Лекция 11: «Правотворчество и законотворчество». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 11: «Правотворчество и законотворчество».



Время проведения: 2 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Правотворчество и законотворчество», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности правотворчества и законотворчества и юридической техники: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. Таким образом, правотворчество носит поистине всеобъемлющий характер.

Научный интерес к проблемам законодательного процесса наиболее актуален сегодня, поскольку россиянам исторически присущ правовой нигилизм, недоверие к закону как регулятору общественных отношений. Не случайно широко известна поговорка: «Закон что дышло…».

В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов закона обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б.Венгеров, В.И. Гойман–Червонюк, Н.Л. Гранат, Э.П. Григонис, В.Р. Кисин, А.И. Коваленко, Р.З. Лившиц, Е.А. Маштакова, В.С. Нерсесянц, А.Ф. Ноздрачев, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е.Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Черданцев, и др. Характерно, что теоретические исследования законодательного процесса проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

Предметом настоящей лекции является правотворчество и законодательный процесс в контексте конституционного развития современной России.

Вопросы:

  1. Правотворчество: понятие, виды, субъекты, стадии
  2. Законотворчество: понятие, особенности, субъекты, стадии.
  3. Систематизация нормативных актов, ее понятие и значение.
  4. Виды систематизации. Кодификация законодательства
  5. Юридическая техника правотворчества. Язык нормативно-правовых актов

Лекция 12: «Реализация права. Толкование права».

Время проведения: 4 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Реализация права. Толкование права», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности реализации и толкования права: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием «толкование права».

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие же сводили его исключительно к разъяснению. Предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный, определяющий. Подобная постановка вопроса представляется некорректной и с научной, и с практической стороны. Уяснение и разъяснение — две диалектически связанные стороны единого процесса. Уяснение предваряет, сопутствует и завершает разъяснительные процедуры, ибо прежде чем разъяснить содержание. нормы другим, интерпретатор должен уяснить, понять его содержание для себя. Причем разъяснение не итог и не цель толкования. Оно осуществляется для того, чтобы содержание акта было понятно, «уяснено» другими лицами — субъектами реализации. При этом следует помнить, что толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Названное обстоятельство и придает специфические особенности рассматриваемому в данной лекции процессу.

Вопросы:

1. Понятие и формы реализации норм права.

2. Применение как особый способ реализации права. Акты применения права.

3. Пробелы в праве. Способы их восполнения.

4. Толкование правовых норм: понятие, способы и виды.


Лекция 13: «Право и личность».

Время проведения: 4 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Право и личность», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности правового статуса личности: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как на внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Соответственно в аспекте изучаемой темы ее исследование необходимо начать с самого человека, чьи сущностные черты, идеальные и поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. Лишь человек среди других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой деятельности.Вопросы:

1. Правовой статус личности.

2. Право как мера свободы и субъективной ответственности личности. Право в объективном и субъективном смысле.

3. Права человека и гражданина: понятие и классификация


Лекция 14: «Правовые отношения».

Время проведения: 4часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Правовые отношения», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры,воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности правоотношений, их состав, виды, юридические факты: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения бывают различного вида. В частности, общественные отношения можно разделить на материальные и идеологические. Материальные направлены на поддержание существования человека. Идеологические - это лишь настройка над первыми. Отношения между людьми, зависящие от их воли и сознания, весьма разнообразны. Это семейные (отношения мужа и жены, родителей и детей), трудовые (отношения рабочего с администрацией своего предприятия), имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие. Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Так же, в свою очередь все виды и формы отношений возникающих и функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями можно разделить на общественные или социальные. Они в свою очередь возникают из множества различных отношений: экономических, юридических, моральных, духовных, культурных и многих других. Само человеческое общество - это совокупность отношений, продукт взаимодействий людей. Юридические или правовые отношения органически связаны с правым.

Значимость темы этой лекции не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой метод и объект, но правоотношение, тем не менее, в любых правовых отношениях присутствует всегда. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения.

Право - особый государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения становятся правовыми.

По сравнению с другими социальными регуляторами право наиболее эффективно, властно принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права, не противоречат воле государства.

Следовательно, правоотношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности” Тем самым сначала возникают общественные отношения, а затем как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, “в чистом виде”, предоставляет собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, творит общественные отношения, порождая новые связи.

 

Вопросы:

1. Правоотношение как особый вид общественных отношений. Предпосылки правоотношения.

2. Состав правоотношения:

3. Юридические факты.

4. Виды правоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.019 с.)