Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Психологическое профессиоведение и профессиональная пригодность юридических профессий

Поиск

Планы практических занятий

Раздел 2. Психологическое профессиоведение и профессиональная пригодность юридических профессий

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

2. Какие основные структурные элементы включает правоохранительная деятельность?

3. Охарактеризуйте основное содержание коммуникативной сферы профессиональной деятельности юриста.

Практическое задание

Выбрать одну из юридических профессий и сделать по данной профессии прогностическую профессиограмму. Информацию представить в виде презентации.

Обратите внимание на то, что представляемые профессии не должны повторяться. Допускаются незначительное отхождение от темы и добавление своих пунктов.

Прогностическое профессиографирование

Прогностическоепрофессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

1. Общая характеристика профессии:

• история и перспективы развития профессии;

• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

• профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля:

• характеристика профессионального поля;

• факторы, определяющие профессиональное поле;

• прогноз развития профессионального поля.

3.Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

• уровень профессионального образования;

• профессиональная подготовка;

• повышение квалификации.

4.Профессиональная мобильность работника:

• широта профиля специалиста;

• уровень ключевых квалификаций;

• возможности смены специальности и профессии.

5.Оценка перспективности профессии:

• профессионально-психологический потенциал личности;

• профессиональная активность работника;

• профессиональное самосовершенствование и карьера.

Прогностическоепрофессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.

Список литературы

1. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства// OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS

2. Артемьев Н.А., Ганапольский В.П. Определение пригодности военнослужащих операторского профиля деятельности с учетом оценки функционального состояния зрительного анализатора // Военно-медицинский журнал. 2011. Т. 332. № 7. С. 42-47.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЕ, 2001. – 511с.

4. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал, 1981. № 2. С. 51-65.

5. Лайл М., Спенсер МЛ. Компетенции: модели максимальной эффективности работы. – М., 2005. – 384с.

6. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков. – Дисс. К.пс.н., М., 2009. – 253с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001, 360 с.

8. Федоренко Т.Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности. – Дисс. К.пс.н., Хабаровск, 2005. – 226с.

Дополнительные источники

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 

Практикум

Индивидуальное планирование карьеры - это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. В соответствие с этапами планирования карьеры разработай собственный индивидуальный план.

Этапы карьерного планирования:

  1. Сбор информации о себе (личностные ценности, интересы, способности, склонности);
  2. Сбор информации о карьерных возможностях (оценка желаний и возможностей достижения желаемых статусных перемещений внутри организации или связанных с переходом в другую фирму, или со сменой сферы деятельности);
  3. Установление личных карьерных целей;
  4. Разработка стратегий, планов и технологий поведения, направленных на достижение поставленных карьерных целей

Области жизненного плана

 

Семейная жизнь Работа Хозяйство
  Моральная готовность – психическое состояние     Я     Физическое состояние
Социальное состояние – человеческие отношения

Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:

Каковы цели моей жизни? Почему и насколько они для меня важны?
   
   
   
   

 

Вопросы, на которые необходимо ответить:

1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель?

2. Какие факторы способствуют достижению цели?

3. Какие факторы препятствуют достижению цели?

4. Что мне нужно задействовать для достижения моей цели (время, деньги, здоровье и т.п.)?

Формулирование частных целей

Частная цель Мероприятия для осуществления цели Затраченное время Контроль осуществления мероприятия
1. Улучшение здоровья      
2. Развитие мотивации      
3. Этическое развитие      

 

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.
  2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект, 2005 – 240с.
  3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профконсультирования: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.
  5. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, №5.
  7. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. – СПб, 2007.
  8. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация // Сост. Л.А.Головей и др. – Л., 1988.
  9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.

Практикум

1. В соответствие с правилами, которые представлены ниже проанализируйте 10 резюме юристов, выделите плюсы и минусы. Затем отберите одно резюме, наиболее Вам понравившееся, и доработайте его, а также составьте к нему сопроводительное письмо.

2. Составьте свое резюме и сопроводительное письмо к нему. В парах проанализируйте резюме и сопроводительные письма друг друга.

 

Резюме включает следующие разделы:

 

1. Персональные данные

2. Цель

3. Образование

4. Опыт работы

5. Дополнительная информация

 

1.Персональные данные:

· Фамилия, имя, отчество, дата рождения и число полных лет.

· Домашний адрес, адрес эл. почты, телефоны.

2. Цель:

· Точное название должности, которую Вы хотите получить (не указывайте несколько должностей сразу).

Образование

· ВУЗ, факультет

· Дополнительное обучение

· Если Вы совсем недавно закончили ВУЗ, и тема Вашего дипломного исследования напрямую связана с той вакансией, которая Вас интересует - укажите в резюме эту тему

· Можно указать чрезвычайно важный для желаемой позиции изученный Вами предмет

· Награды и достижения

4. Опыт работы:

· Следует подробно излагать только факты (избегать фраз наподобие «большой опыт работы», «умение работать в команде» и т.п.)

· Последовательно, начиная с последнего места работы, опишите в каких организациях, на каких должностях вы работали и какие обязанности выполняли. (Сделайте акценты на тех функциях и результатах, которые соответствуют цели, сформулированной в начале резюме.) Если этих мест слишком много, ограничьтесь наиболее значимыми из них.

· Отражайте в резюме Ваш реальный опыт работы, а не только то, что записано в трудовой книжке; описывайте ваши профессиональные достижения.

· Если Вам не хватает опыта работы по специальности, необходимо включить в резюме весь опыт работы (производственную практику на старших курсах,

летнюю работу, помощь преподавателям в ВУЗе, участие в организации конференций, работу в общественных или благотворительных организациях)

5. Дополнительные сведения:

Если этого требует специфика будущей работы, то укажите:

· Владение иностранным языком (не следует завышать уровень его знания): начальный уровень, хорошее знание, свободное владение.

