Раздел I. Введение в юридическую психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Введение в юридическую психологию



ИНСТИТУТ

ПРОГРАММА КУРСА

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

по специальностям 030501.65 Юриспруденция,

030301.65 Психология,

080115.65 Таможенное дело

 

 

• Учебная программа

• Вопросы для подготовки к зачету

 

 

Москва 2008

 

Саблина Л.С.

 

Программа курса «Юридическая психология». - М.: МГЭИ, 2008.

 

 

Одобрено кафедрой общей и социальной психологии. Протокол заседания кафедры от 18 декабря 2007 г. № 4. Для студентов МГЭИ, обучающихся по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело.

 

№ 1532

 

 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2008

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы в нашей стране юридическая пси­хология как наука получила значительное развитие, ко­торое стимулировалось необходимостью научной разра­ботки психологических аспектов правового регулирова­ния, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должност­ных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности.

Студенты должны уяснить, что юридическая психо­логия - это не простое соединение правоведения и пси­хологии. Юридическая психология - самостоятельная дисциплина, тесно связанная с юридической социологи­ей, характерологией и даже социальной кибернетикой.

Цели преподавания курса «Юридическая психоло­гия»:

- вооружить студентов знаниями о закономерностях функционирования психики человека, в том числе в экстремальных условиях деятельности;

- раскрыть роль человеческого фактора под углом зрения повышения эффективности и качества профес­сионального труда;

способствовать формированию профессионально важных психолого-педагогических качеств и активиза­ции творческого мышления обучаемых;

- оказать помощь в выработке умений и навыков ис­пользования психолого-педагогических знаний в сфере правоприменительной деятельности.

Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций, семинарских занятий под руководством препо­давателя, а также самостоятельной работы студентов.

Лекции предусматриваются по наиболее важным и сложным в теоретическом отношении темам и вопросам, а семинарские занятия - по тем из них, содержание ко­торых в большей мере нуждается в творческом обсужде­нии и закреплении в виде умений и навыков.

Итоговой формой контроля знаний является зачет.

Программа по юридической психологии определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент.

В результате изучения курса студенты должны: - знать закономерности психических явлений у лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, динамику психических процессов, состояний, особенно­сти характера, мотивационной сферы личности, соци­ально-психологические процессы, протекающие в раз­личных социальных группах населения, особенности межличностных отношений людей; социально-психологические закономерности правоохранительной деятельности;

уметь использовать психолого-педагогические знания на практике при выполнении своих функцио­нальных обязанностей в целях повышения эффективно­сти и качества своего труда; проводить психологический анализ негативных, противоправных явлений, внутри-групповых процессов и различных, в том числе крими­ногенных групп населения; пользоваться психолого-педагогическими приемами установления истины, ней­трализации противодействия заинтересованных лиц, стремящихся вводить в заблуждение правоохранитель­ные органы; использовать возможности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000г.).

 

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Предмет, система и содержание юридической психо­логии; юридическая психология в системе научных от­раслей знания. Понятие личности в психологии и право­вой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощуще­ние, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы, назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Пси­хология преступного поведения (психология преступле­ния). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика про­фессиональной деятельности юриста. Психология лично­сти юриста. Познавательная подструктура профессио­нальной деятельности юриста. Общение в профессио­нальной деятельности юриста (коммуникативная под­структура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной дея­тельности юриста. Психологические особенности судо­производства.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет юридической психологии

Понятие о юридической психологии. История разви­тия и формирования юридической психологии. Ранняя история юридической психологии. История российской юридической психологии.

Предмет, система и содержание юридической пси­хологии в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений. Юридическая психо­логия в системе научных отраслей знания.

Тема 2. Этапы развития юридической психологии

Первый этап - решение вопроса о вменяемости обви­няемого психиатром совместно с психологом.

Второй этап - необходимость составления психоло­гических портретов обвиняемого и свидетелей, а также психологического изучения обстановки преступления и криминогенной обстановки вообще.

Третий этап - разработка профессиограмм основных юридических специальностей для решения задач про­фессионального соответствия*. Целесообразность введе­ния специальности юридического психолога. Роль юри­дического психолога в следственных бригадах и в местах принудительной социальной изоляции.

Раздел II. ИНДИВИДУАЛЫЮ-ТШЮЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ

Раздел III. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 6. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности

Общие требования всех научных методов: диалекти­ческий подход; исследование психических закономерно­стей в сфере человеческих отношений, регулируемых нормами права; объективность исследования.

Классификация методов юридической психологии по целям и способам исследования.

По целям исследования:

1) методы научного исследования: исследование психологических закономерностей и разработка научно обоснованных рекомендаций для практиче­ских работников, занимающихся борьбой с пре­ступностью или ее предупреждением;

2) методы психологического воздействия на личность, осуществляемые должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью;

3) методы судебно-психологической экспертизы. Их цель - наиболее полное и объективное исследова­ние, проводимое экспертом-психологом по поста­новлению следственных или судебных органов.

