Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Введение в юридическую психологию↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНСТИТУТ ПРОГРАММА КУРСА «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело
• Учебная программа • Вопросы для подготовки к зачету
Москва 2008
Саблина Л.С.
Программа курса «Юридическая психология». - М.: МГЭИ, 2008.
Одобрено кафедрой общей и социальной психологии. Протокол заседания кафедры от 18 декабря 2007 г. № 4. Для студентов МГЭИ, обучающихся по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело.
№ 1532
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ За последние годы в нашей стране юридическая психология как наука получила значительное развитие, которое стимулировалось необходимостью научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Студенты должны уяснить, что юридическая психология - это не простое соединение правоведения и психологии. Юридическая психология - самостоятельная дисциплина, тесно связанная с юридической социологией, характерологией и даже социальной кибернетикой. Цели преподавания курса «Юридическая психология»: - вооружить студентов знаниями о закономерностях функционирования психики человека, в том числе в экстремальных условиях деятельности; - раскрыть роль человеческого фактора под углом зрения повышения эффективности и качества профессионального труда; способствовать формированию профессионально важных психолого-педагогических качеств и активизации творческого мышления обучаемых; - оказать помощь в выработке умений и навыков использования психолого-педагогических знаний в сфере правоприменительной деятельности. Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций, семинарских занятий под руководством преподавателя, а также самостоятельной работы студентов. Лекции предусматриваются по наиболее важным и сложным в теоретическом отношении темам и вопросам, а семинарские занятия - по тем из них, содержание которых в большей мере нуждается в творческом обсуждении и закреплении в виде умений и навыков. Итоговой формой контроля знаний является зачет. Программа по юридической психологии определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент. В результате изучения курса студенты должны: - знать закономерности психических явлений у лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, динамику психических процессов, состояний, особенности характера, мотивационной сферы личности, социально-психологические процессы, протекающие в различных социальных группах населения, особенности межличностных отношений людей; социально-психологические закономерности правоохранительной деятельности; уметь использовать психолого-педагогические знания на практике при выполнении своих функциональных обязанностей в целях повышения эффективности и качества своего труда; проводить психологический анализ негативных, противоправных явлений, внутри-групповых процессов и различных, в том числе криминогенных групп населения; пользоваться психолого-педагогическими приемами установления истины, нейтрализации противодействия заинтересованных лиц, стремящихся вводить в заблуждение правоохранительные органы; использовать возможности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000г.).
ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы, назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства. ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Тема 1. Предмет юридической психологии Понятие о юридической психологии. История развития и формирования юридической психологии. Ранняя история юридической психологии. История российской юридической психологии. Предмет, система и содержание юридической психологии в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Тема 2. Этапы развития юридической психологии Первый этап - решение вопроса о вменяемости обвиняемого психиатром совместно с психологом. Второй этап - необходимость составления психологических портретов обвиняемого и свидетелей, а также психологического изучения обстановки преступления и криминогенной обстановки вообще. Третий этап - разработка профессиограмм основных юридических специальностей для решения задач профессионального соответствия*. Целесообразность введения специальности юридического психолога. Роль юридического психолога в следственных бригадах и в местах принудительной социальной изоляции. Раздел II. ИНДИВИДУАЛЫЮ-ТШЮЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ Раздел III. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 6. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности Общие требования всех научных методов: диалектический подход; исследование психических закономерностей в сфере человеческих отношений, регулируемых нормами права; объективность исследования. Классификация методов юридической психологии по целям и способам исследования. По целям исследования: 1) методы научного исследования: исследование психологических закономерностей и разработка научно обоснованных рекомендаций для практических работников, занимающихся борьбой с преступностью или ее предупреждением; 2) методы психологического воздействия на личность, осуществляемые должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью; 3) методы судебно-психологической экспертизы. Их цель - наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. По способам исследования: 1) метод наблюдения; 2) лабораторный и естественный эксперименты; 3) анкетный метод; 4) метод беседы*. Тема 13. Психология допроса Основные психологические задачи допроса: диагностика истинности показаний; оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показаний. Основная задача следователя при подготовке к допросу: создание его информационной базы, собирание исходных данных. Исходные данные для допроса: сведения о личности допрашиваемого; моральный облик и поведение в быту; отношение к коллективу и коллектива к допрашиваемому; психофизиологические качества; поведение в ситуации стресса и фрустрации и т.д. План допроса, перечень вопросов (дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие). Разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемыми*. Выбор места допроса: по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого. Четыре стадии допроса свидетелей и потерпевшего: установление психологического контакта с допрашиваемым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих вопросов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи. Приемы изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания; убеждение, использование положительных свойств личности допрашиваемого, пресечение лжи, выжидание, доизучение легенды, внезапность, последовательность, использование «слабых мест» личности обвиняемого; инерция, отвлечение внимания, создание хорошей осведомленности следователя и т.д. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. - М.: Литер, 2004. - 466 с. Юридическая психология: учебник / Е.Е. Романов. -М.: Юристъ, 2006. - 645 с. Дополнительная: Конституция РФ. Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Агрессия: причины, последствия и контроль: учебник / Л. Берковиц. - СПб., 2002. Как защитить себя от стресса: учебник / Б.С. Дехтяр. - М.: Гранд, 2004. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблема, практика, перспективы: учебник / Н.Н. Китаев, В.Н. Китаев. - Иркутск, 2002. Криминальная агрессия (экспертная психология и судебно-психологическая оценка): учебник / И.А. Кудрявцев, Н.А. Рашитова. - М., 2002. Этика судьи: пособие для судей / Н.