![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недопустимо применение аналогии права в уголовных делах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
18 Реализация права: понятие, формы и методы обеспечения Реализация права - воплощение предписаний правовых норм в поведении людей, осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формы реализации права: - использование (осуществление) - представляет собой такую форму реализации норм права, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права (напр., использование права на образование путем поступления в гос. вуз). Т.е. активно используют свои права, которые закреплены в праве. /реализуются управомочивающие нормы самим субъектом/ - исполнение - это форма реализации правовых норм, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Это воплощение обязывающих норм. Может выражаться как в активной деятельности субъекта, так и воздержании от противоправных действий. /реализуются обязывающие нормы самим субъектом/ - соблюдение - это форма реализации правовых норм, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Это реализация запрещающих норм - несовершение действий. которые могут принести вред. /реализуются запрещающие нормы самим субъектом / - следование /реализуются рекомендательные нормы самим субъектом / - применение - это особая форма реализации правовых норм - деятельность государственных органов (должностных лиц), в результате которой они своими правовыми актами, издаваемыми на основании и во исполнение законов, указов и иных нормативных актов, устанавливают, изменяют или упраздняют права и обязанности гос. органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан либо решают вопрос о применении санкций за нарушение норм права. /вмешательство гос-ва, уполномоченных органов/ Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • основывается на принципах: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; • соблюдение процессуальной формы;
• индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда) Методы обеспечения реализации права: - убеждение - в виде поощрений; - принуждение - в виде контроля и ответственности.
19 Применение права: понятие, стадии и принципы. Структура и виды правоприменительных актов Применение права - это особая форма реализации правовых норм - подзаконная деятельность компетентных гос. органов (должностных лиц), направленная на обеспечение реализации норм права другими субъектами. Цель правоприменения: воплотить содержание правовых норм в жизнь. Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; • соблюдение процессуальной формы; • индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда) Принципы применения права: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность. Стадии правоприменения: 1) установление с объективной достоверностью фактических обстоятельств дела; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению в данном случае; 3) толкование смысла избранной правовой нормы; 4) принятие решения по делу; 5) издание акта применения этой нормы права, адресованного к конкретному лицу или организации. 6) его исполнение. Признаки применения права: • осуществляется компетентными уполномоченными гос. органами и долж. лицами (граждане не являющиеся долж лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью) • имеет государственно-властный характер; • основывается на принципах: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность; • осуществляется в строго установленном процессуальном порядке;
• соблюдение процессуальной формы; • индивидуальный характер; • установление конкретных субъективных прав, юр. обязанностей и овтетственности в случае их нарушения; • принятие индивидуального правового решения (напр., приказ назначить на должность, приговор суда)
20. Правоприменительные акты - обязательный для исполнения конкретным субъектом акт компетентного органа, конкретизирующий правовые предписания, применительно к определенной ситуации и конкретному субъекту. Не содержит нормы права для всех, а содержит индивидуальное решение для субъекта конкретного правоотношения. Структура правоприменительных актов: 1) вводная часть (время, место, стороны...) 2) описательная часть (обстоятельства дела) 3) мотивировочная часть (анализ доказательств по делу и обоснование решения) 4) резолютивная часть (само решение) Виды правоприменительных актов: 1) По издавшим их субъектам: - акты органов гос. власти (напр., Постановление Госдумы о назначении председателя ЦБ); - акты органов гос. управления; - акты контрольно-надзорных органов, инспекций (напр., постановление налоговой инспекции о применении мер воздействия к неплательщику); - акты судебных органов (приговор суда по уголовному делу, решение суда по гражд. делу); - акты органов м/самоуправления. 2) По характеру правового воздействия: - регулятивные (напр., приказ о приеме на работу); - охранительные (приговор суда). 3) По форме: - письменные (решение, приговор суда) - устные (устный приказ начальника) - знаковые (светофор, жезл ГАИшника, дорожные знаки...)
