Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии



Профессия юриста во всём мире всегда была универсальна, прибыльна и востребована.

Развитые страны мира всегда высоко ценили юристов. Напр., 45% основателей Конституции США 1787 года были юристами. Сегодня в Сенате США юристы составляют около двух третей, а в Палате представителей около половины. В США юридическая профессия традиционно является одной из престижных и высоко оплачиваемых.

Удельный вес юристов среди специалистов в США, ФРГ, Англии выше, чем в Украине. В нашем Отечестве, как и в других странах СНГ, до недавнего времени в условиях жестокого централизованного регулирования не было особенной потребности в юристах (за исключением правоохранительной сферы). Юристы, как правило, не имели опыта участия как профессионалы в масштабных государственно-политических и экономических преобразованиях. Подготовка юристов была ориентирована на потребности государственного управления (сфера публичного права), поскольку сфера частного права официально была закрыта.

Возрастание роли юриста в современном обществе Украины объективно обусловлено усложнением всей социальной инфраструктуры (демократизация общественных отношений, либерализация экономической жизни, рост частной инициативы), развитием правового статуса личности, расширением индивидуальных прав и свобод. Радикальные перемены, привлекая в этот процесс большое число индивидов, групп и все общество, требуют значительной правотворческой работы, большой юридической помощи гражданам, существенной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Возросла роль различных форм социального и правового регулирования, востребовавших появление специфических социальных посредников в отношениях между людьми и их группами, а также государством, которые обладают знанием принципов и норм социального регулирования. Ныне ни одно крупное мероприятие, поступок частного лица, государственного органа или его должностного лица, которые находятся вне рамок бытовых отношений, не может обойтись без экспертизы или консультации со стороны юриста или личного адвоката.

Сегодня в Украине более чем когда-либо происходит специализация профессии юриста. Судья, прокурор и следователи прокуратуры, адвокат и работники адвокатских юридических контор, нотариус, юрист - работник силовых ведомств (МВД, СБУ и др.), юрисконсульт, работник юридических фирм, юрист в системе управления, юрист - научный работник и эксперт и др. - это далеко не полный перечень групп профессий юриста по принадлежности к организационным структурам. При всем отличии работы нотариуса от работы следователя прокуратуры или органов внутренних дел, а последних - от работы служащих социального обеспечения, - все они являются юристами одного содружества, которое стоит на страже законности и правопорядка, защиты и охраны прав и свобод граждан.

Профессиональная юридическая работа обеспечивает сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспечение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сферу борьбы с преступностью, территориальное обслуживание населения и др. Рынок труда (промышленность, банки, управление, торговля, партии и другие общественные объединения) уже осознают реальную потребность в юристах. Граждане требуют помощи юристов для регистрации и перерегистрации соглашений с недвижимостью, получение разного рода разрешений, защиты прав личности от своеволия некомпетентных и коррумпированных должностных лиц и др.

Следует отметить, что наиболее разработана деятельность юристов в сфере борьбы с преступностью (за исключением борьбы с экономическими преступлениями). Тут действуют мощные организационные структуры МВД, прокуратуры, готовятся кадры в многочисленных средних и высших учебных заведений МВД Украины.

Однако без необходимого правового обеспечения сферы экономики тяжело достичь успехов в борьбе с преступностью. С развитием рыночных отношений, изменением экономической сути поведения граждан и расширением круга охраняемых ценностей, произошли перемены и в сфере приложения труда юриста, и в содержании его профессиональной работы. Крупные коммерческие организации (банки, страховые и инвестиционные компании, аудиторские фирмы и др.) заинтересованы в привлечении высококвалифицированных юристов. Работодателям нужны специалисты в области претензионно - исковой работы, арбитража, юридического сопровождения сделок, то - есть деятельности, непосредственно связанной с бизнесом. В Украине отсутствуют традиции исследования проблематики ценных бумаг, кредитования, банкротства, слияния юридических лиц и др., что требует специальной подготовки юристов для приложения их труда в этой сфере общественной жизни.

Возросла роль адвокатов в решении судебных дел, в оспоривании административных решений. Возник спрос на охранные и детективные услуги, которые являются специфическим видом юридических услуг. Расширилось содержание профессиональной работы юриста за счет распространения практики возмещения вреда, причиненного действиями должностных лиц и государственных органов. Открыли двери для правовых услуг многие юридические фирмы. Резко расширился круг субъектов, ведущих внешнеторговые операции, которые имеют правовой характер (заключение внешнеторговых договоров, оформление разрешений на ввоз и вывоз товаров, учет иностранного законодательства при оформлении документов, маркировке продаваемых товаров, уплате таможенных сборов и др.). Сейчас трудно назвать какую-либо сферу общественных отношений, в которой профессиональная работа юриста была бы достаточной.