По способам исследования: 1) метод наблюдения; 2) лабораторный и естественный эксперименты; 3) анкет­ный метод; 4) метод беседы*.

Тема 13. Психология допроса

Основные психологические задачи допроса: диагно­стика истинности показаний; оказание правомерного психического воздействия с целью получения достовер­ных показаний и изобличения ложных показаний.

Основная задача следователя при подготовке к до­просу: создание его информационной базы, собирание исходных данных. Исходные данные для допроса: сведе­ния о личности допрашиваемого; моральный облик и поведение в быту; отношение к коллективу и коллекти­ва к допрашиваемому; психофизиологические качества; поведение в ситуации стресса и фрустрации и т.д.

План допроса, перечень вопросов (дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличаю­щие).

Разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемыми*. Выбор места допроса: по месту производства расследования или по месту нахож­дения допрашиваемого.

Четыре стадии допроса свидетелей и потерпевшего: установление психологического контакта с допрашивае­мым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих вопросов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи. Приемы изобличения подозре­ваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания; убеждение, использование положительных свойств лич­ности допрашиваемого, пресечение лжи, выжидание, доизучение легенды, внезапность, последовательность, использование «слабых мест» личности обвиняемого; инерция, отвлечение внимания, создание хорошей осве­домленности следователя и т.д.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. - М.: Литер, 2004. - 466 с.

Юридическая психология: учебник / Е.Е. Романов. -М.: Юристъ, 2006. - 645 с.

Дополнительная:

Конституция РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Агрессия: причины, последствия и контроль: учеб­ник / Л. Берковиц. - СПб., 2002.

Как защитить себя от стресса: учебник / Б.С. Дехтяр. - М.: Гранд, 2004.

Экспертные психологические исследования в уго­ловном процессе: проблема, практика, перспективы: учебник / Н.Н. Китаев, В.Н. Китаев. - Иркутск, 2002.

Криминальная агрессия (экспертная психология и судебно-психологическая оценка): учебник / И.А. Куд­рявцев, Н.А. Рашитова. - М., 2002.

Этика судьи: пособие для судей / Н.В. Радушная. -М.,2003.

Участие психолога в гражданском процессе // Юри­дическая психология: сб.научных трудов / О.Д. Ситниковская. - Вып.2. - М., 2002.

Аффект. Юридическая психология: хрестоматия / В.Ф. Чиж.-М., 2002.

Компенсация морального вреда: анализ и Коммен­тарий законодательства и судебной практики: учебник / A.M. Эрделевский. - М., 2002.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Содержание предмета юридической психологии, задачи, стоящие перед ней.

2. Междисциплинарные связи юридической психоло­гии с различными отраслями психологической и правовой науки.

3. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке.

4. Методы изучения личности участников судопроиз­водства.

5. Ощущения: понятие, виды, закономерности; роль в познавательной деятельности человека.

6. Восприятие: понятие, виды, закономерности; роль в деятельности участников правоотношений.

7. Память: понятие, виды и закономерности памяти.

8. Мышление: виды и роль в познавательной дея­тельности юриста.

9. Внимание: понятие, виды; роль внимания в дея­тельности юриста.

10. Стресс: диагностические признаки, влияние стресса на поведение и деятельность человека.

11. Посттравматические стрессовые состояния, причи­ны возникновения, их влияние на психику челове­ка.

12. Фрустрация: определение, признаки, причины воз­никновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях.

13. Аффект: определение, психодиагностические при­знаки; уголовно-правовое значение аффекта.

14. Страдание: определение, психодиагностические признаки, его правовая оценка.

15. Способы нейтрализации отрицательного воздейст­вия экстремальных состояний психики юристом в своей практической деятельности.

16. Понятие, свойства темперамента, его основные типы, про­явления свойств темперамента в поведении человека.

17. Характер: определение, основные свойства харак­тера, их влияние на поведение человека.

18. Акцентуированные свойства характера, их разно­видности: криминологическое значение.

19. Направленность личности, ее значение.

20. Воля, психолого-правовая оценка процесса воле­изъявления.

21. Понятие и содержание мотива деятельности; фор­мирование мотивов и противоправных действий.

22. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, ос­нования и поводы ее назначения.

23. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.

24. Категории дел, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза.

25. Личность преступника: понятие, структура и со­держание.

26. Психолого-правовая классификация личности пре­ступников, их характеристика.

27. Понятие групп в социальной психологии, виды групп, их структура и характеристика.

28. Виды преступных групп, их отличительные при­знаки; особенности межличностных отношений ее участников.

29. Социально-психологическая характеристика про­фессиональной деятельности (профессиограмма) юриста.

30. Профессионально значимые психологические каче­ства (психограмма) личности юриста.

