Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.



Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

Профессиональный долг и честь сотрудника, моральная ценность профессиональной деятельности.

Взаимосвязь морали и права в профессиональной деятельности.

Понятие профессиональной морали. Особенности её современного состояния.

Понятие источников профессиональной морали.

Типология основных норм профессиональной морали.

Соотношение внутригосударственных и международных нравственно-правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность.

Причины нарушения норм профессиональной морали в коллективах.

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

Профессиональная мораль - это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности. Основными моральными факторами трудовой деятельности являются:
а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом);
б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;
в) отношение к продукту (к результату) труда.


Главные черты профессиональной морали – нормативность и конкретность. Профессиональная мораль по сути является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. Исторически и социально профессиональная мораль связана с конкретной эпохой и является отражением соответствующих общественных отношений. Профессиональная мораль, также, как и общественная носит нормативный характер. По А.С. Капто, норма (лат. norma — правило, образец) - одна из форм нравственного требования и простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. Как отмечает А.С. Капто, «задача профессиональной этики состоит в том, чтобы простейшие нравственные нормы стали внутренней потребностью людей в соответствующей области трудовой деятельности, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения». Нормы профессиональной морали наполнены конкретным смыслом: сущность добра и зла, справедливости, содержание нравственного долга, получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности.
Существует два основных подхода к объяснению природы морали и ее взаимосвязи с трудовой моралью общества. Первый подход рассматривает профессиональную мораль как результат конкретизации трудовой морали в процессе разделения труда. Второй подход разделяет трудовую и профессиональную мораль: трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду, профессиональная мораль обеспечивает согласование интересов профессиональных групп.
Основу профессиональной морали составляет профессиональное нравственное сознание человека. В научной литературе (Капто А.С.; Цвык А.В.) выделяют две составляющие профессионального нравственного сознания: нормативная и индивидуально-личностная. Первая (нормативная) представляет собой систему норм, принципов, требований, регулирующих отношения профессионалов друг с другом и с обществом. Вторая (индивидуально-личностная) основана на индивидуальных нравственных принципах, убеждениях и ценностях в сфере трудовой деятельности. Структуру профессионального нравственного сознания также можно рассматривать через систему основных категорий: профессиональный долг и профессиональная совесть; профессиональное достоинство и ответственность; профессиональная справедливость; профессиональный такт и др.
Историческое становление профессиональной морали. В современной учебной и научной литературе по проблемам профессиональной этики (например Капто А.С.; Цвык В.А.) выделяют следующие основные периоды в становлении профессиональной морали:
Период дотрудовой морали (труд не выступает пока как нравственная ценность);
Период трудовой морали (мораль как регулятор отношений в процессе труда); Главная идея – честное и добросовестное отношение к труду.
Период профессиональной морали связан с формированием нравственного отношения к труду (к процессу труда, к продуктам и результатам труда).
Истоки профессиональной морали находятся в античной эпохе и связаны, прежде всего, с появлением первых кодексов-клятв (клятва врачей-асклепиадов). В профессиональных клятвах было не только сформулировано требование честного добросовестного труда на благо обществу, но и ответственность за результаты профессиональной деятельности. Следующий этап в формировании профессиональной морали – эпоха Средневековья.

В структуру профессионально-нравственного сознания входят два основных элемента, характеризующие субъективную сторону профессиональной морали:
• моральное сознание;
• правосознание.

Моральное сознание — форма общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда аксиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, принципов, традиций, идеалов.

Будучи формой отражения действительности, моральное сознание может быть истинным или ложным. Критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание по сравнению с другими формами общественного сознания способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей.

Моральное сознание, глубоко и фундаментально изученное с точки зрения философии, включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный. В отличие от науки, моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на рациональном уровне моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями.

Правосознание юриста представляет собой профессиональный элемент и является также одной из форм общественного сознания, отражающей действительность в виде юридических знаний, правовых установок, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Правосознание, как и моральное сознание, включает в себя два уровня действительности:

1) эмоционально-чувственный, который представлен правовой психологией. Правовая психология есть совокупность чувств, привычек, настроений, характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества;

2) рациональный,представленный правовой идеологией, совокупностью понятий, взглядов, идей, относящихся к правовой деятельности.
Центральным компонентом правосознания является ценностное отношение к праву в целом, к его нормам, к практике их применения, к собственному правовому поведению.

