Глава VI. Государственное обеспечение после 1917 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VI. Государственное обеспечение после 1917



ГОДА В РОССИИ

Создание государственного обеспечения и просвещения

После 1917 года

Переломным моментом в развитии благотворительности и народного образования в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, была запрещена любая благотворительная деятельность. 19 ноября 1917 г. были упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, вскоре – совет детских приютов и учреждений Императрицы Марии и многие другие. Все приюты и детские дома стали государственными. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактическое ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой социальной работы, государство было вынуждено взять на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов – первой мировой войны, революции, гражданской войны – очень возросло. В особенно тяжелом положении оказались дети. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – вот лишь некоторые острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.

Декретом 9 ноября 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занималась разработкой основ строительства народного образования. Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский выступил с воззванием к населению, учащим и учащимся. В этом документе были отражены основные принципы и задачи по просвещению: всеобщее начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению проблем школы.

В январе 1918 г. начался процесс ликвидации старой школы – учебных округов с их попечителями, упразднение должностей директоров и инспекторов начальных народных училищ.

15 декабря 1917 г. все учебные заведения связанные с церковью передаются в Наркомпрос и преобразуются в общеобразовательные школы. 21 января 1918 г. В.И. Ленин подписывает Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Объявляется свобода совести, в школах устраняются все религиозные обряды. Для организации социального воспитания было принято важное решение о ликвидации сословных и национальных ограничений, неравенство прав женщин в народном образовании. Советское правительство проводит реформу правописания, согласно которой устраняется буква «ятъ» в конце некоторых слов, буквы «i» и «фита» (греческого происхождения).

В течение 1917-19 гг. было проведено несколько Всероссийских съездов учителей (июнь, август 1918 г., январь 1919 г. и т.д.), принято ряд Постановлений: «Постановление о повышении народным учителям зарплаты до 100 рублей», «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей». Педагогических кадров не хватало, а количество школ – росло, поэтому учительские семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы. Все учительские институты были преобразованы в высшие педагогические учебные заведения. Для поступающих в высшие учебные заведения в 1920 г. открываются 4-х годичные рабочие факультеты (рабфаки).

В августе 1918 г. А.В. Луначарский доложил съезду ВКП(б) «Декларацию об единой трудовой школе», где были изложены и утверждены следующие принципы: 1. Связь школы с политикой. 2. Общедоступность и бесплатность школы.3. Введение всеобщего и обязательного начального образования. 4.Школа стала состоять из двух ступеней (1-ая –5 лет, 2-ая - 4 года).5. В школе отменено религиозное воспитание. 6. Школа становится политехнической. 7. Устанавливается необходимость связи школы с жизнью. 8. Уделяется большое внимание эстетическому и физическому воспитанию в школе. 9. Провозглашается уважение личности учащихся и вводятся ученические организации.

26 декабря 1919 г. В.И. Ленин подписывает декрет о ликвидации неграмотности. При всех больших начинаниях и прогрессивных намерениях в это время было сделано ряд ошибок: отмена экзаменов и домашних заданий, введение в школах ремесленнического труда по 10 часов в неделю, провозглашение учителя «старшим братом разновозрастной семьи» и т.д.

«20 октября 1920 г. В.И. Ленин выступил с речью на 3-м съезде комсомола. Эта речь имела исключительное значение для развития советской школы и педагогики. Несмотря на тяжелое положение в стране (война, разруха, хлебный паек в Москве составлял 50 грамм в день и т.д.), Ленин выдвинул перед молодежью задачу – учиться. «Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будет переработаны в его сознании все полученные знания» (Ленин В.И. П.С.С. Т.31, с.263). Учение необходимо соединить с участием в коммунистическом строительстве. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». В.И. Ленин считал, что коммунистическое воспитание – прежде всего воспитание сознательной дисциплины. Важно при этом преодолеть разрыв между воспитанием и материальным производством. Нужно воспитывать у молодежи организованность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, воспитывать любовь к социалистическому Отечеству и готовить молодежь к его защите.

