Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10: «Источники (формы) права.».

Поиск

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Название темы Всего часов Аудиторные В том числе Самосто- ятельная работа
Лекции Семинары
1. Предмет и методология теории государства и права          
2. Происхождение государства и права          
3. Государство: понятие, сущность, типология          
4. Форма государства          
5. Государственный механизм (аппарат)          
6. Нормативное регулирование общественных отношений          
7. Право: понятие, принципы, функции          
8. Нормы права          
9. Система права          
  Зачет          
10. Источники (формы) права.          
11. Правотворчество и законотворчество          
12. Реализация права. Толкование права          
13. Право и личность          
14. Правовые отношения          
15. Правовое сознание, правовая культура и правовое воспитание          
16. Правомерное поведение. Правонарушения          
17. Государственное принуждение и юридическая ответственность          
18. Законность и правопорядок          
19. Гражданское общество и правовое государство          
20. Типология систем права: основные «правовые семьи» современности          
  Экзамен          
  Итог          

Лекция 9: «Система права».

Время проведения: 2 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Система права», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности нормативного регулирования системы права и ее структурные элементы: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Понятие "система права" появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.

Соответственно понятие системы права, её строение и критерии деления явлются предметом рассмотрения в данной лекции.

Вопросы:

1. Система права: Понятие, строение, критерии деления.

2. Характеристика отраслей российского права.

3. Публичное и частное право.


Лекция 10: «Источники (формы) права.».

Время проведения: 2 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Источники (формы) права», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности системы источников права и ее структурные элементы: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Ведь «источник права» - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами. В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин «источник права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в «правах гражданства» старого понятия. При употреблении понятия «источник права» обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение - «формы», или наоборот.

Вопросы:

1. Понятие источника (формы) права. Внутренняя и внешняя формы права.

2. Виды источников права.

3. Понятие и виды нормативно-правовых актов

4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.


Лекция 11: «Правотворчество и законотворчество».

Время проведения: 2 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Правотворчество и законотворчество», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.

Воспитательная цель: формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.

Развивающая цель: уметь анализировать особенности правотворчества и законотворчества и юридической техники: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.

Актуальность темы

Современную правотворческую практику характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в государственном механизме управления обществом, как правило, требуют должного их нормативного обеспечения. К тому же высокая динамичность в возникновении новых сфер и отраслей, которые нуждаются в правовом нормировании, это требование актуализирует. Таким образом, правотворчество носит поистине всеобъемлющий характер.

Научный интерес к проблемам законодательного процесса наиболее актуален сегодня, поскольку россиянам исторически присущ правовой нигилизм, недоверие к закону как регулятору общественных отношений. Не случайно широко известна поговорка: «Закон что дышло…».

В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов закона обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б.Венгеров, В.И. Гойман–Червонюк, Н.Л. Гранат, Э.П. Григонис, В.Р. Кисин, А.И. Коваленко, Р.З. Лившиц, Е.А. Маштакова, В.С. Нерсесянц, А.Ф. Ноздрачев, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е.Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.Ф. Черданцев, и др. Характерно, что теоретические исследования законодательного процесса проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

Предметом настоящей лекции является правотворчество и законодательный процесс в контексте конституционного развития современной России.

Вопросы:

  1. Правотворчество: понятие, виды, субъекты, стадии
  2. Законотворчество: понятие, особенности, субъекты, стадии.
  3. Систематизация нормативных актов, ее понятие и значение.
  4. Виды систематизации. Кодификация законодательства
  5. Юридическая техника правотворчества. Язык нормативно-правовых актов

Актуальность темы

Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием «толкование права».

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие же сводили его исключительно к разъяснению. Предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный, определяющий. Подобная постановка вопроса представляется некорректной и с научной, и с практической стороны. Уяснение и разъяснение — две диалектически связанные стороны единого процесса. Уяснение предваряет, сопутствует и завершает разъяснительные процедуры, ибо прежде чем разъяснить содержание. нормы другим, интерпретатор должен уяснить, понять его содержание для себя. Причем разъяснение не итог и не цель толкования. Оно осуществляется для того, чтобы содержание акта было понятно, «уяснено» другими лицами — субъектами реализации. При этом следует помнить, что толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Названное обстоятельство и придает специфические особенности рассматриваемому в данной лекции процессу.

Вопросы:

1. Понятие и формы реализации норм права.

2. Применение как особый способ реализации права. Акты применения права.

3. Пробелы в праве. Способы их восполнения.

4. Толкование правовых норм: понятие, способы и виды.