Таким образом, из социальных норм, регулирующих общественные отношения, самое близкое к праву общественное явление — это нравственность, поэтому обеспечить законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Кроме того, профессионально-нравственное сознание характеризуется как познавательной функцией, так оценочной и регулятивной.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, взглядов, представлений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности юриста.

Оценочная функция реализуется в определенном эмоциональном отношении человека к различным явлениям правовой жизни, которое выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества.

Регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации,— поведенческая реакция, практика.

Профессионально-нравственное сознание является, таким образом, важнейшим элементом профессиональной культуры юристов, поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умениями и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.

 

Перечень основных внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов – источников правовой морали дан в первом вопросе лекции. Все нравственно-правовые нормы, которые закреплены в них и призваны регулировать профессиональное общение и профессиональную деятельность сотрудников ОВД, по своему содержанию отчетливо разделяются на три группы. За критерий классификации берется степень общности данных норм, которая определяется сферой их практического применения. С этой точки зрения выделяются общие нравственно-правовые нормы – они обязательны для всех граждан – участников того или иного правоотношения; особенные нравственно-правовые нормы – они обязательны для лиц юридических профессий, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел; единичные нравственно-правовые нормы – они регламентируют отношения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. В нашей типологии мы обратим преимущественное внимание на нравственно-правовые нормы в международных, а не внутригосударственных документах, поскольку международные нормативно-правовые акты менее известны и доступны сотрудникам ОВД.

1-я группа нравственно-правовых норм определяет объем и содержание основных прав человека в международных нормативно-правовых актах и основные права человека и гражданина во внутригосударственных документах. Основополагающим документом здесь является “Всеобщая декларация прав человека” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). В ст. 1 –13, 18–20, 28, 29 Декларации закреплены основные права человека, неотъемлемые от него, данные ему от рождения как существу разумному и социальному, а также определены его основные обязанности перед обществом.

Нормы-дозволения раскрывают содержание неотъемлемых прав человека. Так, ст. 1 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что все люди являются свободными от рождения и равными в своем достоинстве и правах. Ст. 3 указанного документа закрепляет неотъемлемое право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Ст. 17 утверждает право каждого человека на владение имуществом; ст. 19 – право на свободу убеждений и их выражение. Особо выделим содержание ст. 28: “Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей декларации, могут быть полностью осуществлены” (Сокова З.К. Профессиональная этика: Нормативно-правовая основа. Орел, 1998. С. 96).

Нормы-ограничения устанавливают границы свободе каждого человека, эти границы определяются свободой других людей. Ст. 29 “Всеобщей декларации прав человека” утверждает не только права, но и обязанности каждого человека перед обществом, а также справедливые ограничения в осуществлении его прав и свобод. Эти ограничения “установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” (Там же. С. 96).

И, наконец, нормы-запреты предписывают воздерживаться от действий, которые нарушают основные права и свободы человека. Ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека” налагает запрет на пытки и жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека обращение и наказание. Ст. 9 запрещает подвергать кого бы то ни было произвольному аресту, задержанию или изгнанию. В ст. 11 утверждается презумпция невиновности любого человека, подозреваемого в совершении преступления, а в ст. 12 закреплен запрет на произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь каждого человека, на посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну его корреспонденции.

Данные нормы о правах человека конкретизируются и дополняются в остальных международных документах применительно к различным субъектам правоотношений, разным правовым ситуациям. Например, норма о запрете пыток или жестокого, унижающего достоинство человека обращения или наказания, закрепленная в ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека”, конкретизируется в ст. 33–36 “Конвенции о правах ребенка” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). В ст. 34 Конвенции закреплена норма о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Эта же норма конкретизируется в ст. 10 “Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 1984 г.). В данной статье закрепляется норма о включении в программы подготовки персонала правоприменительных органов учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, а также о включении данного запрета в правила и инструкции об обязанностях любых таких лиц.