В январе 1919 г. был создан Государственный Совет защиты детей под председательством А.В. Луначарского. По решению этого Совета беспризорные дети были эвакуированы из городов в южные хлебородные районы России.

После революции 1917 г. появилось сначала Министерство, а затем Народный Комиссариат Государственного Призрения (НКГП). Вместо запрещенных благотворительных учреждений появляются отделы в НКГП. Так, в ноябре 1917 г. был образован комитет «Союза увечных воинов».

В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными органами власти задачу: выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему научных исследований. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное страхование и социальное обеспечение жилищного строительства, здравоохранения и курортного обслуживания. К марту 1918 г. намечаются новые направления в социальном обеспечении: выдача пайков семьям, где кормилец призван на фронт, представление убежища военно-увечным и назначением им пенсий, курирование учебных заведений государственного призрения.

В январе 1918 г. вводится налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый билет был введен сбор на поддержку нуждающимся.

Исходя из задач строительства социалистического общества, в апреле 1918 г. образуется Наркомат Социального Обеспечения (НКСО). При оказании помощи соблюдался классовый подход, т.е. тем, кто не использовал чужого труда.

25 июня 1918 г. проходил 1 съезд Комиссаров Социального обеспечения, который определил организационные задачи и функции социального обеспечения.

В период НЭПа в начале 20-х годов появляются новые формы помощи и взаимопомощи: кооперация инвалидов, социальное страхование рабочих, обеспечение семей красноармейцев, помощь «жертвам контрреволюции», помощь при стихийных бедствиях и т.д. К «жертвам контрреволюции» относят политических эмигрантов, политических беженцев, политически амнистированных и их семьи.

С 1919 г. оказывается трудовая помощь. Согласно этой помощи, старики и увечные направлялись в убежища, дети – в детские дома, безработные – в отделы по трудоустройству, а «тунеядцы» – в «специальные трудовые коммуны».

Законами от 16.02.23 г. и 24.04.23 г. были установлены персональные пенсии, которые делились на центральные, республиканские и местные (краевые, губернские, окружные). Число пенсионеров, получающих персональные пенсии к 1927 г. достигло 6500 человек.

Большое социальное значение имело организация в 1921 г. четырехгодичных фабрично-заводских училищ, а в 1923 г – школ крестьянской молодежи. 31 августа 1925 г. было решено ввести всеобщее начальное обязательное обучение. Для реализации этого решения были созданы и изданы комплексные программы, где классно-урочная система обучения объявлялась устаревшей формой. Классы заменили подвижными звеньями и бригадами. По этим программам была отброшено предметная система обучения, кое-где вводят Дальтон-план, а лабораторные занятия подменили организованное обучение самообразованием. Практиковалась бригадная форма работ по темам: «Природа», «Труд», «Общество». В школе вводится обучение общественно-полезному труду, например, «научные основы разведения кур». И только в 1931 г. была осуждена теория «отмирания школы», «метод проектов», ремесленнический труд в школах. Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» было решено иметь новые учебные программы, чтобы учащиеся получали прочные, систематические знания основ наук. Для улучшения обучения рекомендовались следующие методы: изложение учителя, самоподготовка, письменные, графические и лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, проведение экскурсий. Как форму контроля знаний были осуждены тесты и вводились проверочные испытания в конце года. В Постановлении говорилось о необходимости введения строго режима в школе, где остатки теории свободного воспитания, отсутствие всяких наказаний отрицательно отразились на падении уровня дисциплины.

В 1934 г. вышло Постановление о школьных учебниках, где осуждалась практика динамичных, «рассыпных» учебников, которые обновлялись ежегодно и ставилась задача создать учебники на ряд лет.

На 1-ом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 г. был создан российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), а с 1924 года – ВЛКСМ. Основой ВЛКСМ были первичные комсомольские организации. Высший орган – съезд ВЛКСМ. Между съездами работой руководит ЦК ВЛКСМ. В члены комсомола принималась молодежь с 14 до 28 лет. Работа комсомольской организации регулировалась принципами, правилами, которые были сведены в единый документ - Устав ВЛКСМ. В 1922 г. ВЛКСМ взял шефство над военно-морским флотом, над военно-воздушными силами в 1931 г., кроме того, комсомол шефствовал над сооружением важнейших народно-хозяйственными объектами, руководил пионерской организацией страны.