Сферы приложения труда юриста можно классифицировать таким образом:

- правовые услуги: консультирование, правовое сопровождение, представительство, правовой аудит и др.;

- правовой надзор и контроль;

- правосудие и разрешение споров (уголовно-правового, административно-правового и гражданско-правового характера).

Труд юриста используется в:

1.собственно юридических ведомствах: прокуратуре, судебной системе, Министерстве внутренних дел, Службе безопасности Украины, Министерстве юстиции;

2.органах центральной представительной власти и органах местного самоуправления;

3.центральных и региональных (местных) органах исполнительной власти, государственных администрациях, различных государственных службах;

4.коммерческих организациях;

5.союзах (коллегиях) лиц свободной профессии (адвокаты) и специализированных юридических фирмах;

6.учреждениях информационного и кадрово-ресурсного обеспечения (научные и образовательные учреждения, юридическая пресса, информационные фонды) и др.

Разумеется, нельзя до бесконечности расширять круг приложения труда юриста, как не следует все отношения в обществе регламентировать юридическими нормами. Услуги юриста должны иметь пределы. Их следует соизмерять с затратами и выгодами экономического и социального характера.

Услуги юристов должны быть научно обоснованы в плане оптимального соотношения между позитивными и негативными последствиями.

Для общества правовая работа юриста имеет такие позитивные результаты:

- экономия труда;

- повышение качества и эффективности процедур в области реализации (осуществления) права;

- расширение доступа к услугам правового характера и создание конкуренции по предложению этих услуг.

Для общества правовая работа юриста может иметь такие негативные последствия:

- отвлечение кадров из иных областей социальной деятельности (напр., много людей работает в так называемых силовых правоохранительных органах, которые могут быть использованы в создании таких социальных услуг, как строительство жилья, дорог и др.);

- концентрация власти в руках специализированного аппарата, что может привести к злоупотреблениям служебным положением;

- давление на государственный бюджет и др.

К сожалению, правительство и другие заинтересованные организации не производят необходимых подсчётов о количестве юристов, в которых нуждается юридическая практика.

Тенденции и перспективы развития юридической профессии, роста ее престижа в обществе определяются:

подготовкой кадров;

созданием необходимых специальных условий для правового обслуживания населения, осуществлением правовых процедур (правоприменительной деятельности);

утверждением престижа права.

Ныне окрепло положение правоохранительных органов и лиц юридических профессий, что явилось закономерным результатом провозглашенного Конституцией Украины 1996 года построения независимого демократического, социального, правового государства. Руководители всех рангов уже стали по достоинству оценивать роль права и место профессии юриста в правовой системе, чему в немалой степени способствует закрепление в ст.8 Конституции Украины принципа верховенства права. Одним из показателей внимания общественности и государства к юридической профессии и роста ее престижа является введение в нашей стране профессионального праздника - Дня юриста, который согласно Указу Президента ежегодно отмечается 8 октября.

Роль Министерства юстиции в осуществлении правовой политики государства

Правовая политика государства - система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных в основание правовой деятельности государства в целях обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его политической системы, и определяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства и личности.

Правовая политика государства - это разновидность и составная часть единой политики государства наряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной, валютной, налоговой и др. Без правовой политика государства невозможно реализовать его многообразные задачи и функции.

Правовая политика государства находит выражение в программно-правовых документах (напр., программа проведения правовой реформы), проектах (напр., проекты Конституции), концепциях (напр., концепции гражданского, уголовного, административного и других кодексов), заявлениях, в законодательных актах, в том числе, тех, которые касаются правоприменительной сферы - сферы приложения труда юриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.)

Правовая политика государства зиждется на конкретном понимании права и закона, правовых принципах. В Украине основополагающим непререкаемым требованием правовой политики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституции страны. Это означает, что правовая политика Украины имеет гуманистическую направленность - общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прав и свобод человека, на ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала ХХ века Б. Кистяковский, "право только там, где есть свобода личности". Эта целевая установка, соответствующая международным документам о правах и свободах человека, призвана пронизать все правовое поле государства, прежде всего такие формы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов, применение законов, охрана права и др.

