Первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт.



Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей.

Система права и система законодательства — это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.

В литературе отмечается, что система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это верно.

Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключается в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.

 

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства подвержена целенаправленому воздействию со стороны правотворческих органов. Она ими создается и направляется в своем развитии.

 

33. Систематизация законодательства - это деят. по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Необходимость систематизации (цели):

- дальнейшее развитие законодательства;

- обеспечение удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Формы систематизации:а) внутренняя систематизация - цель - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве;б) внешняя систематизация - цель - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Систематизации в зависимости от субъекта бывает:

а) официальная - осуществляемая компетентными органами;

б) неофициальная.

Функции систематизации: -выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства); - повышает эффективность законодательства; - делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы); - способствует изучению, исследованию законодательства; - способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

Основные виды систематизации: 1) инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов - (от познелат. incorporation - включать в свой состав) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают инкорп-ю официальную и неофициальную.

2) кодификация (официальная сист-ция) - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. - это деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию нового, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части НПА, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация всегда носит официальный характер.

3) консолидация (как офиц., так и неофиц-ая) - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу- (позднелат. consolidatio от consolido - укрепляю) - Промежуточное звено между правотворчеством и кодификацией.Цель консолидации - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидированными законами называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержания и не стремясь при этом объединить эти старые законы в какой-либо единой логической конструкции. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией;

 

 

35, Понятие,черты и выды правомерного поведения

Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования.

Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.

Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

- Законность - реальное действие права в гос-ве.

- Конституционность - подчинение правопорядка Конституции.

- Целостность

- Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

- Иерархичность

- Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами.

- Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

- Гарантированность - его обеспеченность принудительной силой гос-ва.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:

Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.

основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.

Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)

неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.

Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.

Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей.

 

 

36. Правонарушение - нарушение норм права -- противоправное, общественно опасное, виновное деяние, причиняющее вред интересам личности, общества, государства.

Виды правонарушений

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличавшими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

Различают характер (качественная характеристика) и степень общественной опасности (количественная характеристика) правонарушений.

Признаки правонарушения - юридические:

1. Противоправность - правонарушением является только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее норму права.

2. Виновность - характеризуется психическим отношением лица к своему неправомерному поведению и его последствиям (хотеть, желать совершить какие-то действия; хотеть, желать, допускать наступление каких-либо последствий).

3. Наказуемость. Закон, признавая то или иное деяние правонарушением, устанавливает за его совершение соответствующие санкции.

4. Наличие юр. ответственности за правонарушение → Деликтоспособность субъекта - способность нести юр. ответственность.

Признаки правонарушения - социальные:

Внешняя выраженность.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. П-ми не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правонарушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная опасность.

Правонарушение должно причинять вред общественным отношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Законодатель объявляет правонарушениями только такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, причинившее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения.

Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет.

 

37. Состав правонарушения -совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным элементам относятся:

1) Субъект правонарушения - обладающее деликтоспособностью лицо;

2) Субъективная сторона правонарушения (деликт - проступок)- его внутренние признаки, характеризующие личное отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям:

l наличие цели;

l наличие мотива.

l наличие вины - т.е. отношения к совершенному:

• умысел:

- прямой - лицо сознавало противоправный характер деяния, предвидело и желало наступления последствий.

- косвенный - лицо не преследует цели наступления противоправных последствий, но допускает их (убийство в драке)

• неосторожность:

- легкомыслие - лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий

- небрежность - лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (например, виновный столкнул потерпевшего с мостика в воду, желая пошутить, тот не справился с течением и утонул, налицо - преступная небрежность).

3) Объект правонурушения - те общественные отношения (мат. и немат. блага), на которые посягает правонарушитель;

4) Объективная сторона правонарушения - его внешение признаки:

- само деяние (действие, бездействие);

- противоправность - последствия деяния;

- причинно-следственная связь между ними.

Виды составов правонарушений:

Формальный

отсутствуют последствия (изготовил фальшивые деньги)

Усеченный

отсутствует субъективная сторона (вина)

(источник повышенной опасности - собака - покусала - ответственность несет хозяин)

 

 

38, Виды правонарушений в зависимости от общественной опасности:

- преступления - наиболее серьёзный и тяжкий вид нарушений норм права. Преступлением признается только такое общественно-опасное поведение, которое предусмотрено уголовным законом и влечет применение мер уголовного наказания.