Школьный комсомол в своей работе использовал такие методы, как убеждение, товарищеская критика, стимулирование инициативы и развитие самодеятельности молодежных организаций. Его деятельность была органической частью учебно-воспитательного процесса школы, учитывала возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Особенностью школьной комсомольской организации является обновление ее состава каждый год, что требовало обеспечения преемственности и сохранения традиций комсомольского актива. Эта организация играла ведущую роль в организации и функционировании ученического самоуправления. Важнейшими средствами развития активности школьников были комсомольские и пионерские поручения. Был разработан перечень пионерских поручений в отряде и дружине. В комсомольских организациях проводились Ленинские чтения и зачеты, общественно-политические аттестации. Главной нравственной нормой был лозунг: «Ни одного отстающего рядом». В комсомольских организациях была традиция поощрения учащихся, добившихся высоких результатов в учебе, значками ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу», Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов комсомола, занесение на Доску Почета, в Книгу комсомольской чести.

Система трудового воспитания школьного комсомола состояла их многочисленных акций: субботники и воскресники, трудовые десанты, работа по организации самообслуживания, соревнования по сбору бумажного сырья, вторичных полимерных материалов, «Живи книга» и т.д. Традиционными были трудовые подарки, которые дарят школе ее выпускники: оборудование учебных кабинетов, пионерских и комсомольских комнат, учебных мастерских, музеев, сооружение спортивных и географических площадок и т.д.

К сожалению, в застойные 1970-80 годы деятельность комсомольских организаций была значительно ослаблена, а вскоре и вообще прекратилась

В 1919 г. в стране стали возникать первые детские коммунистические организации: «Муравейник» в Перми, «Детский интернационал» в Киеве, «Детские исполкомы» в Белоруссии, «Юнки (юные коммунары) в Москве и т.д.

У истоков пионерского движения стояла Н.К. Крупская, которая разрабатывала вопросы содержания пионерской работы, ее социалистической направленности, развития самодеятельности и общественно-политической активности ребят. В начале 1922 г. появились первые группы юных пионеров имени Спартака, а 19 мая на 2-й Всероссийской конференции комсомола было оформлено создание пионерской организации. В тот день на Красной площади в Москве состоялся первый парад юных пионеров. С тех пор 19 мая отмечается как праздник рождения пионерской организации. 23 января 1924 г. решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина.

Первые пионерские организации создавались при рабочих клубах и на промышленных предприятиях. Вся их деятельность сводилась к общественно полезному труду. И только с 1923 г. пионерское движение проникает в школу, а с 1924 г. комсомол берет шефство над школьной пионерской организацией.

Постепенно была разработана теория и методика воспитательной работы пионерской организации, которая выделилась в особую отрасль педагогических знаний и развивалась как самостоятельная научная дисциплина. Пионерская организация выполняла следующие функции:

-включение детей и подростков в практику социалистического строительства;

-подготовка из пионеров резерва для пополнения рядов ВЛКСМ;

-содействие всестороннему развитию личности, формирование активной гражданской позиции;

В работе пионерских организаций использовались следующие принципы:

-принцип идейно-политической направленности пионерской работы, ее связи с жизнью, с практикой социалистического строительства;

-принцип общественно полезной направленности;

-принцип самодеятельности и инициативы пионеров в активизации пионерской работы;

-принцип романтики и красочности пионерской работы.

В пионерских организациях складываются законы: закон слова, закон дела, закон заботы, закон дружбы, закон чести. Цель и задачи пионерской организации доводились до сознания детей в наглядной и образной форме через символы, атрибуты и ритуалы. К символам относились: Герб, Флаг, Гимн, Законы пионеров, девиз пионеров, Торжественное обещание пионера, Красное знамя пионерской организации, красный флаг отряда, красный галстук и значок пионера, октябрятский флажок, октябрятская звездочка, пионерский салют, почетное имя дружины или отряда. При этом флаги, галстук, значки, горн и барабан – это и символы, и атрибуты пионерской организации.