31. Содержание, принципы проведения профессио­нального психологического подбора в правоохрани­тельные органы.

32. Общие психологические закономерности профес­сионального общения юриста.

33. Речь в профессиональном общении юриста, речевой этикет и его роль в установлении психологического контакта.

34. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участни­ками судопроизводства.

35. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из обще­ния.

36. Психологические приемы и методы допроса в бес­конфликтной ситуации.

37. Психологические особенности допроса потерпевших в уголовном судопроизводстве.

38. Психология лжесвидетельства: ложь, ее разновид­ности, мотивы лжесвидетельства.

39. Психологические приемы и методы выявления и разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуа­ции допроса.

40. Психологические особенности допроса в ходе пред­варительного следствия на очной ставке.

41. Психологические особенности допроса несовершен­нолетних свидетелей.

42. Психологические особенности допроса в ходе су­дебного разбирательства.

43. Психология осмотра места происшествия.

44. Психология следственного (судебного) эксперимен­та.

45. Психология проведения обыска.

46. Психологические особенности предъявления для опознания.

47. Психологическая характеристика и требования, предъявляемые к личности юриста-руководителя.

48. Психологические особенности принятия организа­ционно-управленческих решений в правоохрани­тельной деятельности.

49. Психологические проблемы вменяемости и невме­няемости.

50. История развития и становления юридической психологии.

ИНСТИТУТ

ПРОГРАММА КУРСА

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

по специальностям 030501.65 Юриспруденция,

030301.65 Психология,

080115.65 Таможенное дело

 

 

• Учебная программа

• Вопросы для подготовки к зачету

 

 

Москва 2008

 

Саблина Л.С.

 

Программа курса «Юридическая психология». - М.: МГЭИ, 2008.

 

 

Одобрено кафедрой общей и социальной психологии. Протокол заседания кафедры от 18 декабря 2007 г. № 4. Для студентов МГЭИ, обучающихся по специальностям 030501.65 Юриспруденция, 030301.65 Психология, 080115.65 Таможенное дело.

 

№ 1532

 

 

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2008

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы в нашей стране юридическая пси­хология как наука получила значительное развитие, ко­торое стимулировалось необходимостью научной разра­ботки психологических аспектов правового регулирова­ния, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должност­ных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности.

Студенты должны уяснить, что юридическая психо­логия - это не простое соединение правоведения и пси­хологии. Юридическая психология - самостоятельная дисциплина, тесно связанная с юридической социологи­ей, характерологией и даже социальной кибернетикой.

Цели преподавания курса «Юридическая психоло­гия»:

- вооружить студентов знаниями о закономерностях функционирования психики человека, в том числе в экстремальных условиях деятельности;

- раскрыть роль человеческого фактора под углом зрения повышения эффективности и качества профес­сионального труда;

способствовать формированию профессионально важных психолого-педагогических качеств и активиза­ции творческого мышления обучаемых;

- оказать помощь в выработке умений и навыков ис­пользования психолого-педагогических знаний в сфере правоприменительной деятельности.

Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций, семинарских занятий под руководством препо­давателя, а также самостоятельной работы студентов.

Лекции предусматриваются по наиболее важным и сложным в теоретическом отношении темам и вопросам, а семинарские занятия - по тем из них, содержание ко­торых в большей мере нуждается в творческом обсужде­нии и закреплении в виде умений и навыков.

Итоговой формой контроля знаний является зачет.

Программа по юридической психологии определяет минимум содержания учебной дисциплины, которым должен овладеть студент.

В результате изучения курса студенты должны: - знать закономерности психических явлений у лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, динамику психических процессов, состояний, особенно­сти характера, мотивационной сферы личности, соци­ально-психологические процессы, протекающие в раз­личных социальных группах населения, особенности межличностных отношений людей; социально-психологические закономерности правоохранительной деятельности;

уметь использовать психолого-педагогические знания на практике при выполнении своих функцио­нальных обязанностей в целях повышения эффективно­сти и качества своего труда; проводить психологический анализ негативных, противоправных явлений, внутри-групповых процессов и различных, в том числе крими­ногенных групп населения; пользоваться психолого-педагогическими приемами установления истины, ней­трализации противодействия заинтересованных лиц, стремящихся вводить в заблуждение правоохранитель­ные органы; использовать возможности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000г.).

 

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Предмет, система и содержание юридической психо­логии; юридическая психология в системе научных от­раслей знания. Понятие личности в психологии и право­вой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощуще­ние, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания, поводы, назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Пси­хология преступного поведения (психология преступле­ния). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика про­фессиональной деятельности юриста. Психология лично­сти юриста. Познавательная подструктура профессио­нальной деятельности юриста. Общение в профессио­нальной деятельности юриста (коммуникативная под­структура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной дея­тельности юриста. Психологические особенности судо­производства.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.06 с.)