2-я группа нравственно-правовых норм определяет основные правомочия и профессиональные обязанности юристов различных специализаций, сотрудников внутренних служб. Здесь из международных документов следует назвать “Основные принципы, касающиеся роли юристов” (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 1990 г.), “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (там же), а также “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.). Как уже отмечалось, данные международные документы не имеют силы закона, поэтому, к сожалению, отступление сотрудниками правоохранительных органов от нравственно-правовых норм, закрепленных в них, не влечет за собой юридической ответственности.

Для наших целей наибольший интерес представляет “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка”, так как в восьми статьях этого документа и комментариях к ним закреплены основные нравственно-правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов. Этот документ можно рассматривать как международный кодекс профессиональной морали сотрудников внутренних служб. Поэтому мы кратко раскроем содержание каждой из 8 его статей.

В ст. 1 говорится о профессиональном долге должностных лиц по поддержанию правопорядка и высокой степени их ответственности, при этом долг определяется как служение общине и защита всех лиц от противоправных актов. Ст. 2 говорит о необходимости для должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих служебных обязанностей уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В ст. 3 определена норма применения силы должностными лицами по поддержанию правопорядка. Сила может применяться лишь в случае крайней необходимости и только в той мере, какая требуется для выполнения профессионального долга. Ст. 4 закрепляет норму о сохранении в тайне сведений конфиденциального характера, которые получают сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. В ст. 5 утверждается норма, согласно которой недопустимы осуществление, терпимое отношение или подстрекательство к пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания. При этом “ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 21). В ст. 6 закреплена норма об обеспечении охраны здоровья задержанных лиц, в случае необходимости оказания им медицинской помощи. Норма, закрепленная в ст. 7, запрещает должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать какие-либо акты коррупции, она также предписывает всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. И, наконец, ст. 8 “Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” говорит об уважении сотрудниками правоохранительных органов закона и настоящего кодекса.

В отечественном законодательстве права и должностные обязанности сотрудников основных подразделений ОВД определены в соответствующих статьях общих разделов Федеральных законов “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также Уголовно-процессуаль-ного кодекса РСФСР и Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

3-я группа нравственно-правовых норм определяет отношения сотрудников правоохранительных органов к различным категориям граждан, прежде всего, к подвергнувшимся пыткам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы. Основными международными документами, в которых закреплены нравственно-правовые нормы данного вида, являются: “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.), “Минимальные стандартные правила обращения с заключенными” (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.), “Основные принципы обращения с заключенными” (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.), а также “Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме” (утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.). Согласно данным нормативным актам сотрудники правоохранительных органов в обращении с указанными категориями граждан должны уважать их права, избегать всего того, что может нанести ущерб их жизни, здоровью и достоинству, а также “прививать им (заключен-ным. – авт.) желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения” (Там же. С. 66).

Выделенные три группы нравственно-правовых норм в международных документах составляют международные стандарты. Международные стандарты представляют собой “обязательный для государств – членов ООН или рекомендуемый для них нормативный минимум правового статуса личности, включая юридическую защиту и соответствующие правомочия и обязанности государственных органов и должностных лиц” (Игнатенко Г.В., Кодан С.В. Предисловие // Там же. С. 33). Логично теперь будет кратко рассмотреть вопрос о соотношении нравственно-правовых норм в международном и отечественном законодательстве.

Благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы начался процесс сближения международного и национального законодательств. Этот процесс касается и правоприменительной деятельности. Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека по поводу нарушения своих прав человека и гражданина. В настоящее время Европейский суд еще не рассмотрел ни одной жалобы российских граждан, однако число поданных жалоб перешло за несколько тысяч. И несмотря на сложный фильтрационный механизм, приемлемыми для рассмотрения на заседаниях суда уже признано более 50 исков от российских граждан. “Несомненно, что принятые судом решения по российским делам будут иметь огромное значение для развития системы правосудия в нашей стране. Представляется, что если российские судьи уже сегодня начнут сверять свои решения с многочисленными прецедентами, созданными в Страсбургском суде, уровень и качество правосудия в Российской Федерации возрастут” (Топорнин Н. Европейский суд на пороге XXI века // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 7).

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 3906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.016 с.)