Основными формами пионерской организации были пионерские утренники, шествия, слеты, костры, сборы. Каждая организационная форма была детально отработана, носила романтический характер из-за новизны и необычности тематики, из-за торжественности и красочности ритуалов. Остается пожалеть, что громадный педагогический потенциал, накопленный пионерскими организациями, в настоящее время не востребован.

В апреле 1920 г. в Екатеринбургской губернии выплачивались пенсии 25 тысячам инвалидов и 23 632 семьям, потерявшим кормильца. По всей губернии была открыта сеть патронатов, в которых призревались 610 детей до 3-х лет и 28 яслей на 693 ребенка. В некоторых местах, например, в Екатеринбурге и Ирбите организовывались молочные кухни, которые по предписанию врача снабжали молоком детей в возрасте до 8 лет.

Усилиями подотделов в Екатеринбурге было открыто 4 учебно-показательных мастерских для инвалидов: сапожная, портновская, переплетная и резино-клеевая. Всего в губернии было открыто 10 подобных мастерских.

Общее количество самодеятельных и несамодеятельных нищих по переписи 1926 г. составляло в СССР 162 000 человек или 121 человек на 100 000 населения. Женщин среди нищих было больше, чем мужчин. Городских нищих в два раза было больше, чем сельских. По мере увеличения возрастных групп растет и число нищих. На пожилой и старческий возраст падает 77% общего числа нищих. По социально-трудовому положению нищими являются выходцы из крестьян и иждивенцы.

В смысле «методики» прошения милостыни к этому времени, можно сказать, что она деградировала. Подавляющее большинство просят на безработицу, на пропитание. Молодые профессионалы, прося милостыню у каждого прилично одетого прохожего, настойчиво следуют за ним и рассказывают о тяжелом материальном положении, безработице и т.д. Есть особая группа нищих – «интеллигентов», просящих 10-15 копеек. Если следует отказ, то обращаются к другому прохожему, ни чуть не смущаясь. Иногда они называют свою старую профессию и просят: «Подайте бывшему артисту (учительнице, дворянину) и т.д.!

Согласно переписи населения в 1926 г. на селе проживало 82%, а в городе – 18% населения, поэтому социальную помощь направляли главным образом на крестьян. Особенно это показательно в 1921 г. в связи с массовым голодом, когда голодало около 30 млн. человек и умерло около 5 млн. человек. На селе организовывались комитеты общественной взаимопомощи, которые контролировали обработку земли красноармейцев, сирот и бедноты. Они же оказывали правовую помощь при взимании налогов с малоимущих, при отпуске леса, наделении лугами, при поддержке школ и больниц. Проводились «воскресники» и «субботники», средства от которых шли на помощь беднякам. Крестьянская взаимопомощь становилась обязательной повинностью. Засуха и голод в Поволжье (1921 г.) потребовали создание Центральной комиссии помощи голодающим «Помгол», которая имела чрезвычайные полномочия. По всей стране организуется помощь голодающим, идет помощь и из-за рубежа.

Советская власть начинает заботиться о спасении детей. 10 февраля 1921 г. при ВЦИКе организуется Комиссия по улучшению жизни детей. Организуются также детские дома, трудовые коммуны пионерские дома, которые дали «путевку в жизнь» тысячам беспризорников. Детские дома размещались в хороших особняках, с большими наделами земли, с садами и огородами. В них открывались швейные, столярные, сапожные и переплетные мастерские. Было предусмотрено, чтобы в детских домах был хор и духовой оркестр, клуб и библиотека. В пионерские дома принимали по 60 – 80 детей до 12 лет. В этих учреждениях проводилась работа по правовой защите детей от жестокого обращения в семье, от эксплуатации. В мае 1930 г. было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями и колхозами, что укрепляло их материальную базу и решало проблему трудоустройства и обеспечение жильем воспитанников.

