Тема 7. Психология преступного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психология преступного поведения



Психология преступления. Психология личности преступника.

По принципу антиобщественной направленности: не­гативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности, ее важнейшим благам (жизни, здоровью, чес­ти, телесной неприкосновенности и т.д.); корыстно-частнособственнические тенденции; индивидуалистиче­ски-пренебрежительное отношение к различным соци­альным институтам; легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям.

По глубине и стойкости антисоциальной направлен­ности: «случайный»; «криминогенный».

По степени общественной опасности личности и ее криминогенной активности: «особо опасные»; «десоциализированные опасные»; «неустойчивые»; «ситуатив­ные».

Мотивы как внутренняя причина поведения челове­ка, преступного поведения*. Формирование мотивов под влиянием влечений, эмоций, установок. Полимотивность поведения человека. Мотивы: основные, ведущие, до­полнительные, вспомогательные.

Психологические типы преступников по мотивационным критериям: «утверждающийся» тип («самоут­верждающийся»); «дезадаптивный» («асоциальный») тип; «алкогольный» тип; «игровой» тип; «семейный» тип.

Психологические рекомендации по предупреждению индивидуальной и групповой преступной деятельности.

Тема 8. Психология личности преступника

Понятие о психологических особенностях личности. Эмпирическое изучение личности преступников и срав­нение с законопослушными гражданами. Наличие неко­торых отличительных черт в структуре личности: в уровне развития правосознания, в отношении к различ­ным правовым институтам общества; на статистическом уровне; существенные психологические особенности.

Психологический портрет преступника, характер­ные личностные черты.

Психологические черты, присущие различным кате­гориям преступников. Расхитители: уровень адаптации, ориентации в социальных нормах, степень общительно­сти, уровень психической напряженности. Корыстно-насильственные преступники: интеллектуальный уро­вень и волевой контроль, степень усвоения нравственно-правовых норм, возможность адекватной оценки ситуа­ции. Воры: уровень социальной адаптации, ригидности, стойкости аффекта, степень агрессивности и контроль поведения. Убийца: степень импульсивности, тревожно­сти, эмоциональной возбудимости, возможность уста­новления контактов, усвоение нравственно-правовых норм. Женщины-преступницы: наличие расстройств и психических аномалий, демонстративность, агрессивные преступные проявления как функция самоутверждения.

Отличия женского и мужского преступного поведе­ния*.

Психологические особенности личности неосторож­ного преступника.

Тема 9. Психология преступной группы

Типология традиционных преступных групп: про­стая организованная группа; сложная организованная группа; организованная преступная группировка; бан­дитское формирование; преступная организация (сообщество); мафия, кооперация профессиональных преступных лидеров («воров в законе»).

Основные законы сообщества рецидивистов.

Структура организационных преступных формирова­ний, степень их организованности, численность, распре­деление ролей между их членами, тип управления.

Личностные качества лидеров организованного пре­ступного общества: наличие опыта преступной деятель­ности, сильные волевые качества, большая физическая сила, предприимчивость, коммуникабельность и т.д. Ти­пы лидеров преступных формирований: вдохновители, инициаторы, лидеры-организаторы.

Механизмы сплочения преступных групп*. Пре­ступные традиции и обычаи, жаргон и татуировки. Конфликты в организованных преступных группах.

Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Задачи судебно-психологической экспертизы*. Компетенция судебно-психологической экспертизы. Осуществление комплекс­ных экспертиз в отношении несовершеннолетних.

Права и обязанности эксперта-психолога. Оформле­ние результатов судебно-психологической экспертизы.

Методы судебно-психологической экспертизы: изу­чение материалов дела; беседа с подэкспертным; биогра­фический метод; эксперимент; методики исследования памяти; методики исследования воображения; методики исследования восприятия и внимания.

Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Тема 11. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста (профессиограмма)

Психология личности юриста. Профессионально значимые качества юриста: развитое правосознание; вы­сокий уровень социализации личности; установочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм; социальная ответственность; честность; гражданское мужество; совестливость; принципиальность; обязатель­ность; добросовестность; дисциплинированность; анали­тический склад ума; прогностические способности; уме­ние выделять главное; интуиция; способность к абстрак­ции. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура): способность уста­навливать и поддерживать эмоциональные контакты; свободное владение вербальными и невербальными сред­ствами общения; способность к выработке компромис­сов; адекватная самооценка; развитый самоконтроль над эмоциями.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длитель­ного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов.

Проблема профессионального психологического от­бора на службу в правоохранительные органы*. Профес­сиональная деформация личности юриста и пути ее пре­дупреждения.

Методы изучения труда юристов: анкетирование, интервью, эксперимент, психологический анализ, ана­лиз юридической деятельности, анализ статистического материала, анализ прессы по вопросам юридической деятельности, анализ научной литературы, трудовой ме­тод.

Разработка юридической профессиограммы.

Изучение сторон профессиограммы: социальной, поисковой, реконструктивной, коммуникативной, орга­низационной, удостоверительной.

Тема 12. Психология следователя

Психологическая характеристика деятельности сле­дователя: государственный и политический характер следственной деятельности; ее правовая регламентация; наличие властных полномочий; сохранение служебной тайны; своеобразие общественно-психологической атмо­сферы расследования; сочетание коллегиальных и индивидуальных начал, дефицит времени, воспитательное воздействие, повышенная ответственность за принимае­мые решения; процессуальная самостоятельность следо­вателя.

Нормы закона и профессиональная мораль*. Пре­стиж следственной деятельности. Морально-политические качества следователя. Интеллектуальные (познавательные) качества следователя. Характерологи­ческие качества следователя. Психофизиологические ка­чества следователя. Профессиональная деформация лич­ности следователя и основные пути ее предупреждения.

Тема 13. Психология допроса

Основные психологические задачи допроса: диагно­стика истинности показаний; оказание правомерного психического воздействия с целью получения достовер­ных показаний и изобличения ложных показаний.

Основная задача следователя при подготовке к до­просу: создание его информационной базы, собирание исходных данных. Исходные данные для допроса: сведе­ния о личности допрашиваемого; моральный облик и поведение в быту; отношение к коллективу и коллекти­ва к допрашиваемому; психофизиологические качества; поведение в ситуации стресса и фрустрации и т.д.

План допроса, перечень вопросов (дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличаю­щие).

Разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемыми*. Выбор места допроса: по месту производства расследования или по месту нахож­дения допрашиваемого.

Четыре стадии допроса свидетелей и потерпевшего: установление психологического контакта с допрашивае­мым; свободный рассказ допрашиваемого; постановка уточняющих вопросов; ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи. Приемы изобличения подозре­ваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания; убеждение, использование положительных свойств лич­ности допрашиваемого, пресечение лжи, выжидание, доизучение легенды, внезапность, последовательность, использование «слабых мест» личности обвиняемого; инерция, отвлечение внимания, создание хорошей осве­домленности следователя и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.011 с.)