Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика структурных элементов склада психики личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными структурными элементами склада психики личности являются интеллект (разум), чувства (эмоции), воля. Интеллект (разум) - система умственных способностей индивида, его возможности в познании и решении жизненных проблем. Интеллект и личность - взаимозависимы. От уровня притязаний личности, ее установок, потребностей, идеалов, влияющих на мотивацию умственной деятельности, зависит активность интеллекта. Свойства личности, структура ее мотивов, в свою очередь, определяются степенью объективности ее отношений к действительности, опыта познания этой действительности и общего развития интеллекта. Непременными спутниками интеллекта (разума), показателями его развитости, являются мышление и память. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление - это активное проявление ума (индивидуальные качества ума: любознательность, пытливость, глубина, гибкость, критичность, быстрота, широта и др.), которое выражается в процессе познавательной деятельности человека. Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.п. Составными частями процесса мышления являются анализ и синтез. Анализ помогает юристу-профессионалу в ходе решения юридического дела выделить самое существенное, самое необходимое. Правильный анализ любого целого является анализом частей, элементов, свойств, а также их связей, отношений, т.е. признаков, которые их объединяют. Новое соотнесение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез. Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. (См. § Юридическое мышление). Память - психическое отражение результатов взаимодействия человека с действительностью и использование результатов этого взаимодействия в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивида; это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения знаний, умений и навыков. Память можно назвать "банком информации" или "живым компьютером". В зависимости от целенаправленности процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) делятся на две формы: непроизвольную (непреднамеренную); произвольную (преднамеренную). Так, для следователя основную роль в работе играет произвольная смысловая память и такие ее качества, как большой объем и высокая точность. Виды памяти: образная (зрительная, слуховая, двигательная и др.); логическая; эмоциональная. Для юриста-профессионала они все важны. Системы памяти: 1.иконическая - сохранение наглядных образов в виде четкого отпечатка чувственных воздействий действительности на очень краткий промежуток времени; 2.кратковременная - запечатление объектов, попавших в поле зрения, при однократном восприятии ситуаций; 3.оперативная - избирательное сохранение той информации, которая необходима только для достижения цели данной деятельности; 4.долговременная - запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Юрист-практик при ведении юридического дела должен использовать все системы памяти. Так, знание закономерностей функционирования кратковременной и долговременной памяти облегчает следователю сделать правильный выбор тактических воздействий на человека с целью адекватного воспроизведения им забытого. Следует учесть, что память имеет избирательный характер: процесс запоминания и сохранения той или иной информации сопровождается ее "сортировкой". Так, свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запомнить в одних случаях приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что для них в данном случае более важно. Следователю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них. Чувства и эмоции - не одно и то же, хотя они тесно взаимосвязаны, поскольку являются своеобразной сферой человеческой психики и всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Эмоции - психический процесс импульсивной реакции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Иначе - это общая реакция организма на жизненно важные воздействия. Чувства - психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений. Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности, психической формой отражения социальных потребностей. В зависимости от сферы регулируемых социальных функций человека различают чувства: -практические - возникают в практической деятельности; -моральные - связаны с оценкой поведения в зависимости от его соответствия (несоответствия) социальным нормам; -эстетические - связаны с отношением к прекрасному в окружающей социальной и природной среде; -интеллектуальные - связаны с реализацией познавательной потребности. Различают эмоции и чувства: по интенсивности - сильные и слабые; по продолжительности - кратковременные и устойчивые. Эмоции и чувства есть положительные и отрицательные. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств юрист-профессионал, напр., следователь, может прийти к результатам лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел. По регулирующей функции эмоции делятся на: -эмоциональный тон ощущения (наше отношение к качеству ощущения - приятные, неприятные, нейтральные); -эмоциональный отклик (оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде); -настроение; -конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Настроение - ситуативно обусловленное преобладание определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями: успехом или неудачей в работе, самочувствием, уровнем культуры во взаимоотношениях между людьми, обстановкой - комфортной или дискомфортной и др. Настроения имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость. Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - эмоциональное состояние, возникшее в результате сверхсильных травмирующих воздействий (напр., неожиданное нападение вооруженного преступника) и состоящее во всеобщей мобилизации сил на поиск выхода из создавшегося положения. Стрессовое состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации. Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные возможности индивида к приспособлению. Этим стресс отличается от аффекта. Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичным расстройством памяти. Поводы возникновения аффекта различны: насилие, тяжкое оскорбление и др. Аффект может возникнуть и в результате воспоминаний о травмирующем событии и по незначительному поводу в результате накопления чувств. Одной из разновидностей аффекта является страх. Он часто встречается в следственной и судебной практике. Страх - безусловно-рефлекторная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный характер - гнев. Страх и гнев могут достичь степени аффекта. Страх может неодинаково влиять на процесс взаимоотношений юриста с клиентом: в одних случаях события (ситуации), по поводу которых клиент обратился к юристу, воспринимаются преувеличенно, ошибочно, неправильно; в других - плохо осознаются, недооцениваются; в третьих - воспринимаются объективно, правильно. Поэтому нередко при повторной беседе юриста с клиентом истина восстанавливается быстрее в результате сравнения ее с данными первой встречи. Фрустрация - стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением надежд на близкое достижение значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении крушителя планов (фрустратора). Состояние фрустрации связано с сильной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и др.). Воля - сознательная регуляция собственного поведения, направленная на достижение результата, предвосхищаемого человеком как необходимость и возможность. Иначе: это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий (трудностей).Все сознательные действия являются волевыми. Однако не всякая волевая деятельность является социально положительной (преступные действия). Вместе с тем всякая волевая деятельность является сознательной (что отличает человека от животного). Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности, становясь ведущими на ее отдельных этапах. Так, выбор цели связан с состоянием целеустремленности, принятие решения - с состоянием решительности, исполнения решения - с состоянием настойчивости и т.п. Инициативность - психическое состояние постановки новых значимых целей и путей их достижения в результате активной переработки поступающей информации. Такая активность является следствием повышенного стремления к поиску цели. Решительность - психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности личности. Состояние нерешительности - результат психического состояния неспособности быстро принимать решение. Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, с отсутствием соответствующих умений и навыков, а главное - с наличием равноценных противоборствующих мотивов. Если после их преодоления нерешительность не исчезает, то это плохой показатель, поскольку она может привести к нравственно отрицательным последствиям - трусости, преступной бездеятельности и др. Так, в Докладной записке о практике применения огнестрельного оружия работниками органов и подразделений внутренних дел Украины (28.03.1996 года), направленной Министру внутренних дел Украины начальником Главного управления кадров МВД Украины, указывается, что вследствие слабых знаний правил, случаев и порядка применения огнестрельного оружия работники милиции при явных случаях побега из-под стражи, нападений, связанных с фактическим насилием и использованием преступниками оружия, еще нередко проявляют нерешительность, проводят по несколько предупреждающих выстрелов и др. Причиной неприменения оружия работниками милиции на поражение автор Докладной записки считает также их психологическую неподготовленность. Целеустремленность - психическое состояние, характеризующееся сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Цель становится той доминантой, которой подчиняются все действия человека. Настойчивость - психическое состояние, характеризующееся способностью к длительному преодолению трудностей и проявлением гибкости выбора путей достижения запланированного результата. Антиподом настойчивости является состояние упрямства - негибкости, отсутствие критического отношения к своим действиям, противоречащим объективным условиям. Сдержанность - психическое состояние, проявляющееся в торможении провоцирующих действий в нежелательном направлении. Сдержанность требует самообладания, значительного волевого усилия, направленного на подавление эмоций. Волевые качества личности проявляются в определенном соотношении с ее эмоциональными особенностями: у волевого человека воля доминирует над чувствами; чрезмерно эмоциональный человек нередко совершает поступки под влиянием случайно возникших чувств, настроений. Длительное пребывание в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния. Важно уметь руководить своими психическими состояниями, поддерживать их на необходимом уровне, тренировать интеллект (разум), чувства (эмоции), волю - весь психический склад личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.013 с.) |