В. Радушная. -М.,2003. Участие психолога в гражданском процессе // Юридическая психология: сб.научных трудов / О.Д. Ситниковская. - Вып.2. - М., 2002. Аффект. Юридическая психология: хрестоматия / В.Ф. Чиж.-М., 2002. Компенсация морального вреда: анализ и Комментарий законодательства и судебной практики: учебник / A.M. Эрделевский. - М., 2002.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней. 2. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки. 3. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке. 4. Методы изучения личности участников судопроизводства. 5. Ощущения: понятие, виды, закономерности; роль в познавательной деятельности человека. 6. Восприятие: понятие, виды, закономерности; роль в деятельности участников правоотношений. 7. Память: понятие, виды и закономерности памяти. 8. Мышление: виды и роль в познавательной деятельности юриста. 9. Внимание: понятие, виды; роль внимания в деятельности юриста. 10. Стресс: диагностические признаки, влияние стресса на поведение и деятельность человека. 11. Посттравматические стрессовые состояния, причины возникновения, их влияние на психику человека. 12. Фрустрация: определение, признаки, причины возникновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях. 13. Аффект: определение, психодиагностические признаки; уголовно-правовое значение аффекта. 14. Страдание: определение, психодиагностические признаки, его правовая оценка. 15. Способы нейтрализации отрицательного воздействия экстремальных состояний психики юристом в своей практической деятельности. 16. Понятие, свойства темперамента, его основные типы, проявления свойств темперамента в поведении человека. 17. Характер: определение, основные свойства характера, их влияние на поведение человека. 18. Акцентуированные свойства характера, их разновидности: криминологическое значение. 19. Направленность личности, ее значение. 20. Воля, психолого-правовая оценка процесса волеизъявления. 21. Понятие и содержание мотива деятельности; формирование мотивов и противоправных действий. 22. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, основания и поводы ее назначения. 23. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом. 24. Категории дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза. 25. Личность преступника: понятие, структура и содержание. 26. Психолого-правовая классификация личности преступников, их характеристика. 27. Понятие групп в социальной психологии, виды групп, их структура и характеристика. 28. Виды преступных групп, их отличительные признаки; особенности межличностных отношений ее участников. 29. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности (профессиограмма) юриста. 30. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста. 31. Содержание, принципы проведения профессионального психологического подбора в правоохранительные органы. 32. Общие психологические закономерности профессионального общения юриста. 33. Речь в профессиональном общении юриста, речевой этикет и его роль в установлении психологического контакта. 34. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками судопроизводства. 35. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения. 36. Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации. 37. Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве. 38. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновидности, мотивы лжесвидетельства. 39. Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса. 40. Психологические особенности допроса в ходе предварительного следствия на очной ставке. 41. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей. 42. Психологические особенности допроса в ходе судебного разбирательства. 43. Психология осмотра места происшествия. 44. Психология следственного (судебного) эксперимента. 45. Психология проведения обыска. 46. Психологические особенности предъявления для опознания. 47. Психологическая характеристика и требования, предъявляемые к личности юриста-руководителя. 48. Психологические особенности принятия организационно-управленческих решений в правоохранительной деятельности. 49. Психологические проблемы вменяемости и невменяемости. 50. История развития и становления юридической психологии. ИНСТИТУТ ПРОГРАММА КУРСА «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело
• Учебная программа • Вопросы для подготовки к зачету
Москва 2008
Саблина Л.С.
Программа курса «Юридическая психология». - М.: МГЭИ, 2008.
Одобрено кафедрой общей и социальной психологии. Протокол заседания кафедры от 18 декабря 2007 г. № 4. Для студентов МГЭИ, обучающихся по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело.
№ 1532
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ За последние годы в нашей стране юридическая психология как наука получила значительное развитие, которое стимулировалось необходимостью научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Студенты должны уяснить, что юридическая психология - это не простое соединение правоведения и психологии. Юридическая психология - самостоятельная дисциплина, тесно связанная с юридической социологией, характерологией и даже социальной кибернетикой. Цели преподавания курса «Юридическая психология»: - вооружить студентов знаниями о закономерностях функционирования психики человека, в том числе в экстремальных условиях деятельности; - раскрыть роль человеческого фактора под углом зрения повышения эффективности и качества профессионального труда; способствовать формированию профессионально важных психолого-педагогических качеств и активизации творческого мышления обучаемых; - оказать помощь в выработке умений и навыков использования психолого-педагогических знаний в сфере правоприменительной деятельности. Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций, семинарских занятий под руководством преподавателя, а также самостоятельной работы студентов. Лекции предусматриваются по наиболее важным и сложным в теоретическом отношении темам и вопросам, а семинарские занятия - по тем из них, содержание которых в большей мере нуждается в творческом обсуждении и закреплении в виде умений и навыков. Итоговой формой контроля знаний является зачет. Программа по юридической психологии определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент. В результате изучения курса студенты должны: - знать закономерности психических явлений у лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, динамику психических процессов, состояний, особенности характера, мотивационной сферы личности, социально-психологические процессы, протекающие в различных социальных группах населения, особенности межличностных отношений людей; социально-психологические закономерности правоохранительной деятельности; уметь использовать психолого-педагогические знания на практике при выполнении своих функциональных обязанностей в целях повышения эффективности и качества своего труда; проводить психологический анализ негативных, противоправных явлений, внутри-групповых процессов и различных, в том числе криминогенных групп населения; пользоваться психолого-педагогическими приемами установления истины, нейтрализации противодействия заинтересованных лиц, стремящихся вводить в заблуждение правоохранительные органы; использовать возможности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000г.).
ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы, назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства. ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.011 с.) |