Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование

Поиск

Для выявления качества психического склада личности, уровня психологической атмосферы рассмотрения юридического дела необходима психологическая диагностика.

Психологическая диагностика (психодиагностика) - отрасль психологии, которая разрабатывает методы выявления психических процессов, психических свойств и психических состояний личности и коллектива.

Назначение психологической диагностики - установить уровень соотношения психических элементов личности или группы с целью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений, навыков и др. Для этого разрабатываются системы диагностических методик.

Можно выделить такие виды психодиагностических методик:

психофизиологические методики - позволяют диагностировать динамику протекания нервных процессов у отдельных людей (силу, т.е. работоспособность нервных клеток при возбуждении и торможении; уравновешенность, т.е. соотношение между силой процессов возбуждения и торможения, степень их сбалансированности; подвижность, т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения) и определить темп деятельности, длительность сохранения активной работоспособности, быстроту и эффективность приспособления к обстановке и т.п.;

личные опросы - письменные (анкеты) и устные (интервью): способны выявить установки, наклонности и другие психические свойства личности, уровень психологической совместимости коллектива. Напр., получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций осужденного, системы его отношений к различным значимым явлениям, их жизненного пути, выявление возможных положительных качеств, на которые можно опереться при перевоспитании осужденного (метод личного опроса, проводимый работником исправительно-трудового учреждения).

Методы опроса могут быть почтовыми, прессовыми, телефонными, однако ими не следует злоупотреблять.

Распространены три вида интервью:

-фиксированное (регламентировано детальной разработкой вопросника по инструкции процесса интервьюирования),

-фокусированное (применяется в случае, когда опрашиваемого заранее знакомят с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировано внимание),

-свободное (отличается минимальными стандартами поведения интервьюера, использованием психологических и других особенностей респондентов для эффективного сбора информации);

тесты - это заранее продуманные испытания, при проведении которых используется точная техника оценки результатов. По результатам можно составить представление об интеллекте человека, его характере, совместимости с окружающими. Результаты используются также для самооценки личностных характеристик. Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, имеющих количественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать роль тестов, ибо они могут создать некоторую систему ориентиров личности, но не решить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей.

Классификацию тестов можно провести по различным критериям.

В зависимости от их цели выделяют такие виды тестов:

-проектные - совокупность методик всестороннего изучения личности;

-простые - методика изучения одной из сторон личности: интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности для выяснения пригодности лица к различным юридическим профессиям, и др.

Различают тесты:

-прямые, типа экзаменационного билета (перед респондентом в открытой форме ставится вопрос о каком-либо правовом явлении);

-ситуационные (у респондента пытаются выяснить его оценку казуса, ситуации на основе мнения или отношения к нему того человека, который проверяется).

В плане экспериментирования используются аффективные тесты. Аффективные тесты предназначены для выяснения личностных установок: они как бы провоцируют человека на то, чтобы он раскрыл их (напр., тест, изучающий правосознание, содержит практический случай, допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просят сделать выбор между возможными решениями). От собственно теста их отличает то, что они более естественны. С тестами их сближает то, что они ставят перед респондентом не прямой, а обходной вопрос (из-за опасения, что прямой вопрос вызовет защитную реакцию).

Тестирование - это процесс, состоящий из трех стадий:

1. выбор и отработка текста;

2. осуществление тестирования;

3. анализ результатов, обобщение выводов.

Выбор и отработка теста, а также анализ результатов, обобщение выводов должны производиться только специалистом. Осуществление тестирования - чисто техническая стадия, не требующая высокой квалификации исполнителя.

Следует учесть, что на результаты тестирования оказывают влияние четыре компонента:

-нерепрезентативные выборки респондентов;

-последовательность вопросов;

-право выбора ответов;

-формулировка вопросов.

Выборка - это группа людей (респондентов), отобранных для опроса, в которой каждый человек имеет равные возможности участия. Нерепрезентативные выборки - это группа людей, отобранных для опроса без учета представительства интересов всего населения либо того социального (национального, религиозного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемой проблеме значителен. Нерепрезентативные выборки - искажающие выборки: они способны погубить самый великолепно составленный тест. Выборка респондентов должна быть репрезентативной (фр. representant - представитель).

Последовательность вопросов влияет на качество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие ту же проблему или рассматривающие ее с разных аспектов, то ответ может точно выразить мнение респондента (и быть положительным), а в противном случае - исказить его позицию (и быть отрицательным).

Право выбора ответа заложена в форме вопросов. Форма вопросов может стимулировать ответ, если в вопросах заложена возможность выбора ответов. Поэтому очень важным является отработка вопросов с предоставлением права выбора ответов.

Формулировка вопроса должна быть точной. Малейшие изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результат тестирования (глагол "запретить что-либо" может иметь то же значение, что и "не разрешать", однако лучше употребить "не разрешать", чтобы получить положительный ответ). Молодой монах однажды возмутился, когда его спросили, смог бы он курить во время молитвы. Спросите по-другому, посоветовал друг: "Можете ли вы молиться, когда курите?".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.007 с.)