30 декабря 1922 г. было провозглашено создание Союза Советских Социалистических Республик. Это было государство нового типа, с новой формой объединения разных народов и этнических групп в многонациональное государство. В период существования СССР социальное обеспечение изменилось как по форме, так и по содержанию. С 1922 г. рамки социального обеспечения расширились. Оно приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей.

В конце 1920-х годов было законодательно оформлено социальное обеспечение всех слоев трудящихся, при всех видах потери трудоспособности, а также впервые в мире защита от безработицы. В августе 1925 г. было принято «Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда». Им назначалось пенсионное обеспечение при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа в 8 лет. В те годы проблемами инвалидов занимались: Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). Все эти союзы и общества создавали возможность трудоустройства инвалидов путем организации артелей и кооперативов. Кроме того, они организовывали кассы взаимопомощи, санаторно-курортное лечение инвалидов, протезирование на основе отечественного производства. Однако и здесь действовал классовый подход, так как запрещалась помощь инвалидам, принадлежащим к социально чуждым элементам: инвалидам белых армий, кулакам, бывшим фабрикантам, помещикам, жандармам и т.д.

Практиковавшаяся в СССР система помощи, как мы видим, не имела аналогов в мировой практике и являлась специфической советской производной. Необходимо заметить при этом, что не все декларированные социальные права и свободы полностью обеспечивались, так как это обуславливалось внутренними и внешними факторами.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних. В вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно развиваются педология и социальная педагогика. Педология на основе систематизированных знаний о ребенке ставила перед собой задачу обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок; безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями. Основными постулатами социальной педагогики и педологии являлись воспитание и образование ребенка на основе знания среды и знания ребенка. Эти знания определялись с помощью анкет и тестов.

Однако социальная педагогика и педология развивались недолго, фактически они приостановили свое существование после Постановления ЦК ВКП/б 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Социальной педагогике была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей эту школу в социальной среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальная педагогика и понятие «среда» были дискриминированы и вытравлены из профессионального сознания педагогов на долгие годы. Как отрицательный факт этого можно назвать то, что учителя с тех пор перестали изучать детей.

1936 г. характерен тем, что тогда были введены персональные звания учителей, была повышена им зарплата в полтора-два раза и вводилась аттестация учителей. В эти годы намечается оживление педагогической науки: были изданы два учебных пособия по педагогике для институтов и два – для учителей. В 1937 г. начал издаваться журнал «Советская педагогика».

Социальной работой тогда занимались братья и сестры социальной помощи. Это были люди не моложе 21 года. Они оказывали всестороннюю помощь детям, а в трудные годы – передавали детей в крестьянские семьи. Передача детей из воспитательных учреждений в семью осуществлялась по письменному заявлению. Согласно Постановлению от февраля 1927 г. СНК РСФСР, все государственные, кооперативные, общественные и частные учреждения были обязаны принимать на работу подростков.

На 1920-30-е гг. пришелся расцвет целой плеяды талантливых педагогов и психологов, ученых и практиков: А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Щацкий, В.Н. Сорока-Росинский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков получили заслуженное международное признание.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939 гг.) осуществил беспримерный в социально-педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-26 гг., под Полтавой, с 1926 г. в Куряже, близ Харькова) и в детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-33 гг., в пригороде Харькова). Ему принадлежит заслуга в разработке теории и методики коммунистического воспитания в коллективе и через коллектив, в проведении опыта соединения обучения с производительным трудом, в развитии теории семейного воспитания. Его произведения «Педагогическая поэма»(1935г.), «Флаги на башнях»(1938 г.), «Марш 30 года» (1932 г.), «Книга для родителей»(1937г.) и многочисленные статьи стали настольными учебниками для нескольких поколений российских и зарубежных учителей.

Павел Петрович Блонский (1884-1941 гг.) – выдающийся педагог и психолог советского периода. Еще до Октябрьской революции написал несколько статей, в которых подверг резкой критике существующую тогда школу как казарму и монастырь. Он утверждал, что школа – организация не только учения, но и всей жизни ребенка. После революции пишет работу «Трудовая школа» (1919 г.), где раскрывает значение индустрии в развитии человечества, роль завода как колыбели коллективизма. В своих трудах доказывает необходимость введения производительного труда в школе, развития творчества у детей, учета отношений детей разных возрастов. Анализируя роль труда в становлении личности, Блонский делает вывод, что вопросы воспитания решает не сам труд, а те социальные и научно-технические отношения, в которые он включен.