· Водительское удостоверение, наличие автомобиля.

· Если вы владеете компьютером, то напишите название программ, с которыми вы работаете (будьте конкретны)

· Как можно подробнее излагайте факты производственной биографии и по минимуму – личной (это позволит показать, что Ваша жизнь в большей степени ориентирована на работу, нежели на досуг).

· В конце резюме достаточно перечислить 2-3 своих увлечения. Лучше указывать активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), чем бытовые (дача, рыбалка, охота).

· Также вы можете перечислить ваши личные качества, подходящие к должности (однако будьте готовы к тому, что работодатель при собеседовании может поинтересоваться, в каких ситуациях вы проявляли эти качества)

 

Основные требования к стилю написания резюме:

· краткость;

· конкретность;

· активность (не пишите «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Это позволяет думать, что Вы лишь оказывали разовые услуги);

· честность.

· Избегайте использовать местоимение «я».

Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок

· Не следует писать: занимался обучением; помогал уменьшить ошибки;

быстро усваиваю новые знания.

· Пишите:

обучил двух новых служащих; сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме $50 000; освоил новые процедуры в рекордно короткий срок - за две недели.

 

Не будьте многословны и избегайте пассивных форм

· Не следует писать:

отвечал за выполнение; находил применение следующим возможностям;

нес ответственность за.

· Пишите: выполнил; эффективно использовал; отвечал за.

 

Предпочитайте позитивную информацию негативной

· Не следует писать: улаживал жалобы на; препятствовал снижению доли продаж; перешел с должности.

· Пишите: помогал клиентам в; повысил потенциал продукта на рынке;

продвинулся на должность.

Концентрируйте внимание на Ваших достижениях

· Не следует писать: проработал там три года;

выполнял дополнительную работу.

· Пишите: получил повышение в должности и два повышения оплаты;

всегда выполнял работу в срок.

Список литературы

  1. Джеффри Дж. Фокс. Не торопитесь посылать резюме. Нетрадиционные советы тем, кто хочет найти работу своей мечты.- М.: Издательство: Альпина Паблишер, 2007. – 190 с.
  2. Лоренц М. Поиск работы. Как дойти до интервью. – М.: Омега-Л, 2011- 144с.
  3. Лукьянов А.Н. Как создать пробивное резюме. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 160с.
  4. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. – СПб, 2007.
  5. HR-Portal: Рекомендации по составлению резюме и прохождению собеседований// http://hr-portal.ru/blog/rekomendacii-po-sostavleniyu-rezyume-i-prohozhdeniyu-sobesedovaniy

 

 

Список литературы

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 

Список литературы

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Веснин В.Р. Психология управления человеческими ресурсами. Теория и практика. – М.: Проспект, 2015. – 688 с.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

5. Зуб А.Т. Психология управления. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. – 2015. – 384 с.

6. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

7. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

8. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

9. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

12. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники

  1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.
  2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.
  4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.
  5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

 

Дополнительные источники

1. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: учебное пособие. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

3. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

4. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к материально-техническому обеспечению

Оборудование лекционного кабинета: аудитория, оборудованная интерактивной доской, с доступом к сети Интернет

Оборудование для проведения практических занятий: аудитория, оборудованная интерактивной доской, с доступом к сети Интернет

Программные средства нет

Планы практических занятий

Раздел 2. Психологическое профессиоведение и профессиональная пригодность юридических профессий

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

2. Какие основные структурные элементы включает правоохранительная деятельность?

3. Охарактеризуйте основное содержание коммуникативной сферы профессиональной деятельности юриста.

Практическое задание

Выбрать одну из юридических профессий и сделать по данной профессии прогностическую профессиограмму. Информацию представить в виде презентации.

Обратите внимание на то, что представляемые профессии не должны повторяться. Допускаются незначительное отхождение от темы и добавление своих пунктов.

Прогностическое профессиографирование

Прогностическоепрофессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.

Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме:

1. Общая характеристика профессии:

• история и перспективы развития профессии;

• социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности;

• профессиональная среда.

2. Содержание и объем профессионального поля:

• характеристика профессионального поля;

• факторы, определяющие профессиональное поле;

• прогноз развития профессионального поля.

3.Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации:

• уровень профессионального образования;

• профессиональная подготовка;

• повышение квалификации.

4.Профессиональная мобильность работника:

• широта профиля специалиста;

• уровень ключевых квалификаций;

• возможности смены специальности и профессии.

5.Оценка перспективности профессии:

• профессионально-психологический потенциал личности;

• профессиональная активность работника;

• профессиональное самосовершенствование и карьера.

Прогностическоепрофессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты.

Список литературы

1. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства// OPEN UNIVERSITY OF THE NETHERLANDS

2. Артемьев Н.А., Ганапольский В.П. Определение пригодности военнослужащих операторского профиля деятельности с учетом оценки функционального состояния зрительного анализатора // Военно-медицинский журнал. 2011. Т. 332. № 7. С. 42-47.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЕ, 2001. – 511с.

4. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал, 1981. № 2. С. 51-65.

5. Лайл М., Спенсер МЛ. Компетенции: модели максимальной эффективности работы. – М., 2005. – 384с.

6. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков. – Дисс. К.пс.н., М., 2009. – 253с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001, 360 с.

8. Федоренко Т.Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности. – Дисс. К.пс.н., Хабаровск, 2005. – 226с.

Дополнительные источники

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.008 с.)