21. Принципы применения права: законность, справедливость, обоснованность, целесообразность. Стадии правоприменения: 1) установление с объективной достоверностью фактических обстоятельств дела; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению в данном случае; 3) толкование смысла избранной правовой нормы; 4) принятие решения по делу; 5) издание акта применения этой нормы права, адресованного к конкретному лицу или организации. 6) его исполнение.
22 Способы толкования норм права Толкование норм права - деятельность гос. органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Цель толкования норма права - правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. - Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа содержания норм права. Различают способы толкования норм права: - языковой (грамматический); - логический;- систематический; - исторический. Языковой (грамматический) способтолкования предполагает установление содержания норм права на основе знаний о языке, на котором они сформулированы. Знание синтаксиса, морфологии, словоупотребления, способность интерпретатора различать синонимы, омонимы, паронимы является необходимой предпосылкой установления действительного, а не мнимого содержания толкуемой нормы права. Логический способ толкования предполагает установление содержания норм права с помощью приемов логического мышления, основанных на законах и правилах формальной логики. К таким приемам относятся, например, логическое преобразование предложения, логическое развитие нормы, вывод по аналогии, вывод от противного, дедуктивное или индуктивное умозаключение и др.
Систематический способ толкования предполагает установление содержания нормы права на основе знаний о ее логических связях с иными нормами в системе права. Например, при конкуренции нормы общей и специальной применяется специальная в силу действия правила: "специальная норма отменяет действие общей в случаях, предусмотренных первой". Исторический способ толкования предполагает установление содержания норм права на основе знания фактов, относящихся к истории ее возникновения. Источником этих знаний могут быть разного рода публикации, относящиеся к процессу создания нормативного акта, закрепляющего толкуемую норму права. Нередко при реализации исторического способа толкования сравниваются толкуемая новая норма права и аналогичная норма, закрепленная: а) в старом (измененном, отмененном) нормативно-правовом акте; б) в проекте нового (принятого, изданного) нормативно-правового акта. Такой подход позволяет лучше понять цель новой нормы права и на этой основе выдвинуть аргументы, подтверждающие или опровергающие тезисы, раскрывающие смысл толкуемой нормы. Виды толкования норм права можно классифицировать по различным основаниям: По юридической силе: - официальное: а) нормативное - вид офиц. толкования (наряду с казуальным). Предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Подразделяется на аутентическое и легальное толкование. б) казуальное - вид офиц. толкования; дается теми органами гос. власти, которые применяют нормы права к конкретным случаям. Например, приговор суда, в котором обосновывается мера наказания осужденного, указываются отягчающие и смягчающие вину обстоятельства и т. п. - неофициальное: а) доктринальное - разновидность неофициального толкования, представляет собой разъяснение, даваемое авторитетными учеными-юристами. б) текущее - разновидность неофициального толкования; представляет собой разъяснение, даваемое в повседневной практике любым правоприменяющим органом (судом, органом гос. управления и т. д.). Имеет значение лишь для данного конкретного случая. По объему толкования норм права: - буквальное (адекватное) - толкование, которое имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают (в отличие от ограничительного или расширительного).
- ограничительное - толкование, которое имеет место в случаях, когда словесное содержание нормы права шире ее подлинного смысла. - расширительное (распространительное) - толкование, которое дается, когда словесное содержание нормы права у́же ее истинного смысла. Например, ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". По буквальному содержанию этой нормы судьи не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве. В зависимости от приемов (способов) толкования: - грамматическое - толкование, заключающееся в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Т. н. п. г. предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который имеет место в обыденном или специальном словоупотреблении. Имеет место и тогда, когда необходимо установить смысл того или иного словесного выражения нормы права путем его сопоставления с содержанием другой части этой нормы. - логическое - разъяснение и уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления. Т. н. п. л. складывается из различных приемов: логическая дедукция ряда правовых следствий из предписаний нормы права, толкование "от противного", заключение от меньшего к большему и наоборот. - систематическое - раскрытие смысла нормы права путем выявления ее места в системе соответствующего НПА. Система нормативно-правовых актов определяется законодателем в строгом соответствии с определенным основанием ее создания, а значит, по расположению нормы права можно (в определенных случаях) раскрыть ее подлинное содержание. - историческое - толкование, которое применяется, когда возникает необходимость раскрыть содержание толкуемой нормы, сопоставив ее с ранее действующей или изучив подготовительные материалы, связанных с ее разработкой. Так, смысл и содержание тех или иных конституционных норм устанавливается путем анализа материалов, отражающих процесс разработки и принятия конституции государства.