Актуальность темы

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права. Долгим и сложным был исторический путь развития правовой материи и духа у разных народов. Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивно, а затем более осознанно, понимать смысл и роль права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как на внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами. Соответственно в аспекте изучаемой темы ее исследование необходимо начать с самого человека, чьи сущностные черты, идеальные и поведенческие образы явно или неявно связаны с правом. Лишь человек среди других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой деятельности.Вопросы:

1. Правовой статус личности.

2. Право как мера свободы и субъективной ответственности личности. Право в объективном и субъективном смысле.

3. Права человека и гражданина: понятие и классификация


Актуальность темы

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения бывают различного вида. В частности, общественные отношения можно разделить на материальные и идеологические. Материальные направлены на поддержание существования человека. Идеологические - это лишь настройка над первыми. Отношения между людьми, зависящие от их воли и сознания, весьма разнообразны. Это семейные (отношения мужа и жены, родителей и детей), трудовые (отношения рабочего с администрацией своего предприятия), имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие. Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Так же, в свою очередь все виды и формы отношений возникающих и функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями можно разделить на общественные или социальные. Они в свою очередь возникают из множества различных отношений: экономических, юридических, моральных, духовных, культурных и многих других. Само человеческое общество - это совокупность отношений, продукт взаимодействий людей. Юридические или правовые отношения органически связаны с правым.

Значимость темы этой лекции не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, каждая отрасль права имеет свои обусловленные спецификой метод и объект, но правоотношение, тем не менее, в любых правовых отношениях присутствует всегда. И для того, чтобы ясно представить себе механизм действия правового отношения, необходимо, прежде всего, овладеть понятием и структурой правоотношения.

Право - особый государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения становятся правовыми.

По сравнению с другими социальными регуляторами право наиболее эффективно, властно принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права, не противоречат воле государства.

Следовательно, правоотношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности” Тем самым сначала возникают общественные отношения, а затем как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, “в чистом виде”, предоставляет собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, творит общественные отношения, порождая новые связи.

 

Вопросы:

1. Правоотношение как особый вид общественных отношений. Предпосылки правоотношения.

2. Состав правоотношения:

3. Юридические факты.

4. Виды правоотношений.


Актуальность темы

Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правовой культуры. Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении правовой культуры каждого гражданина и, в особенности, сотрудника ОВД. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности защитника правопорядка в нашем обществе.

Вопросы:

1. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.

2. Правовая культура: понятие, функции и виды.

3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

4. Правовой нигилизм и правовой идеализм.


Актуальность темы

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема правонарушений остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Анализируя состояние, тенденции и качественные характеристики современной преступности, следует связывать их не только с происходящими в государстве социально-экономическими реформами, но и с изменениями в общественном сознании, происшедшими в последние годы.

На фоне «заказных» убийств, актов терроризма и захвата заложников рядовая кража и хулиганство не привлекают пристального внимания общественности, да и государственных органов.

Не менее актуальным вопросом представляется рассмотрение правомерного поведения. Правомерное поведение составляет основную, наиболее значительную часть действий и поступков граждан правового государства. Эта тема не оставляет равнодушными многих правоведов. В нем реализуются свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности. Действия граждан, должностных лиц, государственных общественных и частных организаций всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным нормам права дозволениям и обязываниям.

Предметом изучения темы являются теоретические вопросы правомерного поведения и правонарушения в юридической науке.

Вопросы:

1. Правомерное поведение личности: понятие, виды, социальная природа.

2. Природа правонарушения.

3. Виды правонарушений.

4. Юридический состав правонарушения.

5. Причины правонарушений и пути их устранения.


Актуальность темы

В настоящее время в условиях построения демократического правового государства и гражданского общества в России юридическая ответственность представляет собой одну из наиболее актуальных проблем юридической науки и правоприменительной практики. Без эффективно действующего механизма юридической ответственности государственные органы Российской Федерации, в том числе и правоохранительные, не в состоянии осуществлять эффективное правоприменение, без которого немыслимо успешное государственное принуждение и реализация требований предписаний нормативно-правовых актов.

Актуальность юридической ответственности в системе мер государственного принуждения обусловлена потребностями как теории, так и практики, а именно: радикальными социально-экономическими, политическими и правовыми преобразованиями, происходящими в Российской Федерации; определением понятия юридической ответственности, уточнением ее целей, функций и принципов в правовом государстве; доминирующим положением юридической ответственности в совершенствовании государственного принуждения и т.д.

 

Вопросы:

1. Социальная ответственность и государственное принуждение.

2. Юридическая ответственность: признаки, цели, принципы, функции.

3. Виды юридической ответственности.

