Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недопустимо применение аналогии права в уголовных делах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
18 Реализация права: понятие, формы и методы обеспечения Реализация права - воплощение предписаний правовых норм в поведении людей, осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формы реализации права: - использование (осуществление) - представляет собой такую форму реализации норм права, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права (напр., использование права на образование путем поступления в гос. вуз). Т.е. активно используют свои права, которые закреплены в праве. /реализуются управомочивающие нормы самим субъектом/ - исполнение - это форма реализации правовых норм, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Это воплощение обязывающих норм. Может выражаться как в активной деятельности субъекта, так и воздержании от противоправных действий. /реализуются обязывающие нормы самим субъектом/ - соблюдение - это форма реализации правовых норм, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Это реализация запрещающих норм - несовершение действий. которые могут принести вред. /реализуются запрещающие нормы самим субъектом / - следование /реализуются рекомендательные нормы самим субъектом / - применение - это особая форма реализации правовых норм - деятельность государственных органов (должностных лиц), в результате которой они своими правовыми актами, издаваемыми на основании и во исполнение законов, указов и иных нормативных актов, устанавливают, изменяют или упраздняют права и обязанности гос. органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан либо решают вопрос о применении санкций за нарушение норм права. /вмешательство гос-ва, уполномоченных органов/ Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • основывается на принципах: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; • соблюдение процессуальной формы;
• индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда) Методы обеспечения реализации права: - убеждение - в виде поощрений; - принуждение - в виде контроля и ответственности.
19 Применение права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов Применение права - это особая форма реализации правовых норм - подзаконная деятельность компетентных гос. органов (должностных лиц), направленная на обеспечение реализации норм права другими субъектами. Цель правоприменения: воплотить содержание правовых норм в жизнь. Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; • соблюдение процессуальной формы; • индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда) Принципы применения права: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность. Стадии правоприменения: 1) установление с объективной достоверностью фактических обстоятельств дела; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению в данном случае; 3) толкование смысла избранной правовой нормы; 4) принятие решения по делу; 5) издание акта применения этой нормы права, адресованного к конкретному лицу или организации. 6) его исполнение. Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • основывается на принципах: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке;
• соблюдение процессуальной формы; • индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда)
20. Правоприменительные акты - обязательный для исполнения конкретным субъектом акт компетентного органа, конкретизирующий правовые предписания, применительно к определенной ситуации и конкретному субъекту. Не содержит нормы права для всех, а содержит индивидуальное решение для субъекта конкретного правоотношения. Структура правоприменительных актов: 1) вводная часть (время, место, стороны...) 2) описательная часть (обстоятельства дела) 3) мотивировочная часть (анализ доказательств по делу и обоснование решения) 4) резолютивная часть (само решение) Виды правоприменительных актов: 1) По издавшим их субъектам: - акты органов гос. власти (напр., Постановление Госдумы о назначении председателя ЦБ); - акты органов гос. управления; - акты контрольно-надзорных органов, инспекций (напр., постановление налоговой инспекции о применении мер воздействия к неплательщику); - акты судебных органов (приговор суда по уголовному делу, решение суда по гражд. делу); - акты органов м/самоуправления. 2) По характеру правового воздействия: - регулятивные (напр., приказ о приеме на работу); - охранительные (приговор суда). 3) По форме: - письменные (решение, приговор суда) - устные (устный приказ начальника) - знаковые (светофор, жезл ГАИшника, дорожные знаки...)
21. Принципы применения права: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность. Стадии правоприменения: 1) установление с объективной достоверностью фактических обстоятельств дела; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению в данном случае; 3) толкование смысла избранной правовой нормы; 4) принятие решения по делу; 5) издание акта применения этой нормы права, адресованного к конкретному лицу или организации. 6) его исполнение.
22 Способы толкования норм права Толкование норм права - деятельность гос. органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Цель толкования норма права - правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. - Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа содержания норм права. Различают способы толкования норм права: - языковой (грамматический); - логический;- систематический; - исторический. Языковой (грамматический) способтолкования предполагает установление содержания норм права на основе знаний о языке, на котором они сформулированы. Знание синтаксиса, морфологии, словоупотребления, способность интерпретатора различать синонимы, омонимы, паронимы является необходимой предпосылкой установления действительного, а не мнимого содержания толкуемой нормы права. Логический способ толкования предполагает установление содержания норм права с помощью приемов логического мышления, основанных на законах и правилах формальной логики. К таким приемам относятся, например, логическое преобразование предложения, логическое развитие нормы, вывод по аналогии, вывод от противного, дедуктивное или индуктивное умозаключение и др.