В 1919 г. П.П. Блонский создал в Москве «Академию коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской», целью которой было социальное воспитание подрастающих поколений и подготовка педагогов - социальных работников. Учитывая громадную роль учителя в воспитании детей, он призывал: «Учитель, стань человеком!». В 1925г. он издает учебник «Педология» и первый советский учебник «Педагогика».

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.) начал педагогическую деятельность в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где он совместно с А.У. Зеленко и другими педагогами организовал первые в России детские клубы и детские внешкольные учреждения. Летом 1905 г. они вывезли на летнюю дачу в Щелково 14 подростков. В их жизнь на даче были введены разнообразные воспитательные процессы, начиная от трудовых и кончая совместными играми. Требования, связанные с соблюдением всех правил, положительно сказались на поведении детей. В 1911 г. вместе с женой он организовал в Калужской губернии трудовую колонию «Бодрая жизнь», где летом 80 подростков отдыхали и занимались физическим трудом.

В 1919 г. Шацкий создает «Первую опытную станцию по народному образованию», включающую детские сады и школы 1-й и 2-й ступени. Под его руководством в этих учреждениях разрабатывалась и на практике проверялась организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы школы и вопросы подготовки учителей в процессе их педагогической деятельности. Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из физического труда, игр, занятий искусством, умственной деятельности и социальной жизни.

Большое значение Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей, комсомольскими и другими общественными организациями.

Замечательный русский педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960 гг.) всю свою жизнь посвятил воспитанию детей.

С 1918 г. Сорока–Росинский работал в школе Путиловского завода, где было введено бесплатное питание школьников, создан ученический клуб – продленный день в школе. В этом клубе ребята трудились круглый год на основе самообслуживания. В 1920 г. Сорока–Росинский возглавил школу имени Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых детей и проявил себя как выдающийся педагог-гуманист. Его принципиальное несогласие с педагогическим Олимпом привело к тому, что он в 1925 г. был освобожден от занимаемой должности и покинул свою любимую «Республику Шкид».

С 1925 по 1928 г. Сорока–Росинский заведовал школой для трудных подростков и одновременно состоял методистом Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), готовившего воспитателей для работы с беспризорниками и трудными детьми. Его кипучая социально-педагогическая деятельность вряд ли была замечена потомками, если бы в 1927 г. не вышла в свет книга авторов Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид», которая сразу приобрела мировую известность. С. Маршак, первый редактор «Республики Шкид», не без основания сравнил Шкиду с Царскосельским лицеем, назвав его пролетарским лицеем.

Шкида времен Викниксора действительно представляла собой блестящее созвездие детских талантов. Из этого небольшого коллектива (60 человек) вышло немало писателей, режиссеров, конструкторов. Школа жила напряженной интеллектуальной жизнью. С каким-то неистовым желанием шкидовцы выпусками десятки журналов, литературных, публицистических, научных. Шкида училась упоенно, вдохновенно. Л. Пантелеев писал: «Благодарны мы Виктору Николаевичу за то, что, собрав нас полудиких, под кровлей бывшего Коммерческого училища, он поставил себе цель не только обуздать, цивилизовать нас, но и сделать из нас в меру возможностей людей интеллигентных…».

Пережив блокаду Ленинграда, 80-ти летний Сорока-Росинский не мог жить без детей. Он организовал детский клуб на дому – «академию», как он сам ее, шутя, называл. В тесно набитой комнате дети из окрестных школ и семей не только «подтягивали школьные хвосты», но и слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству, и вообще говорили про жизнь. Старый педагог бродил с детьми по городу, знакомил их с историей и архитектурой, ездил с ними на море и мечтал о ребячьей флотилии.

В 1935 г. на основании постановления ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» были созданы трудовые колонии отдельно для девушек и юношей. Эти колонии были трех типов: общего типа, для осужденных за тяжкие преступления и трудовые колонии со строгим режимом. Воспитанники этих колоний содержались в них до установленного срока или до совершеннолетия.