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

5. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.


Актуальность темы

Термины «законность», «правопорядок» известны с древнейших времен. Древнегреческий поэт-трагик Еврипид вкладывает в уста Гекубы, героини одновременной трагедии, слова: «Нельзя почтить ни набожность, ни честь, ни правду, ни законность». «Балавриани» - древний памятник грузинской прозы – содержит строки: «Утвердились правосудие и правопорядок в стране, торжествовал народ». Философу-материалисту Гераклиту принадлежат слова: «Наибольшая слава царя заключается в неуклонном соблюдении законов. Граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены».

Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Возникнув также вместе с государством, законность соответствовала уровню его развития и включала прежде всего требования соблюдения закона.

Таким образом, законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований.

Вопросы:

1. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.

2. Принципы, требования и гарантии законности.

3. Понятие правопорядка.


 

Требования к знаниям и умениям по тематическому модулю.

Изучение модуля дисциплины должно формировать следующие профессиональные компетенции:

знания:

· соотношения общества и государства;

· эволюции подходов к пониманию гражданского общества

· современных трактовок понятия и основных признаков гражданского общества.

· соотношения государства и права.

· основных этапов генезиса и и развития теории правового государства.

· понятия и основных признаков правового государства.

· специфики и перспектив формирования правового государства в России

· роли и места органов внутренних дел в механизме правового государства.

· специфики взаимоотношений органов внутренних дел и институтов гражданского общества в России

· типологии правовых систем и характерных особенностей основных «правовых семей» современности».

умения:

· самостоятельного поиска необходимой информации в научных и учебных материалах с привлечением электронных средств;

· оперировать изученной специализированной терминологией;

· ориентироваться в многообразии теоретических подходов к изучаемым государственно-правовым явлениям;

· формировать и логически обосновывать индивидуальную точку зрения по изучаемой проблематике

· практических действий по выработке гражданственной жизненной позиции, участию в процессе формирования гражданского общества и правового государства в России.


Актуальность темы

 

 

Вопросы:

1. История развития концепции гражданского общества.

2. Структура гражданского общества.

3. Возникновение и развитие идеи правового государства.

4. Понятие и черты правового государства.

5. Проблемы формирования правового государства в современной России.


Актуальность темы

Широкий философско-социологический взгляд на право позволяет рассматривать его как систему. Как и право, правовая система не есть абстрактное, отвлеченное от реальной жизни явление. Она всегда имеет конкретное содержание и специфическую форму, благодаря чему правовая система той или иной страны является узнаваемой. Соответственно главной задачей данной лекции является определение понятия «правовая система», ее структура, классификация правовых систем. А также будет рассмотрена типология права, различные подходы к типологии права.

 

Вопросы:

1. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

2. Основные правовые семьи народов мира:


Тематика курсовых работ

1. Понятие, предмет и место ТГП в системе общественных и юридических наук.

2. Методология теории государства и права.

3. Возникновение и основные этапы исторического развития права.

4. Развитие и современное состояние теории государства и права.

5. Основные теории происхождения государства и права.

6. Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и права.

7. Природа и социальное назначение государства.

8. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.

9. Соотношение права, государства и экономики.

10. Типология государств.

11. Формационный подход к типологии государства: сущность, достоинства и недостатки.

12. Цивилизационный подход к типологии государства: сущность, достоинства и недостатки.

13. Социалистический тип государства: теория и действительность.

14. Становление и развитие концепций правового государства, его понятие и основные черты.

15. Проблемы процесса формирования правового государства в РФ.

16. Проблемы формирования гражданского общества в РФ,

17. Тоталитарное государство.

18. Правовое государство и гражданское общество.

19. Теория политической системы общества.

20. Государство в политической системе общества.

21. Форма государственного устройства.

22. Особенности формы современного Российского государства.

23. Форма правления: общая характеристика.

24. Форма правления в Российской Федерации.

25. Форма государственного устройства: общая характеристика.

26. Форма государственного устройства Российской Федерации.

27. Государственно-политический режим: понятие и виды.

28. Государственно-политический режим Российской Федерации.

29. Цели, задачи и функции государства.

30. Понятие и классификация функций государства.

31. Формы и методы осуществления функций государства.

32. Механизм государства: понятие, назначение, структура.

33. Теория разделения властей.

34. Система правоохранительных органов.

35. История развития концепций гражданского общества.

36. Понятие, признаки и структура гражданского общества.

37. Теория прав человека.

38. Понятие и сущность права, его основные признаки.

39. Современные подходы к пониманию права.

40. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

41. Основные концепции современного правопонимания.