Систематический способ толкования предполагает установление содержания нормы права на основе знаний о ее логических связях с иными нормами в системе права. Например, при конкуренции нормы общей и специальной применяется специальная в силу действия правила: "специальная норма отменяет действие общей в случаях, предусмотренных первой". Исторический способ толкования предполагает установление содержания норм права на основе знания фактов, относящихся к истории ее возникновения. Источником этих знаний могут быть разного рода публикации, относящиеся к процессу создания нормативного акта, закрепляющего толкуемую норму права. Нередко при реализации исторического способа толкования сравниваются толкуемая новая норма права и аналогичная норма, закрепленная: а) в старом (измененном, отмененном) нормативно-правовом акте; б) в проекте нового (принятого, изданного) нормативно-правового акта. Такой подход позволяет лучше понять цель новой нормы права и на этой основе выдвинуть аргументы, подтверждающие или опровергающие тезисы, раскрывающие смысл толкуемой нормы. Виды толкования норм права можно классифицировать по различным основаниям: По юридической силе: - официальное: а) нормативное - вид офиц. толкования (наряду с казуальным). Предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Подразделяется на аутентическое и легальное толкование. б) казуальное - вид офиц. толкования; дается теми органами гос. власти, которые применяют нормы права к конкретным случаям. Например, приговор суда, в котором обосновывается мера наказания осужденного, указываются отягчающие и смягчающие вину обстоятельства и т. п. - неофициальное: а) доктринальное - разновидность неофициального толкования, представляет собой разъяснение, даваемое авторитетными учеными-юристами. б) текущее - разновидность неофициального толкования; представляет собой разъяснение, даваемое в повседневной практике любым правоприменяющим органом (судом, органом гос. управления и т. д.). Имеет значение лишь для данного конкретного случая. По объему толкования норм права: - буквальное (адекватное) - толкование, которое имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают (в отличие от ограничительного или расширительного).
- ограничительное - толкование, которое имеет место в случаях, когда словесное содержание нормы права шире ее подлинного смысла. - расширительное (распространительное) - толкование, которое дается, когда словесное содержание нормы права у́же ее истинного смысла. Например, ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой нормы судьи не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве. В зависимости от приемов (способов) толкования: - грамматическое - толкование, заключающееся в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Т. н. п. г. предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который имеет место в обыденном или специальном словоупотреблении. Имеет место и тогда, когда необходимо установить смысл того или иного словесного выражения нормы права путем его сопоставления с содержанием другой части этой нормы. - логическое - разъяснение и уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления. Т. н. п. л. складывается из различных приемов: логическая дедукция ряда правовых следствий из предписаний нормы права, толкование "от противного", заключение от меньшего к большему и наоборот. - систематическое - раскрытие смысла нормы права путем выявления ее места в системе соответствующего НПА. Система нормативно-правовых актов определяется законодателем в строгом соответствии с определенным основанием ее создания, а значит, по расположению нормы права можно (в определенных случаях) раскрыть ее подлинное содержание. - историческое - толкование, которое применяется, когда возникает необходимость раскрыть содержание толкуемой нормы, сопоставив ее с ранее действующей или изучив подготовительные материалы, связанных с ее разработкой. Так, смысл и содержание тех или иных конституционных норм устанавливается путем анализа материалов, отражающих процесс разработки и принятия конституции государства.
23.. Понятие, признаки и виды правовых отношений Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Правоотношение - отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и т. д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Субъективное право - мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение. Субъективная обязанность - мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной стороны. Правоотношения возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т. д.).
Признаки правоотношения: - наличие как минимум двух сторон: управомоченной и обязанной; - волевой признак: связь между правами одной стороны и встречными обязанностями другой; - урегулированной нормами права этих прав и обязанностей, а также условий возникновения правоотношений правовыми нормами; - правоотношения обеспечены возможностью гос. принуждения. Структура правоотношения: - объект;- субъект;- юридическое содержание - субъективные прав и юридические обязанности.
24. Субъекты правоотношения - физ. и юр. лица, социальные общности и группы (население региона, нация, соц. группы) участвующие в правоотношении, обладающие субъективными правами и обязанностями. Субъекты правоотношения характиризуются правосубъектностью - т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность: - правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности (с рождения - до смерти); - дееспособность - способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности. - деликтоспособность (деликт - правонарушение)- способность нести юр. ответственность. Правосубъектность физ.лиц зависит от: возраста, пола, вменяемости, гражданства, национальности, образования. Правосубъектность юр.лиц зависит от: компетенции, места в системе других организаций, организационно-правовой формы. Правосубъектность гос.-территор. образований: определяется Конституцией РФ, законами и нормативными договорами.
25. Юридическое содержание правоотношения: • субъективное право - мера возможного поведения участника правоотношения для достижения конкретного материального и нематериального блага, обеспеченная встречными юридическими обязанностями других участников данного правооотношения. - право требования - право действия - право защиты • юридическая обязанность - мерадолжного поведения обязанной стороны в целях удовлетворения интересов управомоченной стороны правоотношения. - активное поведение - обязанность совершить определенные действия в интересах управомоченной стороны; - пассивное поведение - обязанность воздержаться от к-л действий; - обязанность нести юр. Ответственность.
26. Объект правоотношения - те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. (вещи, деньги, имущ-во, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собстенности, средства индивидуализации, услуги, жизнь, здоровье, честь и достоинство, деловая репутация)
27. Юридические факты — предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Юр.факты предусмотрены гипотезой правовой нормы. Виды юридических фактов: 1) По характеру последствий различают: - правообразующие, - правопрекращающие, - правоизменяющие.