Преступления посягают на общественный строй государства, его политические и экономические устои, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

- иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Проступки - это правонарушения, не признанные законодателем преступлениями - характеризуются меньшей общественной опасностью по сравнению с преступлениями.

 

Правонарушения делятся на четыре вида:

а) дисциплинарные проступки - совершаются в сфере служебных отношений и нарушают порядок отношений подчиненности по службе.;

б) гражданские правонарушения - нарушения субъективных прав граждан, юридических лиц и государства (права собственности, обязательственного права, авторского права, изобретательского, наследственного права и др.). Специфической особенностью гражданских правонарушений является их преимущественно имущественный характер.

в) административные правонарушения - общественно опасные, противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. (напр.:нарушение санитарных, противопожарных и ветеринарных правил, правил общественного порядка, воинского учета).

г) уголовные преступления -посягающие на наиболее важные общественные отношения и предусмотренные уголовным законом.

 

39. Юридическая ответственность -

1) реакция гос-ва на правонарушение;

2) особое отношение между правонарушителем и гос-вом.

Юр. ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Признаки юр. ответственности:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение, т.е. факт правонарушения влечет государственное воздействие на правонарушителя;

3) применяется специально уполномоченными государственными органами.

4) всегда несет неблагоприятные последствия для нарушителя и связана с общественным осуждением.

Принципы юр. ответственности: - обоснованность - заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания.;- законность - означает, что юридическая ответственность наступает в случаях, если она предусмотрена законом, и только за нарушение закона, при наличии вины. Вид и пределы ответственности указаны в законе.;- целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учитывая различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).;- справедливость - призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечивать возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;- гуманизм - выражается в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.- неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц.;

- оперативность;- индивидуальность.

Виды юридической ответственности (как и виды правонарушений):

- уголовная

- ретроспективная (негативная) - ответственность за уже совершенно правонарушение.

- Гражданско-правовая

- перспективная (позитивная) - т.е. ответстввенность, которая возникнет, если будет совершено правонарушение.

- Административная

- дисциплинарная

 

 

40, Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
• фактические;
• юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
• наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
• наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
• отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности;
• наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности вытекают из определения правонарушения (это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан).

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1) Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:

--необходимая оборона,

--крайняя необходимость и

--совершение малозначительного деяния.

2) Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:

-- профессиональный или хозяйственный риск

--исполнение приказа или иной обязанности (задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления).

3) Обстоятельства, исключающие виновность деяния:

казус или случай без вины,

физическое или психическое принуждение и

невменяемость.

Презумпция невиновности

 

 

41, Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Принципы законности: - Единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной, отличной от общегосударственной, законности в регионах. - Всеобщность - соблюдение законов всеми субъектами права. - Целесообразность - закон целесообразен - недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.- Верховенство закона - его главенство в системе всех норм. Юридические гарантии законности -конкретные правовые средства, с помощью которых законность обеспечивается:1) предупреждение правонарушений;2) выявление правонарушений; 3) пресечение правонарушений; 4) защита и восстановление нарушенных прав;5) контроль и надзор за ее состоянием; 6) юридическая ответственность; 7) процессуальные гарантии; 8) правосудие Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

- Законность - реальное действие права в гос-ве.

- Конституционность - подчинение правопорядка Конституции. - Целостность - Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

- Иерархичность - Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами. - Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

- Гарантированность - его обеспеченность принудительной силой гос-ва.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей

42, Структура правого сознания В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.); правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

 

правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;

научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию — правовая идеология;

 

 

43. Правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

· ясные законы,

· совершенную законодательную технику,

· развитую правовую науку,

· высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания): знание права,

1. отношение к праву,

2. привычка соблюдать право (закон),

3. правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

· культуру правового сознания, правового поведения;

· культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения. Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки. Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

1. правовая культура общества;

2. правовая культура индивида;

3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

· обыденная,

· профессиональная и

· доктринальная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.109 с.)