42. Понятие и виды принципов права.

43. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение системы права и правовой системы.

44. Социальная ценность права.

45. Понятие, виды и признаки социальных норм общества.

46. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие

47. Правовая политика.

48. Функции права.

49. Формы (источники) права.

50. Нормативно- правовые акты: понятие, сущность, виды.

51. Действие нормативно- правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

52. Правовой обычай как источник права.

53. Судебный прецедент как источник права.

54. Нормативный договор как источник права.

55. Проблемы законотворческого процесса в современной России.

56. Основные правовые системы современности.

57. Нормотворчество.

58. Норма права: понятие и признаки. Роль норм права в механизме правового регулирования.

59. Система права.

60. Соотношение системы права и системы законодательства.

61. Правовые отношения.

62. Реализация норм права.

63. Толкование норм права.

64. Понятие, структура и виды правоотношений. Их роль в механизме правового регулирования.

65. Состав (элементы) правоотношений. Виды правоотношений.

66. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

67. Коллизии в праве.

68. Пробелы в праве.

69. Правовой вакуум.

70. Понятие и виды толкования норм права.

71. Способы толкования норм права.

72. Юридическая практика: понятие, функции и пути ее совершенствования.

73. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

74. Состав правонарушения.

75. Государственное принуждение и юридическая ответственность.

76. Юридическая ответственность: понятие, цели, функции, виды.

77. Злоупотребление в праве.

78. Механизм правового регулирования.

79. Законотворческий процесс в РФ.

80. Систематизация законодательства: понятие и виды.

81. Инкорпорация как вид систематизации законодательства.

82. Кодификация законодательства

83. Консолидация законодательства.

84. Учет законодательства.

85. Тенденции развития современного российского законодательства.

86. Понятие и виды правотворчества

87. Юридическая техника: понятие, виды.

88. Юридический процесс.

89. Правовая культура: понятие, содержание, функции.

90. Правовое воспитание: понятие и цели.

91. Понятие правосознания, его понятие, структура и роль в механизме правового регулирования

92. Правовой нигилизм и идеализм: понятие, форма и уровни проявления. Пути преодоления правового нигилизма и идеализма.

93. Правосознание и правовая культура.

94. Правомерное поведение.

95. Правонарушение: понятие, виды.

96. Юридический состав правонарушения.

97. Юридическая ответственность.

98. Законность и правопорядок.

99. Социальные корни правонарушений.

Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемые источники и литература:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: (принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г., с изменениями от 30 дек. 2008 г.) // Российская газета - Федеральный выпуск. - № 4831. - 2009. - 21 января.

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.// Международные акты о правах человека:. Сборник документов (сост. Карташкин В.А., Лукашева Е.А.) М., Норма- Инфра-М, 1999 - С. 39-57.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Там же. - С. 58-63

4. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5401 2010. 8 февраля.

5. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утвержден Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации №1138 от 24 декабря 2008 г. М., 2009. – 54 с.

Основная литература:

1. Головистикова А.Н., Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.А. Пиголкина – М.: Юрайт, 2008. 613 с.

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2008. 607 с.

3. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Норма, 2008. 384 с.

4. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. 648 с.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 488 с.

7. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова – М.: НОРМА, 2008. – 630 с.

8. Теория государства и права: Хрестоматия / Сост. М.Н. Марченко: М.: ИД Городец, 2004:В 2-х тт. Т.1 Государство. 896 с., Т.2: Право. 800 с.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Название темы Всего часов Аудиторные В том числе Самосто- ятельная работа
Лекции Семинары
1. Предмет и методология теории государства и права          
2. Происхождение государства и права          
3. Государство: понятие, сущность, типология          
4. Форма государства          
5. Государственный механизм (аппарат)          
6. Нормативное регулирование общественных отношений          
7. Право: понятие, принципы, функции          
8. Нормы права          
9. Система права          
  Зачет          
10. Источники (формы) права.          
11. Правотворчество и законотворчество          
12. Реализация права. Толкование права          
13. Право и личность          
14. Правовые отношения          
15. Правовое сознание, правовая культура и правовое воспитание          
16. Правомерное поведение. Правонарушения          
17. Государственное принуждение и юридическая ответственность          
18. Законность и правопорядок          
19. Гражданское общество и правовое государство          
20. Типология систем права: основные «правовые семьи» современности          
  Экзамен          
  Итог          

Лекция 9: «Система права».

Время проведения: 2 часа

Учебная цель: изложение основных дидактических единиц и рассмотрение проблемно-дискуссионных вопросов по теме «Система права», осуществление элементов контроля ранее усвоенного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.017 с.)