Определив ориентацию своего развития - построение демократического, социального, правового государства и став членом Совета Европы, Украина призвана проводить правовую политику внутри страны и за ее пределами в соответствии со своим правовым статусом. Немалую роль в формировании государственной правовой политики, прежде всего в сфере защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, и ее реализации играет Министерство юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины является центральным органом исполнительной власти, который создает Президент Украины с целью организации осуществления государственной правовой политики. Сегодня в Украине Министерство юстиции действует на основе Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного Указом Президента Украины 18.09.1996 года (к сожалению, до сих пор не принят закон о Министерстве юстиции).

Задачи Министерства юстиции состоят в:

разработке проектов законов, их изменений и дополнений к ним; в проведении работы по систематизации законодательства и подготовке предложений по его кодификации;

обеспечении организационной деятельности судов без вмешательства в судебную деятельность (проведение переподготовки и повышения квалификации судебных работников и др.);

руководстве нотариатом, судебно-экспертными учреждениями, в общем руководстве органов записи актов гражданского состояния и адвокатуры;

организации правового обучения населения;

регистрации политических партий, других объединений граждан на территории Украины, в контроле за соблюдением ими своих уставов;

государственной регистрации нормативных актов других министерств и центральных ведомств государственной исполнительной власти, органов государственного управления и контроля, которые касаются прав и интересов граждан;

осуществлении (в установленном порядке) международных связей по правовым вопросам и др.

Эта деятельность сосредоточена в 5 департаментах:

1. правовой политики.

Отделы этого департамента:

-разработки программ и концепций;

-аналитический;

-внедрения законодательства соответственно стандартам Совета Европы;

2. проектирования нормативных актов.

Управления этого департамента:

-конституционного и административного права;

-гражданского права; финансового права;

-трудового, социального и экологического права;

-права на правосудие, охрану правопорядка и оборону.

3. юридических услуг.

Управления этого департамента:

-правовой экспертизы ведомственных нормативных актов с двумя отделами:

а) правовой экспертизы ведомственных нормативных актов по вопросам гражданского законодательства;

б) правовой экспертизы ведомственных нормативных актов по социальным вопросам, обороны и правопорядка;

-правовой экспертизы уставных документов объединений граждан;

-лицензирования правовой деятельности;

-по вопросам гражданского состояния граждан;

-инспекционная служба с двумя отделами:

а)методологического руководства юридическими службами;

б) контроля за осуществлением правовой и уставной деятельностью.

4. судебного.

Управления этого департамента:

-выполнения судебных решений в составе двух отделов:

а) исполнения решений;

б) исполнения решений иностранных судов и арбитражей.

-организационного обеспечения деятельности судов в составе двух отделов:

а) по организации осуществления административных функций председателями судов;

б) судебной статистики.

-кадрового обеспечение судов общей юрисдикции;

-экспертного обеспечения правосудия.

международного права и международного сотрудничества

Управления этого департамента:

-международно-правовой помощи и сотрудничества в составе двух отделов:

а)международных договоров о правовой помощи;

б)программ двустороннего сотрудничества.

-правового сотрудничества с международными организациями в составе двух отделов:

а)многосторонних договоров и гуманитарных вопросов;

б)программ многостороннего сотрудничества.

-международно-правовой экспертизы в составе двух отделов:

а) первый отдел международно-правовых вопросов;

б) второй отдел международно-правовых вопросов.

В областях при государственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняют свои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерству юстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственно Министерству юстиции Украины.

Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений о главных направлениях развития правовой системы Украины в Министерстве создаются научный, научно-консультативный советы и другие органы совещательного и координационного характера. Так, с 1994 года при Министерстве юстиции действует Центр правовой реформы и законопроектных работ.

Министерство юстиции (Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующего законодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение. Министерство юстиции в необходимых случаях принимает вместе с другими органами государственного управления и общественными объединениями совместные акты по межотраслевому управлению.

Как видим, Министерство юстиции является главным органом, который разрабатывает концепции государственной правовой политики и правовых реформ; организует и координирует деятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизу на предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектной технике; осуществляет экспертизу нормативных актов областных Советов народных депутатов, а также Киевского и Севастопольского городских Советов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в центральном аппарате Министерства и подчиненных ему органах, учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства; организовывает исполнение актов законодательства и др.

За время построения независимого Украинского государства Министерство юстиции сыграло и продолжает играть большую и эффективную роль в осуществлении правовой политики государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.037 с.)