С 1930-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег и зарубежного социального опыта.

В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой практику социальных отклонений и систему социальной помощи нуждающимся в ней людям.

В 1930-е годы вводятся новые классификации инвалидности, им должны оставлять 2% рабочих мест на предприятиях, появляются персональные премии и пенсии равные 55 рублям в месяц (деятели партии, революции, науки и т.д.). К 1926 году таких персональных пенсионеров было 99 730 человек.

Первые пенсии по старости устанавливаются для работников текстильной промышленности в 1928 г. Возраст для назначения пенсии был для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет, а трудовой стаж должен быть не менее 25 лет. Но в 30-е годы стал выдвигаться тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством», поэтому главным становится трудоустройство инвалидов и их обучение. В связи с переходом сельского хозяйства на колхозные рельсы, произошел переход от индивидуальных методов помощи к коллективным.

В 1937 г. выходит новое положение о Народном Комиссариате Социального обеспечения РСФСР. Задачи его расширяются от обеспечения материальными благами инвалидов и до работы ВТЭК, до подготовки кадров социального обеспечения. К концу 30-х годов исследование вопросов социальной политики, вообще, прекратилось.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. социальная помощь была связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с попечением детей-сирот. Издается ряд Указов по порядку выплат пособий семьям (26 июня 1941 г., 1942 г., 1943 г.). Война породила поток раненых и эвакуируемых, что требовало принятия экстренных мер по оказанию им помощи, по организации домов для инвалидов. Потом их преобразовали в трудовые интернаты, где инвалиды занимались трудовой деятельностью, получали новые профессии.

Новые потрясения, связанные с войной, вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета «Правда», - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к нуждам выпавшим из нормальных условий детей, к ним относятся как к жертвам войны. Тысячи детских домов были эвакуированы в глубь страны, создавались новые детские дома, куда привлекались и граждане для воспитания детей в форме опеки и патронажа. Так, на Урале было размещено 812 эвакуируемых детских домов, интернатов, детских садов, спецшкол. Всего в этих учреждениях находилось около 100 000 человек. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется!), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на нужды эвакуируемых детей. В школах и интернатах ставятся задачи:

- дать всем детям начальное образование;

- поднять качество учебы, идейно-политическое и физическое воспитание, агротехническую подготовку учащихся;

- развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения;

- организовать труд учащихся на оборонных предприятиях и в сельском хозяйстве.

В 1942 г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности». Выполняя это постановление, низовые комсомольские организации выявляли беспризорных детей и отправляли их в детские дома, создавали свои детские дома.

В августе 1943 г. вышло постановление правительства «О неотложных мерах по восстановлении хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», где намечались меры по устройству детей-сирот: открылись 459 суворовских училищ по 500 человек, 23 ремесленных училищ по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников-распределителей. В эти учреждения направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны. В эти годы возрождается практика передачи детей-сирот в семьи.

В 1943 г. для работающих учащихся открываются школы рабочей и сельской молодежи.

 

Вопросы и задания для повторения:

1. Слом системы призрения и начало формирования системы социального обеспечения населения после 1917 г.

2. Борьба с последствием голода в Поволжье.

3. Преодоление детской беспризорности.

4. Социальное обеспечение населения в годы Великой Отечественной войны.

Рефераты:

1. Деятельность А.С. Макаренко в колонии несовершеннолетних преступников.

2. Деятельность С.Т. Шацкого по организации работы с детьми.

3. Социальная помощь при дезадаптивных, девиационных и стрессовых ситуациях.

Основные понятия: классовый подход при социальной помощи; Наркомат социального обеспечения; собес; социальное страхование; врачебно-трудовые экспертизы; Всероссийский совет кооперации инвалидов; Всероссийское общество слепых; Всероссийское общество глухонемых; социальная реабилитация раненых; эвакуация; трудовые интернаты; суворовские и нахимовские училища; беспризорник; коллективное хозяйство; права человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.25 (0.072 с.)