23.. Понятие, признаки и виды правовых отношений Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Правоотношение - отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и т. д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Субъективное право - мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение. Субъективная обязанность - мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной стороны. Правоотношения возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т. д.).
Признаки правоотношения: - наличие как минимум двух сторон: управомоченной и обязанной; - волевой признак: связь между правами одной стороны и встречными обязанностями другой; - урегулированной нормами права этих прав и обязанностей, а также условий возникновения правоотношений правовыми нормами; - правоотношения обеспечены возможностью гос. принуждения. Структура правоотношения: - объект;- субъект;- юридическое содержание - субъективные прав и юридические обязанности.
24. Субъекты правоотношения - физ. и юр. лица, социальные общности и группы (население региона, нация, соц. группы) участвующие в правоотношении, обладающие субъективными правами и обязанностями. Субъекты правоотношения характиризуются правосубъектностью - т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность: - правоспособность - способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности (с рождения - до смерти); - дееспособность - способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности. - деликтоспособность (деликт - правонарушение)- способность нести юр. ответственность. Правосубъектность физ.лиц зависит от: возраста, пола, вменяемости, гражданства, национальности, образования. Правосубъектность юр.лиц зависит от: компетенции, места в системе других организаций, организационно-правовой формы. Правосубъектность гос.-территор. образований: определяется Конституцией РФ, законами и нормативными договорами.
25. Юридическое содержание правоотношения: • субъективное право - мера возможного поведения участника правоотношения для достижения конкретного материального и нематериального блага, обеспеченная встречными юридическими обязанностями других участников данного правооотношения. - право требования - право действия - право защиты • юридическая обязанность - мерадолжного поведения обязанной стороны в целях удовлетворения интересов управомоченной стороны правоотношения. - активное поведение - обязанность совершить определенные действия в интересах управомоченной стороны; - пассивное поведение - обязанность воздержаться от к-л действий; - обязанность нести юр. Ответственность.
26. Объект правоотношения - те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. (вещи, деньги, имущ-во, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собстенности, средства индивидуализации, услуги, жизнь, здоровье, честь и достоинство, деловая репутация)
27. Юридические факты — предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Юр.факты предусмотрены гипотезой правовой нормы. Виды юридических фактов: 1) По характеру последствий различают: - правообразующие, - правопрекращающие, - правоизменяющие.
2) По волевому признаку: Факты события - относятся естественные, природные явления (обстоятельства), которые объективно не зависят от воли и сознания людей (наводнение, землетрясение, рождение, смерть и т. п.). - абсолютные (смерть, болезнь, рождение) - относительные (кража) Факты действия - зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Д. подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). - правомерные - соответствующие нормам права: - юридические акты (договоры) - юридические поступки - не предусматривающие правовых целей, но независимо от воли субъекта образуют правоотношения (написал книку - возникли авторские права) - неправомерные - нарушающие требования правовых норм: - преступления (уголовные) - проступки (дисц., админ., гр-правовые) - объективно противоправные деяния (возмещение ущерба родителями за ребенка) Факты состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т. д.).
28. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Правоотношение - отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, гос. органами и т. д.), связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Виды правоотношений: • по отраслям права: уголовные, гражданские, административные, дисциплинарные. • по функциям: - регулятивные (м.б. пассивными и активными) - охранительные (только пассивные) • по характеру обязанностей: - активные - пассивные • по количеству участников (или от наличия прав и обязанностей): - простые - сложные • по степени конкретизации: - общие - когда ни один субъект не определен (каждый со всеми); - конкретные - когда хотя бы один субъект определен: - конкретные абсолютные - определен только один субъект. - конкретные относительные - определены оба субъекта (договорные правоотношения)
29, Система права - это внутренняя организация (строение) права, включающая многообразные элементы, их иерархию, связи между ними. Системность норм права выражается в том, что они: а) иерархичны; б) специализированы по отраслям; в) одни нормы конкретизируют положения других норм; г) одни нормы гарантируют реализацию других норм. Элементы системы права: 1. Правовые нормы - базовый первичный элемент системы - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. 2. Правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. В некоторых случаях одни и те же общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права, тогда институты права могут образовывать нормы двух и более отраслей права. Отрасли права делятся на институты права. Например, такая отрасль права, как гражданское право, делится на институты права собственности, обязательственного права, авторского права, права наследования и др. 3. Подотрасли права - совокупность родственных правовых институтов - промежуточная совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, налоговое право - подотрасль финансового). 4. Отрасли права - относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения в государстве, составляют отрасль финансового права). В свою очередь О. п. подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Важным признаком для выделения О. п. является наличие у нее специфического метода правового регулирования. В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно выделяются следующие отрасли российского права: аграрное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, конституционное (гос.), семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, финансовое, экологическое право. Отрасли можно разхделить на: - материальные - граждаснкое, уголовное, административное и др. - процессуальные - гражд.-проц., уг.-проц., арбитражно-процессуальное. - комплексные - муниципальное право - занимает промежуточное положение между конституционным и административным, предпринимательское - между гражданским и административным.
30, В основе деления 2 основных критерия: 1. Предмет правового регулирования - совокупность качественно однородных общественных отношений, которые ургулируются нормами той или иной отрасли права. 2. Метод правового регулирования - способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей. а) Метод императивный (или авторитарный метод) - характеризуется неравным положением участников в правоотношении и жестким установлением обязанностей. б) Метод диспозитивный (или метод автономии) - характеризуется равным положением участников в правоотношении и возможностью выбора вариантов поведения. Также можно выделить критерии: 3) цели и задачи отрасли 4) отраслевые принципы 5) состав субъектов Совокупность всех этих критериев создает правовой режим и является механизмом регулирования каждой отрасли.
31, Самым крупным делением системы права (распространено в странах романо-германской правовой семьи) является деление на: Частное право - совокупность норм, регулирующих имущественные и некоторые иные отношения частных лиц, в которых они участвуют как отдельные индивиды, а также отношения, в которых государство и его органы выступают не как носители публичной власти, а как субъекты договорных отношений. В частном праве выражены отношения формально равных лиц, за его субъектами закрепляется значительная правовая и хозяйственная автономия, а охрана частных интересов осуществляется лишь по инициативе самих заинтересованных лиц. Метод регулирвоания правовых отношений в ЧП - диспозитивный. Нормы частного права распространяют свое действие на частных лиц и регулируют: - имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; - отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право. Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих отношения власти и подчинения Нормы публичного права регулируют отношения: - обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес; - статус и порядок деятельности государственных органов, отношения граждан с государством. Метод регулирвоания правовых отношений в ПП - императивный. К таким отраслям относятся: международное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.
32, Система права - это внутренняя организация (строение) права, включающая многообразные элементы, их иерархию, связи между ними = совокупность норм права всех источников (НПА, нормативного дог-ра, обычаев, предидента).
Первичным элементом системы права - является норма права. Система права строится: норма права → институт права → подотрасль → отрасль. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников - систему нормативных правовых актов = совокупность всех НПА и составляющих их элементов (преамбула, отрибуты, разделы, главы, пункты и т.д.). Система законодательства - взятая в единстве совокупность (единый комплекс) всех нормативно правовых актов государства, разделяемая на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих НПА в общей иерархической системе органов государства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.134 (0.011 с.) |