2) По волевому признаку: Факты события - относятся естественные, природные явления (обстоятельства), которые объективно не зависят от воли и сознания людей (наводнение, землетрясение, рождение, смерть и т. п.). - абсолютные (смерть, болезнь, рождение) - относительные (кража) Факты действия - зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Д. подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). - правомерные - соответствующие нормам права: - юридические акты (договоры) - юридические поступки - не предусматривающие правовых целей, но независимо от воли субъекта образуют правоотношения (написал книку - возникли авторские права) - неправомерные - нарушающие требования правовых норм: - преступления (уголовные) - проступки (дисц., админ., гр-правовые) - объективно противоправные деяния (возмещение ущерба родителями за ребенка) Факты состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т. д.).
28. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Правоотношение - отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и т. д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Виды правоотношений: • по отраслям права: уголовные, гражданские, административные, дисциплинарные. • по функциям: - регулятивные (м.б. пассивными и активными) - охранительные (только пассивные) • по характеру обязанностей: - активные - пассивные • по количеству участников (или от наличия прав и обязанностей): - простые - сложные • по степени конкретизации: - общие - когда ни один субъект не определен (каждый со всеми); - конкретные - когда хотя бы один субъект определен: - конкретные абсолютные - определен только один субъект. - конкретные относительные - определены оба субъекта (договорные правоотношения)
29, Система права - это внутренняя организация (строение) права, включающая многообразные элементы, их иерархию, связи между ними. Системность норм права выражается в том, что они: а) иерархичны; б) специализированы по отраслям; в) одни нормы конкретизируют положения других норм; г) одни нормы гарантируют реализацию других норм. Элементы системы права: 1. Правовые нормы - базовый первичный элемент системы - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. 2. Правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. В некоторых случаях одни и те же общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права, тогда институты права могут образовывать нормы двух и более отраслей права. Отрасли права делятся на институты права. Например, такая отрасль права, как гражданское право, делится на институты права собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др. 3. Подотрасли права - совокупность родственных правовых институтов - промежуточная совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, налоговое право - подотрасль финансового). 4. Отрасли права - относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения в государстве, составляют отрасль финансового права). В свою очередь О. п. подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Важным признаком для выделения О. п. является наличие у нее специфического метода правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно выделяются следующие отрасли российского права: аграрное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, конституционное (гос.), семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, финансовое, экологическое право. Отрасли можно разхделить на: - материальные - граждаснкое, уголовное, административное и др. - процессуальные - гражд.-проц., уг.-проц., арбитражно-процессуальное. - комплексные - муниципальное право - занимает промежуточное положение между конституционным и административным, предпринимательское - между гражданским и административным.
30, В основе деления 2 основных критерия: 1. Предмет правового регулирования - совокупность качественно однородных общественных отношений, которые ургулируются нормами той или иной отрасли права. 2. Метод правового регулирования - способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей. а) Метод императивный (или авторитарный метод) - характеризуется неравным положением участников в правоотношении и жестким установлением обязанностей. б) Метод диспозитивный (или метод автономии) - характеризуется равным положением участников в правоотношении и возможностью выбора вариантов поведения. Также можно выделить критерии: 3) цели и задачи отрасли 4) отраслевые принципы 5) состав субъектов Совокупность всех этих критериев создает правовой режим и является механизмом регулирования каждой отрасли.
31, Самым крупным делением системы права (распространено в странах романо-германской правовой семьи) является деление на: Частное право - совокупность норм, регулирующих имущественные и некоторые иные отношения частных лиц, в которых они участвуют как отдельные индивиды, а также отношения, в которых государство и его органы выступают не как носители публичной власти, а как субъекты договорных отношений. В частном праве выражены отношения формально равных лиц, за его субъектами закрепляется значительная правовая и хозяйственная автономия, а охрана частных интересов осуществляется лишь по инициативе самих заинтересованных лиц. Метод регулирвоания правовых отношений в ЧП - диспозитивный. Нормы частного права распространяют свое действие на частных лиц и регулируют: - имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; - отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право. Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих отношения власти и подчинения Нормы публичного права регулируют отношения: - обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес; - статус и порядок деятельности государственных органов, отношения граждан с государством. Метод регулирвоания правовых отношений в ПП - императивный. К таким отраслям относятся: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.
32, Система права - это внутренняя организация (строение) права, включающая многообразные элементы, их иерархию, связи между ними = совокупность норм права всех источников (НПА, нормативного дог-ра, обычаев, предидента).
Первичным элементом системы права - является норма права. Система права строится: норма права → институт права → подотрасль → отрасль. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников - систему нормативных правовых актов = совокупность всех НПА и составляющих их элементов (преамбула, отрибуты, разделы, главы, пункты и т.д.). Система законодательства - взятая в единстве совокупность (единый комплекс) всех нормативно правовых актов государства, разделяемая на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих НПА в общей иерархической системе органов государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.170.19 (0.015 с.) |