«Русский язык и культура речи»

Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи»

 

Введение в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования учебного курса «Русский язык и культура речи» вполне закономерно, оно обусловлено недостаточно развитой коммуникативной и языковой компетенцией как абитуриентов, так и выпускников вузов; низким уровнем культуры общения, эклектикой в использовании форм и методов речевого взаимодействия.

Нет сомнений в том, что владение русским языком и культурой русской речи – одна из важнейших составляющих профессиональной компетенции специалиста в любой сфере деятельности. Речевое поведение - это «визитная карточка человека в обществе» (Т.Г.Винокур). Овладение речевой и языковой культурой поведения – одно из обязательных условий развития профессиональных качеств специалиста.

Основной целью преподавания данного курса является повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме.

Методические рекомендации по изучению теоретического материала

Современная система вузовского обучения предполагает, что студент самостоятельно осваивает большие объемы учебного материала. Приступая к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи», студенту необходимо ознакомиться с программой курса, изучить рекомендованную литературу. Обратите внимание: список литературы, представленный в данном пособии, не является исчерпывающим. Подробное изложение теории культуры речи можно найти в соответствующих разделах учебных пособий и справочников по культуре речи. В частности, можно воспользоваться, учебником «Культура русской речи», который создан специалистами Института русского языка Российской академии наук. Хотя учебник предназначен для гуманитарных вузов, по стилю изложения доступен для студентов-нефилологов.

Интересным и познавательным является курс лекций М.Ю.Сидоровой и В.С.Савельева, адресованный студентам нефилологических вузов. Основываясь на требованиях ГОС, авторы подробно рассматривают проблемы культуры речи и стилистики, дают практические рекомендации носителям языка. Множество тестов и заданий, разработанных авторами, позволят студенту самостоятельно определить личный уровень языковой и коммуникативной компетенции, проконтролировать усвоение нового материала. В настоящее время опубликовано новое учебное пособие этих авторов, в котором освещены все разделы ГОС по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие подходит как для работы в течение семестра, так и для быстрой, самостоятельной подготовки к зачету.

В учебном пособии Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой Е.Ю. Кашаевой рассматриваются различные аспекты культуры речи, описываются условия успешной речевой коммуникации, кратко излагаются основы риторики, подробно характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. Пособие снабжено Приложением, в котором даются акцентологический, орфографический и словарный минимумы, аннотированный список лингвистических словарей и др.

В учебнике под ред. В.Д.Черняк студенты найдут интересный теоретический материал о современной речевой ситуации, ознакомятся со стилистическими аспектами речевой культуры, изучат основы речевой коммуникации. Особое внимание авторы уделили нормам литературного языка: изложены основы русской орфографии, рассматривают трудные случаи употребления имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, описаны особенности образования глагольных форм.

При самостоятельном изучении теоретического материала рекомендуется составлять краткие конспекты по каждой теме. После изучения теоретического материала студенту необходимо ответить на контрольные вопросы по каждой теме, выполнить предложенные задания.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» представляет собой лекционно-практический курс. Совершенствование коммуникативных навыков основывается на знании норм литературного языка и умении применять их на практике. Неоценимую помощь в этом студентам окажет пособие «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум», предназначенное для самообразования. Пособие состоит из двух частей. В «Справочнике» в краткой форме последовательно представлены необходимые сведения по культуре речи, рассмотрены особенности научной и деловой речи. В «Практикум» включены тренировочные упражнения, в которых обычно имеется отсылка к соответствующей справке из первого раздела. К важнейшим упражнениям имеются ключи, т.е. ответы, предназначенные для самопроверки уровня владения необходимыми навыками.

Овладению системой норм современного русского литературного языка поможет и «Практикум по русскому языку и культуре речи» – учебное пособие, созданное преподавателями негуманитарных вузов Санкт-Петербурга. Это система практических заданий и упражнений по актуальным вопросам культуры речи, каждый раздел пособия включает также справочные материалы, представленные в виде таблиц или в форме комментария. Авторы пособия учитывали специфику подготовки студентов в вузах негуманитарного профиля.

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Культура речи и языковая норма.Нормы современного русского языка



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.117 с.)